Автомобильные предохранители: как выбрать надежную защиту

Автомобильные предохранители: как выбрать надежную защиту

В современном автомобиле даже электрический предохранитель – уже не просто проволочка. Разбираемся в их многообразии.

Шуточный закон Клипштейна гласит, что прибор, защищаемый быстродействующим плавким предохранителем, сумеет защитить этот предохранитель, перегорев первым.

Зачастую примерно так и происходит, когда при замене предохранителя неопытная рука втыкает вместо него, например, канцелярскую скрепку. Еще известны аналогичные случаи с китайскими предохранителями, которые вообще не желали перегорать, поскольку были выполнены из толстенной проволоки.

В общем, у автомобильного предохранителя есть всего два основных требования: он должен сгорать в нужный момент и не должен сгорать в ненужный момент. Для этого производители автомобилей используют предохранители разных номиналов.

Старшему поколению хорошо знаком биметаллический предохранитель на 220 В. Он может переключаться как автоматически, так и вручную. В общем, это называется «вечным предохранителем».

Если установить предохранитель с слишком высоким номинальным током — то в случае аварийной ситуации он может не сработать. Например, при заклинивании электромотора привода стеклоочистителей или вентилятора, электропроводка начнет плавиться — это может привести к серьезным последствиям.

В крайнем случае можно установить предохранитель с номиналом немного выше рекомендуемого — например, 25 А вместо 20 А, но только временно.

Все чаще можно встретить автомобили, у которых на клемме батареи установлены предохранители. В большинстве случаев они предназначены для защиты силовой цепи генератора.

Если номинальный ток будет занижен, то предохранитель будет постоянно перегорать при нормальной эксплуатации. Поэтому владельцам подержанных автомобилей рекомендуется всегда проверять соответствие заменяемого предохранителя исходным требованиям. В этом поможет маркировка гнезда или документация по автомобилю. Возможно, предыдущий владелец установил неправильный предохранитель вместо нужного.

Когда плавкая вставка перегорает внутри, светодиод начинает гореть. Это сразу бросается в глаза при осмотре блока предохранителей: не нужны ни схема, ни тестер. Полярность подключения не играет роли. Когда предохранитель целый, он замыкает светодиод, и он не светится. Ясно, что индикатор загорается только тогда, когда водитель пытается включить соответствующее устройство в этой цепи.

Как проверить состояние предохранителя

Для того чтобы убедиться в исправности предохранителя, рекомендуется определить его местоположение. В настоящее время это не представляет проблемы: помогут как надписи на крышке блока предохранителей, так и официальная инструкция к автомобилю, а также, конечно же, интернет.

Если удалось извлечь предохранитель наружу, то в большинстве случаев не понадобятся никакие дополнительные инструменты: сквозь полупрозрачный корпус легко видно, сгорел предохранитель или нет. В случае, если корпус непрозрачный, потребуется простой тестер в режиме прозвонки или даже старый пробник с лампочкой – в этом случае пытаемся зажечь лампочку, подключившись к аккумуляторной батарее через проверяемый предохранитель.

Проверить исправность большинства предохранителей можно, не извлекая их из гнезда. Для этого включаем зажигание и определяем наличие напряжения на обоих выводах. Для этой цели подойдут как тестер, так и пробник с лампочкой. Если напряжение присутствует только на одном выводе предохранителя, то это означает, что он перегорел.

Разновидности предохранителей в автомобиле

В нашей подборке мы представили наиболее распространенные предохранители, которые встречаются на автомобильном рынке, а также некоторые устройства для безопасного подключения новых потребителей.

Номинал предохранителя принято обозначать не только цифрами, но и цветом корпуса.

Сейчас наиболее распространены предохранители, которые имеют разные названия: штыревые, флажковые, ножевые и даже Blade type fuses (по типу лезвия). Корпуса этих предохранителей изготовлены из полупрозрачного пластика и имеют форму буквы П. В зависимости от размеров и номиналов, они классифицируются как Micro, Mini, Regular, Maxi с различными индексами.
Интересно, что существуют предохранители с тремя выводами, например, в категории Micro 3. Они позволяют защищать две разные нагрузки одним предохранителем, что делает блоки компактными.
При установке ножевых предохранителей вы защищены от ожогов, так как беретесь за изолированную часть корпуса, выполненную из цветного пластика. Номинал предохранителя можно определить по его цвету. Кроме того, значение номинала указано цифрами.
При подключении дополнительных устройств, таких как магнитолы, обогреватели и т. д., к бортсети автомобиля, необходимо использовать дополнительный предохранитель для подачи питания. Существует несколько вариантов подключения. Например, можно использовать переходник для подключения к гнезду блока предохранителей — таким образом, как штатная цепь, так и новая цепь будут защищены. Еще один простой способ — найти провод с током и подключиться к нему с помощью другого переходника.
Картриджные предохранители, также известные как кассетные предохранители, используются в автомобилях уже около четверти века, но до сих пор многим кажутся экзотикой. Они имеют пластиковый корпус с направляющими выемками. При этом предохранители могут быть с разъемом «папа», «мама» или иметь резьбовое крепление.
Цилиндрические предохранители были известны владельцам Жигулей уже полвека назад. В то время использовались только номиналы 8 А и 16 А.
Сегодня доступны предохранители с номиналами от 5 А до 25 А. Такие предохранители вышли из употребления, так как они слишком громоздкие и не очень надежно контактируют с клеммами. Кроме того, при установке или снятии цилиндрической вставки есть вероятность получить ожоги на пальцах.
Наглядная демонстрация работы предохранителя со светодиодом. Кстати, в научно-популярных журналах раньше рекомендовалось использовать подобное решение для квартирных пробок, только там советовали подключать параллельно неоновые лампочки. Если пробка «сгорает», лампочка загорается.
Часто в подкапотном блоке предохранителей используется многозадачный силовой предохранитель, который требует полной замены при перегорании одной перемычки.
В прошлом, на левом брызговике ГАЗ-3110, был установлен блок с двумя предохранителями: один на 30 А для защиты цепи электровентилятора системы охлаждения двигателя, и другой на 60 А для защиты всех остальных цепей, кроме стартера. Эти плавкие предохранители с креплением под винт были хорошо известны и использовались долгое время. Сейчас существуют новые конструкции предохранителей с ленточными вставками, которые защищены пластиковым корпусом и предотвращают разлет расплавленной пластины в стороны в случае нештатной ситуации.
Вместо стандартных предохранителей можно установить почти такие же, но с некоторыми особенностями. Например, можно использовать предохранитель с возобновляемым действием. Этот многоразовый термобиметаллический предохранитель восстанавливается через 4–5 секунд после отключения. Еще один вариант — предохранитель с ручным восстановлением: на его верхней части есть кнопка.
А самый эффектный способ улучшить предохранители — это установка предохранителей с встроенными светодиодами, которые горят, когда предохранитель перегорел. Да, светодиод начинает светиться именно после перегорания предохранителя.

Мы рекомендуем заранее узнать, какие предохранители установлены в вашем автомобиле, и всегда иметь их при себе. Вдруг они понадобятся?

История часов и предохранителей

Французский электротехник Луи Франсуа Клеман Бреге считается изобретателем плавкого предохранителя. В 1847 году он заметил, что провода маленького сечения могут использоваться для защиты телеграфных установок от грозовых перенапряжений и прямых ударов молнии.

Интересно, что Луи Франсуа Клеман Бреге является внуком Абрахама-Луи Бреге, чье имя носит одна из самых известных марок часов в мире. Еще более любопытно, что первый патент на предохранитель получил Томас Эдисон, который родился только в 1847 году…

  • Вы знаете, какую клемму снимать первой: «Плюс» или «масса»?
  • ВКонтакте — место, где можно читать «За рулем»

Построим для вас дом или коттедж «под ключ». Это просто!

Идеальный способ начать жить за городом — посетить выставку загородных строений.

Для этого вам даже не нужно покидать Москву: здесь вы найдете дачные дома и коттеджи в Москве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: