Грузовик ГАЗ-66: легенда отечественного автопрома

Все, что нужно знать о легендарном ГАЗ-66, известном как «шишига»

ГАЗ-66, который получил прозвище «шишига», является одной из самых известных легенд отечественного автопрома. Даже спустя более полувека после его создания, этот замечательный грузовик все еще можно увидеть на дорогах нашей страны.

Фото: Владимир Войтенко / Фотохроника ТАСС

Фотография: Владимир Войтенко / Фотохроника ТАСС
Также, ознакомьтесь с этой статьей

В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО

Что представляет собой «шишига»

«Шишига» или «шишок» — это прозвище, которое приклеилось к советскому двухосному грузовику повышенной проходимости ГАЗ-66, который выпускался серийно с 1964 по 1999 год. У этого автомобиля есть два объяснения народного названия:

  1. В русских сказаниях «шишига» — это существо, похожее на кикимору, которое обитает у лесных рек и болот. ГАЗ-66 чувствовал себя как дома в таких условиях, и его грубоватый внешний вид соответствовал представлениям о нечистой силе. Так что все логично.
  2. Слово «шишига» звучит похоже на число 66. Возможно, это просто совпадение.

ГАЗ-66 стал легендой отечественного автопрома не только благодаря своей долгой жизни, но и из-за своих выдающихся способностей на бездорожье, а также его узнаваемого дизайна кабины.

История создания «шишиги»

ГАЗ-66 был разработан с учетом требований военных, которым не угодил предшественник «шишиги» — ГАЗ-63, также полноприводный. Существовало несколько причин, по которым ГАЗ-63 не устроил военных:

  • Двигатель мощностью 70 лошадиных сил оказался недостаточно мощным;
  • Высокий центр тяжести приводил к увеличению склонности грузовика к опрокидыванию;
  • Проходимость оказалась посредственной.

В дополнение к устранению недостатков ГАЗ-63, была поставлена задача сделать новую модель максимально компактной, при этом сохраняя грузоподъемность в 2 тонны, чтобы облегчить переброску по воздуху.

Инженерный коллектив Горьковского автозавода, под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина, занимался проектированием уникальной машины, известной как «шишига». В то время главный конструктор ГАЗа, который создал грузовик ГАЗ-51 и был удостоен медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинской премии, был Александр Дмитриевич Просвирнин. Неповторимый внешний вид «шишиги» был разработан дизайнерами ГАЗа — Львом Михайловичем Еремеевым и Борисом Борисовичем Лебедевым.

Октябрь 1968 г. Грузовой автомобиль ГАЗ-66 производства Горьковского автомобильного завода во время испытаний на крутом подъеме.

В октябре 1968 года на крутом подъеме проходили испытания грузового автомобиля ГАЗ-66, произведенного на Горьковском автомобильном заводе. (Фото: Владимир Войтенко / ТАСС )

Опытные экземпляры ГАЗ-66 были отправлены на испытания еще в 1957 году, однако из-за отсутствия подходящего двигателя грузовик не могли запустить в серийное производство в течение семи лет. В качестве временной меры до 1962 года выпускали небольшую серию бескапотного ГАЗ-62 с 85-сильным 3,5-литровым шестицилиндровым двигателем, который был разработан еще до Второй мировой войны.

В конце 1950-х годов Заволжский моторный завод (ЗМЗ) начал производство полностью алюминиевого бензинового V8 для представительских автомобилей ГАЗ-13 «Чайка» и специальных версий 21-й «Волги». На основе этого двигателя была разработана версия серии ЗМЗ-53-66 с уменьшенным объемом с 5,5 до 4,3 литра и мощностью 115 лошадиных сил, которой сразу же начали комплектовать автомобили ГАЗ-66. Первый серийный грузовик сошел с конвейера в июле 1964 года. Новый грузовик ГАЗ-66 выгодно отличался от своего предшественника, ГАЗ-63, следующими параметрами.

  1. Существенно большей удельной мощностью (32 лошадиные силы на тонну против 21 лошадиных силы на тонну снаряженной массы). Максимальная скорость поднялась с 65 до 90 километров в час.
  2. Улучшенная управляемость грузовика достигается за счет смещения двигателя под кабину, что позволяет достичь развесовки по осям 50:50. Это также приводит к более низкому центру тяжести. В результате, когда «шишига» проходит поворот радиусом 25 м со скоростью 65 км/ч, она несет меньший риск опрокидывания, чем ГАЗ-63, который может опрокинуться при скорости 44 км/ч.
  3. Гораздо большей проходимостью. Это было объяснено не только увеличением клиренса с 270 до 315 мм. Кроме двухступенчатой раздаточной коробки, в трансмиссии ГАЗ-66 использовались передний и задний межколесные дифференциалы с блокировкой. Вместе с появившейся в 1966 году централизованной системой регулирования давления в шинах в зависимости от типа покрытия они позволяли «шишиге» с ее тяговитым двигателем (284 Нм при 2000–2500 об./мин. против 205 Нм при 1500–1700 об./мин. у ГАЗ-63) в сухую погоду брать на хорошем грунте 37-градусный, а на сыпучем — 22-градусный подъем, тогда как ГАЗ-63 срывался в пробуксовку на 28- и 4-градусных уклонах соответственно.
  4. Наличием гидроусилителя руля, что значительно облегчало управление.
  5. Увеличенной площадью грузовой платформы.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: