Механическая или автоматическая: какая коробка передач лучше?
Выбор типа коробки передач часто становится сложным вопросом не только для новичков вождения, но и для опытных автолюбителей. Какой вариант предпочтительнее: механическая или автоматическая? А если выбирать автоматическую трансмиссию, на что лучше обратить внимание: на роботизированную коробку передач, вариатор или гидротрансформатор? Мы подготовили материал, который поможет вам определиться с выбором типа коробки передач.
1.8K просмотров
652 открытия
Механическая и автоматическая: изучаем особенности
Прежде чем рассказывать о достоинствах и недостатках определенной коробки передач, стоит разобраться, какие виды они имеют. И начнем мы с механической коробки передач (МКПП). Этот тип трансмиссии имеет простое устройство. Двигатель передает мощность через сцепление. Внутри коробки находится несколько шестерен, которые определяют скорость вращения колес. Эти шестерни переключаются вручную с помощью рычага в салоне автомобиля. Перед переключением необходимо нажимать педаль сцепления.
У автоматической коробки передач (АКПП) может быть несколько типов устройства, но их объединяет один принцип работы. Водитель выбирает режим движения с помощью рычага: вперед, назад, парковка или нейтраль. Остальные операции автомобиль выполняет самостоятельно. А теперь рассмотрим различные виды автоматических коробок передач.
Какие бывают автоматы?
Давайте начнем с гидротрансформатора. Это один из самых старых типов коробок передач, который появился более 100 лет назад. Он состоит из камеры, заполненной специальной жидкостью, в которой находятся несколько колес с лопастями. Одно из колес прямо связано с двигателем и вращается, при этом остальные колеса не соприкасаются друг с другом. Вместо этого, движение передается через циркуляцию жидкости. Среди всех автоматических трансмиссий, гидротрансформатор является самым надежным вариантом.
Роботизированная коробка переключения передач, также известная как РКПП, является вторым типом коробки передач. Она представляет собой значительно модернизированную механику, в которую были добавлены устройство выжима сцепления и механизм выбора и переключения скоростей. В результате электроника позволяет системе самостоятельно переключать передачи. Иногда в такую коробку добавляют подрулевые лепестки для переключения передач. С их помощью водитель может принудительно менять передачу, что в некотором смысле имитирует работу механической коробки.
Вариатор – это один из типов автоматической трансмиссии, который отличается от других коробок своим устройством. Он состоит из двух шкивов и клиновидного ремня, соединяющего их. В отличие от других коробок передач, вариатор не имеет ступеней, а скорость вращения регулируется путем изменения диаметра шкивов, которые состоят из двух конусообразных элементов. В результате вариатор обеспечивает очень плавное переключение передач, так как не имеет фиксированных скоростей. Однако, уязвимым элементом его конструкции является клиновидный ремень.
Механическая коробка передач также имеет свои плюсы и минусы.
Одним из главных преимуществ механической коробки передач является ее простое устройство и высокая надежность. Механика практически не подвержена поломкам, и ее ресурс достаточно долгий благодаря минимальному количеству электроники. В случае поломки, ремонт МКПП проще произвести. Кроме того, обслуживание механической коробки передач проще, и опытные автолюбители могут справиться с этой задачей самостоятельно. Еще одним преимуществом, вытекающим из простой конструкции, является низкая цена. Автомобили с МКПП стоят примерно на 10% дешевле, чем аналоги с автоматической коробкой передач. При этом обслуживание такого автомобиля также обходится дешевле.
Также следует отметить, что в искусных руках плюсами механической трансмиссии будут низкий расход топлива, лучшая динамика и больший потенциал для бездорожья. Если у автомобиля с механической коробкой передач разрядился аккумулятор, его можно запустить «с толкача». Кроме того, механическую трансмиссию часто устанавливают на высокопроизводительные спортивные автомобили с мощными двигателями. Это связано с тем, что МКПП вызывает больше интереса у любителей быстрой езды. Однако у механической коробки передач есть и обратная сторона. Пришло время ознакомиться с ее недостатками.
Во-первых, использование МКПП требует большего мастерства: необходимо умело работать с сцеплением и выбирать правильную передачу. Кроме того, механическую трансмиссию невозможно оснастить современными функциями помощи водителю, такими как экстренное торможение или адаптивный круиз-контроль. Ограничены также и функции, которые можно установить на такие автомобили. Например, при использовании автоматической парковки водитель все равно должен самостоятельно выжимать сцепление, переключать скорости и управлять рулевым колесом. Кроме того, при управлении механической коробкой передач ноги устают быстрее, особенно в пробках. Это связано с тем, что приходится часто нажимать на педаль, из-за чего к концу поездки ноги могут стать очень усталыми.
Плюсы и минусы автоматической коробки передач
Преимущества автоматической трансмиссии явственны и очевидны. В первую очередь, это обеспечивает высокий уровень комфорта во время движения. Водителю не требуется заниматься переключением передач и работой с сцеплением. Такой тип трансмиссии наиболее подходит для крупных городов с частыми пробками и медленным темпом движения. Однако, при движении по трассе, автоматическая трансмиссия и механическая практически не отличаются, так как основная часть пути проходит на одной скорости без необходимости переключений.
У различных типов автоматических коробок передач есть свои собственные преимущества. Как уже упоминалось ранее, вариатор считается наиболее плавной коробкой передач, которая лучше всего подходит для спокойного ритма движения. Наоборот, роботизированная коробка передач подходит для динамичного движения благодаря более быстрым переключениям. Более медленная скорость переключения передач и небольшая масса самого робота помогут снизить расход топлива. Что касается гидротрансформатора, то он легок в обслуживании и обеспечивает достаточно плавное движение.
Автоматические коробки передач имеют несколько недостатков, которые стоит упомянуть. Во-первых, они требуют более высоких затрат на обслуживание. Во-вторых, они менее надежны и требуют прогрева перед использованием. Кроме того, гидротрансформаторы и вариаторы могут быть медленными при переключении, что может быть неприятным на дороге. Роботизированные коробки передач, с другой стороны, имеют более резкие переключения, которые могут быть неудобными. Еще одним недостатком автоматических коробок передач является то, что автомобили с ними нельзя буксировать. Пробуксовки и перегазовки могут привести к перегреву и повреждению коробки передач. То же самое может произойти при езде по бездорожью. И, наконец, еще одним значительным недостатком является то, что водитель, обученный ездить на автоматической коробке передач, не сможет управлять автомобилями с механической коробкой передач.
В итоге можно сказать, что автоматические коробки передач имеют свои плюсы и минусы, и выбор между ними и механическими коробками передач зависит от индивидуальных предпочтений и потребностей водителя.
Какой выбрать: механику или автомат? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Если вы новичок за рулем, то лучше выбрать автоматическую коробку передач. В этом случае поездки будут более комфортными, и вам не придется отвлекаться на переключение передач, что позволит больше внимания уделить дорожной обстановке. Кроме того, некоторые модели автоматических коробок передач по надежности могут сравниться с механическими.
А если вы опытный водитель и хотите снизить затраты на владение автомобилем, то лучше выбрать механическую трансмиссию. Механическая коробка передач также стоит рассмотреть, если вы любите активное вождение и хотите получить максимум эмоций от поездки. Кроме того, лучше учиться в автошколе на механике, такое решение будет более универсальным.
Важно отметить, что механическая коробка передач является устаревшей технологией. Опыт развитых стран в автомобильной промышленности показывает, что они постепенно отказываются от механической трансмиссии в пользу автоматической. Эта тенденция также характерна для китайских автомобилей, которые широко представлены на российском рынке. В Китае автомобили, в основном, предназначены для движения в городах, поэтому механическая коробка передач считается очень неудобной. Поэтому большинство китайских автомобилей, за исключением бюджетного сегмента, оснащены автоматической коробкой передач. Чаще всего это вариаторы и роботы. Таким образом, механическая коробка передач постепенно исчезает из мировой автомобильной промышленности. Однако в России она все еще популярна и широко используется.
Таким образом, выбор коробки передач и автомобиля полностью зависит от предпочтений покупателя. Очевидно, что автоматические коробки передач являются более современным и комфортным решением. Возможно, через несколько десятков лет они полностью вытеснят механические коробки передач. Однако на данный момент оба вида коробок имеют свои преимущества и недостатки. Изучив их, автолюбитель может принять окончательное решение.