История бренда «Москвич»
ТАСС-ДОСЬЕ. 4 сентября 2023 года глава Москвы Сергей Собянин начал производство новой модели автомобиля «Москвич-6».
ТАСС подготовил информацию о происхождении этой марки.
Завод КИМ, проект массового автомобиля
В 1929 году СССР заключил договор с американской компанией Ford Motor Company о строительстве автомобильного завода в Нижнем Новгороде (позже ставший Горьковским автозаводом, ГАЗ). До запуска полноценного производства сборка грузовых автомобилей из комплектующих осуществлялась на двух автомобильных заводах: Государственном заводе №1 в Нижнем Новгороде (позже ставший Горьковским автобусным заводом, сейчас Завод аппаратуры связи им. А. С. Попова), а также на Государственном заводе №2 в Москве. Московское предприятие было размещено на Остаповском шоссе (сейчас Волгоградский проспект) рядом с Московской окружной железной дорогой. В 1930-х годах оно занималось сборкой легковых автомобилей ГАЗ-А и грузовиков ГАЗ-АА сначала из американских, а затем из отечественных комплектующих.
Сразу после начала Великой Отечественной войны, завод КИМ был эвакуирован в Свердловск, где началось производство легких танков Т-60 и Т-70.
Первое поколение «москвичей»
23 мая 1945 года Совет народных комиссаров принял решение о восстановлении автозавода для производства малолитражных автомобилей на базе КИМ. Предприятие было переименовано в ЗМА (позднее МЗМА).
Изначально планировалось запустить на нем производство КИМ-10. Однако в августе 1945 года, вероятно, по личному решению главы советского государства Иосифа Сталина, было решено организовать производство копии немецкого автомобиля Opel Kadett K38, который выпускался в Германии с 1937 по 1940 годы. Согласно некоторым исследователям, документация и оборудование для производства этих автомобилей были вывезены из оккупированных областей Германии. По другим данным, машина была полностью сконструирована заново на основе имеющихся образцов и штампов.
Автомобиль «Москвич-400» был создан в 1946 году как копия «Кадета». Он был переднемоторным заднеприводным седаном с пятью местами в базовой версии. Его двигатель М-400 имел мощность 23 лошадиные силы (л.с.). Кроме седана, на базе первого «Москвича» также выпускались кабриолет, фургон и пикап. В 1954 году появилась модификация «Москвич-401» с более мощным двигателем (26 л.с.). Всего было выпущено около 234 тыс. автомобилей первого поколения «Москвичей». Они стали первыми массовыми автомобилями в СССР, предназначенными для личного пользования.
Второе и третье поколения
В период с 1956 по 1965 годы на МЗМА были выпущены модели второго поколения «москвичей» — 402, 403, 407 и их модификации. Они конструктивно не сильно отличались от первого поколения, но имели кузов понтонного типа и внешний вид, напоминающий автомобиль более высокого класса — ГАЗ-21 «Волга». Общее количество выпущенных экземпляров составило более 553 тысяч.
С появлением «Москвича-407» началась история участия советских автомобилей в международных ралли.
С 1964 по 1988 годы были выпущены новые модели автомобилей — «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2140» и другие, которые отличались более современным дизайном. В 1968 году предприятие получило новое название — «Автомобильный завод имени Ленинского комсомола» (АЗЛК). В 1967 году производство «Москвича-412» было организовано на Ижевском автозаводе (предприятие Минобороны СССР), в результате чего «Иж» стал отдельной маркой автомобилей. Кроме того, «москвичи» собирались из советских комплектующих в Болгарии (на заводе «Балкан» в городе Ловеч) и Бельгии (на совместном предприятии Scaldia — Volga в Брюсселе). В некоторые годы более половины советских «москвичей» были экспортированы за рубеж. Всего было выпущено 3,2 миллиона автомобилей третьего поколения.
Прекращение работы предприятия в четвертом поколении
В 1986 году на АЗЛК (с 1992 года — АО «Москвич») началось производство переднеприводного автомобиля «Москвич-2141» в базовом кузове «хетчбэк». За границей эти автомобили продавались под брендом Aleko. Изначально они оснащались устаревшими двигателями от Волжского автозавода (ВАЗ). В начале 1990-х годов производство начало сокращаться из-за сокращения государственного финансирования. Выпуск модернизированных серий («Князь Владимир», «Иван Калита», «Святогор») и установка более мощных двигателей от французской Renault, которые оказались слишком дорогими после дефолта 1998 года, не помогли улучшить ситуацию.
4 марта 2002 года основной конвейер АЗЛК был остановлен, предприятие закрылось и в 2010 году было ликвидировано в результате банкротства. Всего было выпущено около 716 тысяч автомобилей четвертого поколения.
Автозавод Renault и технополис «Москва» заняли площади АЗЛК.
Возобновление производства автомобилей
24 марта компания Renault объявила о временной остановке работы в России. 16 мая 2022 года мэр Собянин сообщил, что московский автозавод Renault перешел в собственность города и на нем будет возобновлено производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич». Основным технологическим партнером предприятия стал «Камаз».
23 ноября 2022 года на автозаводе началась крупномасштабная сборка автомобилей. Первой моделью, которая была выпущена, стал кроссовер, получивший название «Москвич-3», а также его электрическая версия «Москвич-3e». В течение 2022 года было произведено 600 автомобилей. С марта 2023 года эти автомобили стали доступны в дилерских центрах «Москвич». К началу августа 2023 года было выпущено более 11 тысяч автомобилей. Автомобили этой марки были приобретены полицией, Росгвардией и московским Центром организации дорожного движения. Некоторые из произведенных «Москвичей-3» были приобретены таксопарками и сервисами каршеринга.
29 июня 2023 года немецкий топ-менеджер Ханс-Петер Мозер был назначен генеральным директором компании «Москвич». Ранее он руководил запуском производства грузовиков поколения К5 на «Камазе».
21 августа в рамках Московского урбанистического форума была представлена новая модель седана «Москвич-6» от бренда «Москвич».
В планах на 2024 год — выпуск двух новых моделей автомобилей «Москвич-5» и «Москвич-8».
Кроме того, планируется запустить мелкоузловую сборку параллельно с крупноузловой сборкой в 2024 году. Также в этом же году электромобили «Москвич» начнут использовать батареи, произведенные собственным производством, а к 2025 году они будут оснащены собственным электродвигателем, батареей и бортовым зарядным устройством, произведенными в Москве.