Тонировка автомобилей в соответствии с ГОСТом
Все статьи Новости Автокода Лайфхаки покупателям Тест-драйвы Автоновости Видео Авторынки Разное Купить за xxx рублей Обзоры б/у авто Лайфхаки продавцам Пресс-релизы Рейтинги Отзывы владельцев Противостояние моделей
5 января 2023, 11:22 0 113859
Водители в России предпочитают затемнять стекла своих автомобилей, чтобы защитить салон от посторонних глаз и избежать перегрева от яркого солнца. Однако, если тонировка окон не соответствует ГОСТу, это может повлечь за собой наложение штрафных санкций.
В данной статье мы расскажем, какая тонировка разрешена согласно ГОСТу, а также какие меры наказания применяются за нарушение правил тонировки в 2023 году.
Разновидности тонировки стекол
Для окрашивания окон автомобилей наиболее часто используется пленка, которая приклеивается на внутреннюю поверхность стекла. Это быстро, просто и недорого. Пленка не наносит вреда стеклам и легко снимается.
Существуют следующие виды тонировки:
- Многоразовая силиконовая – это съемная тонировка, которая держится на статике;
- Металлизированная – пленка, покрытая специальным составом, который защищает от выгорания;
- Крашеная – это тонировка, у которой клеевой слой покрыт краской;
- Атермальная – это тонировка, которая защищает салон от проникновения тепла, но не придает стеклу оттенка.
Водители, помимо пленки, могут использовать напыление, которое представляет собой нанесение тонкого слоя металла или полимера на внутреннюю сторону стекла. Также существует возможность использовать съемную тонировку в виде каркасных шторок и сеток, которые легко снимаются и устанавливаются обратно.
Правила тонировки автомобилей
Процент светопропускания тонирующей пленки указывает, сколько света проходит через стекло. Чем выше процент, тем светлее будет тон пленки, и наоборот. Если пленка имеет индекс «5», то в салон проникает всего 5% света, и стекло выглядит, будто оно закрашено черной краской.
Согласно пунктам 4.4.4 и 4.4.5 ГОСТа 33997-2016, независимо от степени пропускания света, существуют два ограничения для тонировки:
- Тонировка окон не должна искажать восприятие зеленого, желтого, красного, голубого и белого цветов.
- Запрещено использование зеркальной тонировки на всех стеклах автомобиля и других видов транспорта. Это покрытие полностью отражает свет фар и может ослеплять водителей в темное время суток.
Для уменьшения вероятности ослепления водителя солнцем, ГОСТ разрешает нанесение светозащитной полосы на верхнюю часть лобового стекла с любой степенью пропускания света. Для автомобилей категории М1 (легковые до восьми мест), M2 (пассажирские более восьми мест, массой до 5 тонн), N1 (грузовые до 3,5 тонн), L6 и L7 (квадроциклы массой до 350 и до 400 кг соответственно) ее ширина не должна превышать 14 см от верхней границы стекла. А для автомобилей категории M3 (пассажирские более восьми мест, массой свыше 5 тонн), N2 (грузовые массой от 3,5 до 12 тонн) и N3 (грузовые массой свыше 12 тонн) – она не должна выходить за верхнюю границу зоны работы дворников.
Какие виды тонировки допустимы согласно законодательству
Все ограничения, касающиеся пропускания света через окна, относятся только к передней полусфере остекления. Разрешенная степень тонировки определена в «Основных положениях по допуску ТС к эксплуатации», а именно в пункте 7.3 Приложения «Перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспорта запрещена» и в ГОСТе на тонировку 33997-2016.
Согласно ГОСТу, тонировка лобового и передних стекол должна быть не более 30%, то есть стекло должно пропускать не менее 70% света. В предыдущих правилах разрешенная степень тонировки передних стекол составляла 70% пропускаемости света, а на лобовом стекле — не менее 75%.
Запреты на тонировку не распространяются на заднее ветровое и задние боковые стекла. Если у вас есть боковые зеркала, их можно покрыть пленкой любой плотности (за исключением зеркальной пленки и покрытий, которые искажают цвета). Также можно затемнять стекла шторками и сетками (согласно пункту 7.3 статьи 7 ПДД РФ «Прочие элементы конструкции»).
Способы измерения степени тонировки
Сотрудники ГИБДД проводят проверку светопропускания окон автомобиля. Замеры тонировки окон выполняются с использованием специального устройства — тауметра. Водитель имеет право осмотреть датчики, которые прикреплены к стеклу его автомобиля, чтобы убедиться, что нет посторонних загрязнений или внешних пленок.
Результаты могут зависеть от температуры, давления и влажности воздуха, поэтому важно, чтобы замеры проводились в следующих условиях:
- влажность воздуха — 40-80%;
- давление — 86-106 кПа;
- температура воздуха — 15-25 °С.
Если показатели не соответствуют нормам, а инспектор наложил штраф, можно оспорить наложенное взыскание как неправомерное.
Если владелец автомобиля не удовлетворен первоначальными измерениями степени затемнения окон, он имеет право запросить повторное измерение у двух независимых экспертов. Кроме того, водитель может попросить автоинспектора предоставить сертификат на измерительное устройство и проверить наличие пломбы.
Размер штрафа за тонировку в 2023 году
Если установленная тонировка на передние и лобовое стекла не соответствует ГОСТу, то водителю грозят санкции в соответствии с частью 3.1 статьи 12.5 КоАП в размере 500 рублей. При первой и второй остановке инспектора размер штрафа останется неизменным. Если водитель оплатит штраф в течение 20 дней, то ГИБДД предоставит скидку в размере 50%.
Кроме того, сотрудник ГИБДД может выдать предписание, в котором водителю будет указано, что он должен устранить нарушение в течение 10 суток.
Если водитель не выполнит предписание, то ему будет назначено наказание в соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП:
- штраф в размере от 2 000 до 4 000 рублей;
- административный арест на срок до 15 суток;
- выполнение обязательных работ в течение от 40 до 120 часов.
Ранее инспекторы имели право снимать государственные номера с автомобилей, но с 2023 года эта мера не применяется.
Возможно ли оспорить штраф за тонировку стекол автомобиля?
Если водитель не согласен с назначенными санкциями, у него есть возможность оспорить их.
Предписание можно обжаловать в следующих случаях:
- Если прибор, с помощью которого инспектор измерял светопропускание стекол, не соответствует ГОСТу.
- Если условия, в которых производились измерения, не соответствуют нормам. И в первом, и во втором случае необходимо зафиксировать момент вынесения постановления на видео. Это позволит доказать, что инспектор ГИБДД нарушил правила.
- Если сотрудник Госавтоинспекции не указал в протоколе результаты измерения светопропускания, информацию о приборе, время или дату нарушения, или допустил ошибки, касающиеся обстоятельств происшествия или автомобиля.
- Если в протоколе указаны неверные данные о нарушителе, не указаны данные и показания свидетелей происшествия.
- Водитель должен выразить свое несогласие прямо в протоколе, в разделе «Комментарии к документу», описав свою точку зрения на ситуацию. Если места не хватает, можно приложить отдельный лист с пояснениями.
- Получив копию протокола, необходимо приложить к нему видео, подтверждающее нарушение со стороны инспектора, а также жалобу на постановление. Эти материалы следует направить начальнику автоинспекции, сотрудник которой выдал штраф. Как обжаловать штраф ГИБДД, мы уже рассказывали ранее.
Документы можно представить лично или отправить по почте. Ответ на обращение будет получен через 10 дней. Если решение о взыскании не будет отменено, необходимо отправить жалобу в районный суд и далее по судебной иерархии до Верховного суда.
Если даже высшие судебные органы не удовлетворят жалобу, придется уплатить штраф.