Автобус ЛАЗ 695: особенности и история

Автобус ЛАЗ-695: история и особенности

Точно 60 лет назад с космодрома «Байконур» в первый полет в космос отправился Юрий Гагарин. К стартовой площадке его доставил автобус ЛАЗ-695Б: хоть и похожий на обычный серийный автобус, но с необычными особенностями внутри. Этот удивительный автобус чудом сохранился в советские времена, и сейчас он находится в прекрасном состоянии. Исторический автомобиль принадлежит Мемориальному музею Юрия Гагарина, который находится в его родном городе Гжатск в Смоленской области, и назван в честь Гагарина с 1968 года.

В честь 60-летия первого полета человека в космос в Саратовской области, недалеко от Энгельса, торжественно открыли «Парк покорителей космоса» — именно там, где приземлился Юрий Гагарин. Главной достопримечательностью парка стал… ЛАЗ-695Б. Теперь у «первого в космосе» есть его двойник или брат-близнец, как кому угодно. Этот автобус был создан известной командой автобусников из Петербурга.

В юности все мы мечтаем о космических приключениях и о том, чтобы стать космонавтами. Это престижная и почётная профессия, а считается ещё и героической. Рассказ о «дублёре» яркий пример того, что стать героем в космической одиссее возможно даже после долгой и обычной жизни. Даже если ты старый и потрёпанный автобус, испытавший все трудности жизни.

«Среди первых ЛАЗов с обычными фарами не так много экземпляров, которые до сих пор существуют. Большинство из них были списаны в период застоя, и известные примеры единичны. Следовательно, «автобус Гагарина» неповторим не только своей богатой историей, но также является единственным живым ЛАЗ-695Б в России.»

Если заказали машину, которая является единственным живым экземпляром во всей стране и является ценнейшим объектом культурного наследия, и она явно нужна в местном музее, то что делать? Остается только построить клон собственными силами! Ведь ЛАЗ-695 — это массовая модель-долгожитель: она производилась в серии 51 год, с 1957 по 2008 год. За все эти годы неумирающий автобус из Львова постоянно менялся и эволюционировал, но основа конструкции — ферма — оставалась прежней. Благодаря тому, что габаритные размеры ЛАЗов в целом не изменились со временем, кузовные элементы автобусов первых поколений в определенной мере совместимы с поздними моделями — хотя и требуют хирургического вмешательства.

В действительности, реплика ЛАЗа была полностью восстановлена, а не просто воссоздана. Кузов ЛАЗа для «Парка покорителей космоса» в Петербурге прошел обширную реконструкцию, или, как это модно называть, «ребилд». Ранее никто в России не брался за проекты подобной сложности с автобусами, поэтому это пока что является новой и непревзойденной вершиной мастерства для реставраторов. Все работы по восстановлению «космического» ЛАЗа-695 для Парка покорителей космоса были выполнены по заказу Московского Центра Урбанистики.

Для начала работы петербургские мастера выбрали два ЛАЗа. Один из них — это остов ЛАЗ-695Е, принадлежавший автобусу «Елена», который был построен в начале 60-х годов. В своей жизни автобус использовался в качестве сарая в огороде недалеко от села Тосно в Ленинградской области. Он служил для развозки на пороховом заводе в селе Никольском, а по некоторым источникам, прошел капитальный ремонт на авторемонтном заводе в Тосно, возможно, и был задействован на регулярных маршрутах до этого.

<р>Второй поставщик для проекта — поздний ЛАЗ-695Н 2002 года выпуска с двигателем ЗИЛ-508, который использовался в автоколонне 1306 в Козельске, Калужской области. Кроме двух основных участников, некоторые элементы были поделены с помощью сараев из ЛАЗов, которые были найдены в садах и огородах в окрестностях Петербурга.

Молодая модель «Наташка» стала основой для проекта. От нее кузову реплики досталось все, что находится ниже линии окон — несущая ферма и борта. Старый сарай модели 695Е, в свою очередь, поделился уникальными элементами старых машин — крышей, передком и кормой. К счастью, габариты и конструкция классического ЛАЗа позволяют сочетать все эти детали вместе, хотя и с некоторыми трудностями.

Если документация на истинный автобус сохранилась и легко доступна, то о “космическом” внутреннем составе ЛАЗов информации известно не так уж и много. Ремонтные работники, конечно, отправились в Смоленскую область перед тем, как создать дубликат, чтобы детально изучить и проанализировать оригинальный ЛАЗ-695Б, запечатленный в памятном музее. В первую очередь жители Петербурга изучали не сам автобус в Гагарине, а его уникальные компоненты, которые они также точно воссоздали при создании реплики.

Необходимо отметить, что оригинальный «автобус Гагарина» после полета прожил долгую жизнь, работал на Байконуре, проходил капитальный ремонт и модернизацию, поэтому его салон имеет отличия от того, что видно на кадрах кинохроники. Однако жители Санкт-Петербурга решили воссоздать салон реплики ЛАЗа на момент первого исторического полета этого автобуса в апреле 1961 года, опираясь на кадры киносъемок и архивные фотографии. Таким образом, близнецы отличаются, но при этом сохраняется достоверность.

От дерева здесь и да что — бомба. ЛАЗ-695 для “Парка суровых космических покорителей” собирали всем народом, от Великого Петербурга до Дальнего Востока.
Движок для “нового гагаринского ЛАЗа”, парная ЗИЛовская “шестерка” модели 157Д, выпущенный в милом 1964 году, нашелся в южном Хабаровске. Мотор стоял на воинской конверсии компрессорной станции, и дожил до настоящих дней с пробегом, равным нулю.

При выпуске машины в соответствии с эпохой пришлось заменить оси, поскольку у ранних и поздних моделей они были разными, хотя и взаимозаменяемыми. Для усовершенствования автомобиля модели 695Б пришлось отказаться от гидроусилителя на передней оси, поскольку он ещё не был предусмотрен. Для модификации модели ЛАЗ-695 был использован ведущий мост Raba венгерского производства, но он появился только в середине 60-х годов. Предшествующие модели ЛАЗ использовали ведущий мост от грузовика ЗИЛ-164. К счастью, тосненский донор, который уже принадлежал к «Е-серии», был оснащен ранним «ЗИЛовским» мостом, который соответствовал модели 695Б. Редуктор для него был взят у ЗИЛ-133 и нашелся в Челябинске.

Единственное сознательное отклонение от оригинала, которое было введено при реконструкции автомобиля, состояло в установке новой четырехконтурной тормозной системы, которая была унаследована от оригинального автобуса 2002 года. После длительных обсуждений и споров ребята пришли к выводу, что оригинальные тормоза ранних 695 были недостаточно надежными, и вопрос безопасности требовал все возможные улучшения. Это особенно важно, учитывая, что автомобиль будет использоваться для движения, а не простоя на месте в качестве экспоната.

Самая сложная часть работы состояла в том, чтобы создать уникальный салон для автобуса, который был специально изготовлен по заказу ГСКБ. После множества консультаций с экспертами по авиации было выяснено, что поворотные кресла в «гагаринском ЛАЗе» были позаимствованы из самолета Ан-10. Однако этот самолет был неудачным, часто падал и к концу 1970-х годов был выведен из эксплуатации. К тому же, единственный сохранившийся экземпляр, который находится в музее ВВС в Монине, также пострадал от пожара.

Поэтому в реплике ЛАЗа сами изготовили кресла, но с максимальной близостью к оригиналу: в качестве основы для поворотных сидений были использованы сиденья из Икаруса-256, а неподвижные сиденья взяты из списанного Ту-154, который утилизировали в Ульяновске.
Часть поворотных механизмов была изготовлена в Нижнем Новгороде, они были позаимствованы у домов на колёсах. Все остальные необычные элементы воссозданы с нуля и являются результатом работы мастерской. Нам помогли и современные технологии: в частности, очень полезными были 3D-моделирование, лазерная фрезеровка и 3D-печать. Например, мы нарисовали и распечатали на 3D-принтере рукоятки стеклоочистителей на передней панели, кронштейны и зажимы для шторок в салоне. Работа над кабиной и интерьером была очень трудной, по сути, это было ювелирное дело, но теперь всё работает, поворачивается и регулируется так же, как в оригинальном автомобиле.

Авиационные приборы для оборудования салона были собраны из разных мест по всей стране. Были замечены изготовители из Ставрополя, Саратова, Самары, Смоленска, Курска, Уфы, Красноярска, Нижнего Новгорода, Набережных Челнов, Москвы и Петербурга. Кроме того, в салоне был установлен вентилятор, взятый из кабины старого вертолета Ми-8. Большинство других необходимых мелочей были приобретены по всей нашей огромной стране. Стекла для крыши сделали на заказ в Петербурге, но окна необычной формы сзади оказались слишком сложными для стекольщиков — пришлось самостоятельно изгибать их из плексигласа.

Для восстановления приборов в кабине водителя были использованы детали с «поздней» модели ЛАЗ-695Н. Макеты были отрисованы, «колодцы» получили хромированное покрытие, а сферические стекла были вставлены. Клавиши у водителя, а также воздушный кран для открывания дверей, являются оригинальными и соответствуют модели 695Б. Однако сиденье водителя и некоторые элементы кабины были извлечены из списанного учебного ЛАЗа-695Н, который ранее находился в Лахденпохье в Карелии. Если вы ехали в ту сторону, то, возможно, замечали эту машину на площадке местного ПТУ у въезда в город.

Интересный факт: год назад мой старый товарищ из Санкт-Петербурга, который занимался загадочным проектом и держал его в секрете от всех, удивил меня просьбой купить на площадке «Авито» железнодорожный горшок — именно тот, с педалькой, куда обычно выбрасывают старую ветхую мебель для проведения научных экспериментов. Он не рассказывал мне об этой странной покупке и только загадочно улыбался. А сейчас я понимаю, что этот горшок, который был куплен в Минеральных Водах, живет в реплике «гагаринского ЛАЗа». Кстати, его доставка прошла в настоящих традициях нашего безумного жанра: устройство было доставлено из Ставрополья в Петербург в салоне музейного Мерседеса О325.

Очень сложно было воссоздать декор, поскольку не осталось ни одного хорошего образца, например, подоконных молдингов. Однако нам удалось найти небольшой кусочек искомого в Музее ГЭТ, который находился на кузове “Фестивального” ЛАЗа. Мы измерили этот фрагмент, сняли его размеры и использовали фрезеровку, чтобы создать молдинги для нашей «гагаринской» машины. Кроме того, благодаря лазерной фрезеровке мы смогли воссоздать шильды «Львiв» спереди и сзади, которых не удалось найти нигде. Нам помог наш американский коллега, который отправил нам качественное фото надписи-копии из своей коллекции, созданной по его заказу на основе старых чертежей.

В рамках этой задачи была проведена реконструкция ЛАЗа, который связан с Гагариным. Этот процесс занял немного меньше года, что достаточно быстро для такой масштабной работы. Первый месяц был потрачен на сбор информации, изучение документов и натурный образец. А оставшиеся 11 месяцев были использованы непосредственно на постройку автобуса-реплики.
На прошлой неделе ЛАЗ-695 был без проблем доставлен на трале в Энгельс, а после окончательных приготовлений петербургскими специалистами был передан заказчику. Кроме того, в качестве подарка передачи автобуса, реставраторы вручили Парку покорителей космоса две советские фигурки космонавтов, выполненные из фарфора.

Выдающееся достижение петербургской мастерской – самый сложный автобусный проект в истории, а, вероятно, и во всей России – завершился удачно: на торжественном открытии Парка покорителей космоса уникальный автобус был представлен высокопоставленным лицам страны. Конечно же, вы могли наблюдать за этим событием по телевизору.

В месте назначения планируется использовать ЛАЗ не только в качестве статичного глянцевого экспоната, но и аккуратно эксплуатировать автобус-реплику, чтобы прокатить на ней гостей мемориала. Так что каждый сможет почувствовать себя первым космонавтом Земли хотя бы немного в этом ЛАЗе. Я лично надеюсь, что будущие поколения, глядя на «второго первого в космосе», поймут, что человека в космос привезла не только ракета, но и старый советский автобус — один из многих, но сам по себе уникальный.
Может быть, даже снова всплывет мода на желание стать космонавтом, как это было давным-давно.

Интересно, что во время реставрации ЛАЗ-695, на котором ездил Гагарин, в 1980-х годах были внесены некоторые изменения, и теперь это больше похоже на реплику, чем на саму машину. Вы можете сравнить новую версию с оригиналом здесь. В этом же месте раскрываются секреты «космического» ЛАЗа и подробности о судьбе первой машины.

Пока мы не можем назвать мастерскую-исполнителя из-за некоторых формальностей (хотя она уже всем известна). Благодарим моего друга за предоставленные фотографии процесса, он попросил обозначить его как «ФЧ» (=

На сегодня у меня все. С праздником, друзья, и до встречи на следующих остановках!
А вот наш яндекс-кошелек телеграм-канал (=

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: