Автобус ЛиАЗ 677: уникальный экземпляр из прошлого

Автобус из моего детства. Легендарный ЛиАЗ-677М

Возможно, самые увлекательные и захватывающие моменты происходят в те моменты, когда их меньше всего ожидаешь. Недавно, среди обычной суеты, поступило неожиданное предложение посетить своеобразный собирательный автобус ЛиАЗ-677М, который несколько лет назад был тщательно восстановлен частным любителем редких транспортных сокровищ прошлых лет.

Неожиданная возможность встретиться именно с этим ЛиАЗом-677 вызвала особенное волнение. Ясно, что в последнее время удалось познакомиться с некоторыми 677-ми в подробностях, но этот автобус, который известен среди коллекционеров и экспертов, пока не довелось «ощупать» по разным причинам.

До ноября 2018 года на охраняемой автостоянке, расположенной практически у подножия всемирно известного памятника В.Н. Мухиной «Рабочий и колхозница», хранился жёлтый ЛиАЗ-677М. Если вы оказались в районе метро «ВДНХ» в Москве, то могли заметить этот автобус издалека, так как он прятался за ажурным заборчиком на глубине стоянки.
Очень многие люди, будь то москвичи или гости столицы, задавались вопросом о том, откуда взялся исторический и яркий, начищенный ЛиАЗ-677М и что скрывается за его историей.

Этот автобус был сделан на Ликинском автобусном заводе в июле 1987 года. Однако, его судьба оказалась иной, чем у большинства городских автобусов-тружеников.

Большинство автобусов марки ЛиАЗ-677, которые дошли до наших дней, были использованы в качестве «работников телевидения» — вспомогательных фургонов, входящих в состав передвижной телевизионной станции (ПТС). Более подробно о таких специальных автобусах с штатным режимом эксплуатации я рассказал об этом раритете: ЛиАЗ-677

К счастью, красивому ЛиАЗ-677М с заводским номером 158705 не пришлось продолжать каждодневные пассажирские перевозки по установленному маршруту — он был отправлен на службу Мельпомене.

С 1988 по 2013 годы этот Ликинец (уже не просто классический автобус, а «специальный вспомогательный» автобус в составе ПТС совместно с советско-финским специальным телевизионным Ajokki КамАЗ-53213 «Магнолия-83А») служил телевизионному вещанию Удмуртии.

В начале 2013 года, в связи с заменой устаревшей телетехники филиала «ТРК Удмуртия» ФГУП ВГТРК, появилась возможность приобрести ЛиАЗ-677М. Автобус был в отличном состоянии и продавался за 100 тысяч рублей. Эту возможность решила использовать группа подмосковных товарищей, которые планировали превратить его в Party Bus.

Однако, из-за сложностей с оформлением и другими юридическими обстоятельствами, товарищи не смогли осуществить свои планы в течение двух лет и решили снова выставить автобус на продажу. Но уже за полмиллиона рублей.

Крайне трудоемкий процесс и, вот, в апреле 2015 года автобус в конце концов находит своего нового собственника. Сразу перевозчик принимается за работу по восстановлению ЛиАЗа до его первоначального «автобусного» состояния, в котором он находился сразу после завода. Какая-то время в течение мая 2015 года 677-й ожидает отправки на восстановление на той же автостоянке в районе ВДНХ, рядом со скульптурой «Рабочий и колхозница». Он сразу привлекает внимание московских «любителей», интернет-ресурсы, связанные с общественным транспортом, разбухают от обсуждений: Почему так получилось? Кто это сделал? Как это сделано? Зачем это было сделано? Что будет делаться дальше?

Основываясь на своих возможностях и желаниях, новый владелец подвергает автобус необходимому восстановлению на авторемонтном заводе в Бору. Это предприятие в Нижегородской области обладает огромным опытом ремонта ЛиАЗ-677. Один интересный факт: представителям транспортной отрасли известно, что ЛиАЗ-677, продолжающие служить на маршруте города Арзамас, несмотря на то, что наступил 2020 год, продолжают свою работу благодаря усилиям авторемонтного завода.

После выполнения ряда ремонтных и восстановительных работ 17 мая 2016 года автобус модели ЛиАЗ-677М возвращается в Москву, находится на стоянке возле памятника «Рабочий и колхозница».

Владение большим городским автобусом в личном порядке, с тем, чтобы сохранить его «для себя» в коллекционных целях, является серьезным испытанием. Каждый знаток, когда-то вовлекшийся в «автобусную ретро» с полной серьезностью, сталкивается не только с огромной финансовой нагрузкой, но и с огромным количеством различных организационно-технических проблем. В том числе с такими вопросами, в отношении которых на первый взгляд не должно быть никаких проблем.

В сети интернет полно статей про «Луноходы», эксперты по «комбайнам» постоянно пишут о своих открытиях, изучают архивные фотографии редких и экспериментальных моделей.

Казалось бы, все подробности о 677-м ЛиАЗе уже давно разобраны, обговорены и изучены, а фотографий разных моделей — просто огромное количество.

Однако, на самом деле, по-настоящему качественную информацию, которая поможет точно и достоверно воссоздать настоящую машину, найти очень сложно.

Тем не менее, есть люди, которые умеют это делать. Эти люди поистине вкладывают душу в восстановление старой техники.

Хозяин у нас красавеца ЛиАЗа-677М – предприниматель из Москвы по имени Фёдор, который уже ранее восстановил несколько отечественных легковых автомобилей и мототехники. Сейчас он радует глаза своему друзьям и себе воссозданными такими автомобилями, как ГАЗ-24-01 «Волга», Москвич-2140SL, ВАЗ-2103 и другие машины времен нашей молодости в 70-х и 80-х годах.

Однако задача восстановления пассажирского автобуса ставилась перед ним впервые. Работой по восстановлению ЛиАЗа Фёдор занимался почти в одиночку, без помощи консультантов и помощников. Но несмотря на отсутствие опыта, он справился со всеми трудностями и добился замечательного результата – что видно на фото.

Некоторые люди могут усомниться и заметить, что потеряна исходная отделка потолка, заменено покрытие пола, не все мелочи доделаны и так далее.
О хозяине известны эти неприятные мелочи. Он всегда беспокоится о подлинности своего автомобиля и ищет способы довести свой желтый ЛиАЗ до идеала. В связи с этим Федор поручил мне разослать приглашение: пожалуйста, если у вас есть возможность найти недостающие оригинальные комплектующие для ЛиАЗа:

— Мне нужны оригинальные слоистые пластики для отделки потолка и внутренних боковин салона старого советского автобуса. Я ищу любой декор, но главное, чтобы он был аутентичным и в достаточном количестве.
— Мне нужно напольное покрытие для автобуса. Я ищу какой-то ЛиАЗовский «резиновый автолин» в красно-коричневых полосах, как это было в старых автобусах.
— Я ищу автобус-донор, для этого мне подходят разные варианты — по комплектности, по цене или по расстоянию от Москвы.

(Если у вас есть предложения, пишите мне в личные сообщения)

Я уже описал историю и организационные моменты, теперь хотел бы показать вам несколько фотографий этого автобуса.

Федор решил превратить свой ЛиАЗ-677М в такую машину, которая будет вызывать у современников его времени, а также у всех жителей и гостей столицы XIX века, ощущение узнаваемости. Оформление автобуса 677-го номера решено было выполнить в стиле обычного московского автобуса 80-х годов при помощи специалистов транспортной отрасли столицы, старых работников «Мосгортранса», моего друга Александра и автора этого текста.

Почему именно машина «8800 МНА» выбрана в качестве прототипа?

Район о Москве, который является историческим родным местом Фёдора, это место, где прошло его детство и молодость.
Он решил создать воспоминание о своей молодости после того, как стал владельцем своего собственного ЛиАЗ-677М, воскрешая один из автобусов с его родного маршрута. Восстановленный Фёдором ЛиАЗ-677М выпущен в 1987 году, а один из его любимых автобусных маршрутов был маршрут № 260, который проходил от станции метро «Университет» до Матвеевского. На этой линии обслуживались автобусы 8-й колонны Филёвского автобусно-троллейбусного парка (сейчас это филиал «Центрального» ГУП «Мосгортранс»).

Автобус ЛиАЗ-677М относился к колонне «Мосгортранса» и был выпущен в 1987 году. Он использовался на трехсменной основе на маршруте номер 260, а также на других маршрутах с лета 1987 года до весны 1992 года. Государственный номерной знак этого автобуса был 8800 МНА.

После восстановления на Борском авторемонтном заводе, ЛиАЗ-677М имел стандартный внешний вид без оформления принадлежности к «Мосгортрансу». Однако, осенью 2019 года, его владелец решил вернуть автобусу аутентичный вид, типичный для московских автобусов конца 80-х годов.

Экипировка и дополнительная комплектация воссозданного ЛиАЗа-677М соответствуют «Типовым решениям по оформлению подвижного состава» и другим нормативным документам Главного управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома, которые были в силе с 1987 по 1990 год.
Этот автобус является подлинно московским как снаружи, так и внутри. В салоне воссозданы все информационные надписи, а также предоставлены все необходимые условия для оплаты проезда. Для приема наличных денег (5 копеек за проезд, 10 копеек за провоз багажа) установлены кассы «московского типа», изготовленные заводом «ЭМОЗ» ГУГПТ, а также присутствуют характерные компостеры 13П8.2, производства Новгородского завода «Автоспецоборудование» Минтранса РСФСР, для гашения предварительно приобретенных абонементных талонов.

Настроившись на передачу атмосферы эпохи, нам пришлось прибегнуть к небольшой «шоферской настройке»: обычное рулевое колесо от ЛиАЗ было улучшено водителем «под себя» и радует своей классической обмоткой — плетением из светлого ПВХ-профиля.
Более дальнейшее «улучшение» рабочего места было пропущено — ведь «Отдел БД парка» может это не одобрить…

Сегодня, если мы переместимся во времени, в наши дни автобус смог бы успешно пройти «Приёмку подвижного состава от Главка», которую периодически организовывало Управление пассажирского транспорта в 80-е годы.

Тем не менее, у любознательных особей есть идея для размышления. Секретно скажу вам, что только основательный исследователь истории транспорта сможет задать два адекватных вопроса о некоторых недостатках комплектации нашего ЛиАЗика в период с 1987 по 1990 год. Два таких момента были специально сохранены, чтобы немного приукрасить наш автомобиль по желанию владельца. Так что интрига все еще присутствует, и мы даем всем возможность продемонстрировать свои знания!

ЛиАЗ-677М, отреставрированный Федором, является превосходным образцом ретро-автобуса и вызывает зависть у малочисленных реставраторов. Необычайно, но факт — сегодня в сохранении истории автомобильного транспорта частные энтузиасты делают гораздо больше, чем специализированные государственные структуры. В музее московского транспорта в столице России творится печальная история, которая заслуживает отдельного разговора. Просто сравните: что может сделать истинный патриот, любитель московского транспорта (автобус Федора с историческим номером 8800 МНА), вкладывая собственные деньги и нервы.

… и каким образом ЛиАЗ-677М, который ранее принадлежал коллекции «Мосгортранса», и под командованием «эффективных менеджеров» претерпел глубокие изменения, превратившись в автобус с номером «5621 МНА» всего лишь за два года.

Мы решили сделать тест-драйв автобуса по улочкам одного из коттеджных поселков подмосковья, который находится неподалеку от живописного Пестовского водохранилища.
Вот уже некоторое время ЛиАЗ хранится рядом. Осенью 2018 года Фёдор переместил его с парковки возле памятника «Рабочему и колхознице» на свою личную территорию подмосковья, где автобус теперь защищен от дождя и снега уютным навесом.

Яркий жёлто-оранжевый автобус эффектно выделялся на фоне свежевыпавшего снега. Он величественно мчался мимо ухоженных коттеджей зимнего дачного посёлка, а редкие прохожие провожали его восхищенными глазами.

К сожалению, мы приехали к ЛиАЗу довольно поздно, поэтому у нас было мало времени на проверку автобуса. Мы смогли покататься всего полчаса и сделать несколько фотоснимков, а потом нам уже пришлось вернуться в шумный город…
Но, что самое главное, мы получили заряд оптимизма от общения с воссозданной техникой, которая напомнила нам о нашем детстве и юности! Я убежден, что в новом сезоне мы с Федором организуем более подробный обзор и тест-драйв этого замечательного автобуса.

Пока готовилась данная статья, в коллекцию ретро-транспорта Федора пополнился! В его семью автобусов добавился уникальный ЛиАЗ-677, выпущенный в декабре 1975 года. Это тот автобус, который был куплен в Красноярском крае и доставлен в Москву в начале 2018 года неким таинственным коллекционером советских ретро-автомобилей. Теперь он принадлежит Федору, настоящему ценителю старых ЛиАЗ-677.

Будут раскрыты все детали «обновления» раритетного автобуса ЛиАЗ-677 и его новых возможностях в будущих сериях наших автобусных приключений!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: