Автобус ЛиАЗ 677

Автобус из молодости. ЛиАЗ-677М

Возможно, самые захватывающие и увлекательные события происходят, когда их меньше всего ожидаешь. Недавно, среди обыденной суеты, неожиданно появилась возможность посетить коллекционный автобус ЛиАЗ-677М, который несколько лет назад был тщательно восстановлен частным коллекционером редких транспортных сокровищ прошлого.

Я был особенно вдохновлен этой неожиданной возможностью встретиться именно с этим ЛиАЗом-677. В последнее время мне удалось познакомиться с несколькими 677-ми в деталях, но этот автобус, который известен среди коллекционеров и экспертов, я еще не имел возможности «ощупать» по ряду причин.

До ноября 2018 года жёлтый ЛиАЗ-677М находился на охраняемой парковке, которая находится практически у подножия всемирно известного памятника В.Н. Мухиной «Рабочий и колхозница». Жители Москвы и гости столицы, оказавшиеся в районе метро «ВДНХ», могли увидеть автобус, который скрывался за красивым забором в глубине парковки.
Многие задавались вопросом, что это за яркий, блестящий ЛиАЗ-677М, откуда он здесь появился и какова его история?

Этот автобус был произведен на Ликинском автобусном заводе в июле 1987 года. Однако, его судьба оказалась отличной от большинства обычных городских автобусов-тружеников.

Большинство из сохранившихся до настоящего времени автобусов марки ЛиАЗ-677 были использованы в качестве вспомогательных автобусов-фургонов в составе передвижной телевизионной станции (ПТС). Эти специальные автобусы эксплуатировались в щадящем режиме. Подробнее о таких автобусах я рассказывал на примере этого раритета: ЛиАЗ-677

Этот прекрасный ЛиАЗ-677М с заводским номером 158705 был удачно направлен на службу Мельпомене, вместо того чтобы каждый день выполнять обычные пассажирские перевозки по установленному маршруту.
Он был переоборудован в специальный вспомогательный автобус для создания новой ПТС Ижевского радиотелецентра.

С 1988 по 2013 годы наш Ликинец (уже не просто классический автобус, а «вспомогательный специальный» в составе ПТС вместе с советско-финским специальным телевизионным Ajokki КамАЗ-53213 «Магнолия-83А») служил для телевизионного вещания Удмуртии.

В начале 2013 года в связи с обновлением парка старой телетехники филиала «ТРК Удмуртия» ФГУП ВГТРК, отлично сохранившийся ЛиАЗ-677М появился в продаже. За объявленную цену в 100 тыс.руб. автобус был приобретен группой товарищей из Подмосковья, которые планировали превратить его в Party Bus.

Однако, столкнувшись с проблемами оформления и другими юридическими обстоятельствами, в течение двух лет компаньоны с ЛиАЗом так и не смогли ничего сделать и снова выставили его на продажу.
Но уже за полмиллиона рублей.

Торговля шла с трудом и вот, в апреле 2015 года автобус наконец-то находит своего настоящего владельца. Любитель сразу же приступает к восстановлению ЛиАЗа в его первоначальное «автобусное» состояние. Некоторое время в течение мая 2015 года 677-й ожидает отправки на ремонт на той самой автостоянке рядом со скульптурой «Рабочий и колхозница» в районе ВДНХ. Он сразу же привлекает внимание местных «энтузиастов», и транспортные интернет-ресурсы буквально взрываются: Почему мы не знаем? Кто это сделал? Как? Зачем? Что будет происходить дальше?

Учитывая свои возможности и предпочтения, новый владелец принимает оптимальное решение и отправляет автобус на восстановление в Борский авторемонтный завод. Это предприятие в Нижегородской области имеет огромный опыт в ремонте ЛиАЗ-677. Вот один интересный факт: известные в транспортных кругах ЛиАЗы-677, которые до сих пор (2020 год) эксплуатируются на маршруте города Арзамаса, продолжают функционировать и выполнять свою задачу благодаря усилиям этого авторемонтного завода.

После завершения ремонтно-восстановительных работ 17 мая 2016 года ЛиАЗ-677М возвращается на стоянку у «Рабочего и колхозницы» в Москве.

Иметь в своем распоряжении большой городской автобус в личных целях, сохраняя его «для себя» в качестве коллекционного объекта, — это огромное испытание. Каждый ценитель, серьезно увлекшийся «ретро автобусами», сталкивается не только с огромной финансовой нагрузкой, но и с огромным количеством разнообразных организационно-технических проблем. В том числе с такими вопросами, которые на первый взгляд не должны вызывать никаких трудностей.

В сети Интернет можно найти множество материалов о «Луноходах», «спецах», которые основательно изучаются знающими людьми. Они изучают архивные фотографии редких и экспериментальных моделей, обсуждают различные вопросы и делают новые фотографии.
Казалось бы, все 677 автобусов ЛиАЗ уже давно изучены и обсуждены в блогах, и фотографий много: можно брать и делать.
Однако, несмотря на все исследования, найти качественную информацию о автобусах ЛиАЗ-677, которая поможет создать реальную машину так, как она была на самом деле, довольно сложно.

Поэтому уважение вызывают люди, которым это удается. Эти герои по-настоящему вкладывают душу в воссоздание старой техники.

Фёдор, московский предприниматель, владеющий ЛиАЗом-677М, уже ранее восстанавливал несколько отечественных легковых автомобилей и мототехники. Сейчас он и его друзья наслаждаются воссозданными такси ГАЗ-24-01 «Волга», Москвич-2140СЛ, ВАЗ-2103 и другими автомобилями, которые были популярны в 70-80-х годах.

Однако, восстановление пассажирского автобуса было для Фёдора новым вызовом. Он самостоятельно организовал и провел ремонт ЛиАЗа практически без помощи консультантов и помощников. Несмотря на отсутствие опыта, он достойно справился с задачей. Результат можно увидеть на фото.

Сейчас кто-то может возразить, что была утрачена исходная отделка потолка, заменено покрытие пола, не закончены некоторые мелочи и так далее.
О хозяине известны эти неприятные мелочи. Он всегда беспокоится о подлинности своего автомобиля, ищет способы довести свой желтый ЛиАЗ до совершенства. В связи с этим Федор поручил мне объявить: пожалуйста, если у вас есть возможность найти недостающие оригинальные детали ЛиАЗ:

— Ищу слоистый пластик для отделки потолка и внутренних боковин салона старого советского образца. Интересует любой декор, главное, чтобы был «оригинал» и его было достаточное количество.
— Нужно напольное покрытие в стиле ЛиАЗовского «резинового автолина» с чередующимися полосами красно-коричневого цвета, типа транспортного линолеума.
— Ищу автобус-донора, рассматриваю варианты по комплектности, цене и отдаленности от Москвы.

(Предложения по делу можно оставлять мне в ЛС)

Исторические и организационные моменты изложены, теперь предлагаю ознакомиться с машиной в виде небольшого фотообзора.

Фёдор решил сделать свой ЛиАЗ-677М таким, каким его помнят современники его поколения, все жители и гости столицы в конце ХХ века.
Для оформления 677-го в качестве обычного московского автобуса из 80-х годов владельцу ЛиАЗа помогали работники столичной транспортной отрасли, долгие годы работавшие в «Мосгортрансе», мой друг Александр и автор этих строк.

Почему именно автомобиль «8800 МНА» выбран в качестве прототипа?

Московский район Раменки — место рождения Федора, здесь прошли его детство и юность.
Естественно, став владельцем собственного ЛиАЗ-677М, он решил воссоздать часть своей молодости, оживив один из автобусов с его родных маршрутов. Восстановленный Федором ЛиАЗ-677М был выпущен в 1987 году, а один из популярных маршрутов в те годы был № 260, который проходил от станции метро «Университет» до Матвеевского. Автобусы 8-й колонны Филевского автобусно-троллейбусного парка (ныне филиал «Центральный» ГУП «Мосгортранс») обслуживали 260-ю линию.

Тот же желтый автобус ЛиАЗ-677М, выпущенный в 1987 году, с похожим заводским номером, реально работал на трехсменке и на маршруте 260, а также на других маршрутах колонны с лета 1987 года до весны 1992 года.

После восстановительного ремонта на Борском АРЗ внешний вид ЛиАЗа-677М был стандартным, как новый, без какого-либо оформления, указывающего на принадлежность автобуса к эксплуатирующему предприятию.
По желанию владельца осенью 2019 года были выполнены работы по приданию автобусу аутентичного и узнаваемого вида, типичного для московских автобусов конца 80-х годов.

Воссозданный ЛиАЗ-677М имеет полную комплектацию и дополнительное оборудование, включая все необходимые надписи, пиктограммы и указатели маршрута (аншлаги), выполненные в соответствии с «Типовыми решениями по оформлению подвижного состава» и другими нормативными документами Главного управления пассажирского транспорта Мосгорисполкома, действовавшими в период с 1987 по 1990 годы.
Теперь этот автобус является настоящим московским автобусом как снаружи, так и внутри. В салоне воссозданы все информационные надписи, предусмотрены все условия для оплаты проезда. Для приема наличных денег (5 копеек за проезд, 10 копеек за провоз багажа) установлены кассы «московского типа», которые производил завод «ЭМОЗ» ГУГПТ. Также установлены характерные компостеры для аннулирования заранее приобретенных абонементных талонов (модель 13П8.2, произведенная Новгородским заводом «Автоспецоборудование» Минтранса РСФСР).

В стремлении передать атмосферу времени, мы не могли обойтись без небольшой «автомобильной доработки»: обычное рулевое колесо ЛиАЗ было улучшено водителем под свои нужды и радует своим классическим оформлением — плетением из светлого ПВХ-профиля.
Мы не стали делать больше изменений в рабочем месте — ведь «Отдел БД парка» может не одобрить…

В настоящее время, если бы мы переместились в прошлое, наш автобус без проблем пройдет очень строгую проверку состояния от Главного управления транспорта, которую периодически проводили в Управлении пассажирского транспорта в 80-х годах.

Однако, для любителей транспорта остается небольшая загадка. Секретно могу рассказать, что только самый искушенный и внимательный историк транспорта может задать два справедливых вопроса о неполной комплектации нашего ЛиАЗика в период с 1987 по 1990 год. Мы специально оставили эти два нюанса, чтобы немного приукрасить по желанию владельца. Так что интрига все еще актуальна, и мы даем всем возможность проявить свои знания!

Фёдору удалось создать отличный ЛиАЗ-677М, который вызывает зависть у немногих реставраторов ретро-автобусов. Удивительно, но факт — сегодня частные энтузиасты делают гораздо больше для сохранения технической, автотранспортной истории, чем специальные государственные структуры. В Москве музей московского транспорта приговорен к долгой смерти. Это отдельная тема для разговора. Просто сравните: что может сделать настоящий патриот, подвижник Московского транспорта (автобус Фёдора с историческим номером 8800 МНА), используя свои собственные средства и потратив нервы.

… и каким образом за два года под руководством «эффективных руководителей» претерпел изменения ЛиАЗ-677М из собрания «Мосгортранса», автобус с регистрационным номером «5621 МНА».

Мы организовали испытание автобуса в одном из коттеджных поселков подмосковья, который находится рядом с живописным Пестовским водохранилищем.
Теперь ЛиАЗ хранится здесь же, неподалеку. Осенью 2018 года Фёдор перевёз его со стоянки около памятника «Рабочему и колхознице» на свою частную территорию подмосковья, где автобус получил хорошее укрытие от снега и дождя.

Яркий оранжево-желтый автобус впечатляюще выделялся на фоне свежевыпавшего снега. Он грациозно прокатывался мимо ухоженных коттеджей зимнего дачного поселка, а прохожие, восхищенно смотрящие на него, провожали его взглядами.

К сожалению, мы приехали к ЛиАЗу довольно поздно, и времени на испытание автобуса оставалось немного. Мы смогли покататься всего полчаса и сделать несколько фотографий, а затем нам пришлось вернуться в шумный город…
Но, в любом случае, сегодняшний день был наполнен оптимизмом от общения с воссозданной техникой нашего детства и юности! Я уверен, что в новом сезоне мы организуем более подробный обзор и тест-драйв этого замечательного автобуса при поддержке Фёдора.

Во время подготовки этой заметки, в коллекции ретро-транспорта Фёдора произошло нововведение! В его семью автобусов добавился уникальный ЛиАЗ-677, выпущенный в декабре 1975 года. Этот автобус был выкуплен в Красноярском крае в начале 2018 года и доставлен в Москву таинственным коллекционером советских ретро-автомобилей. Теперь этот автобус принадлежит Фёдору, который является истинным ценителем старых ЛиАЗ-677.

Вся информация о том, как будет происходить обновление раритетного автобуса ЛиАЗ-677 и о том, что его ждет в будущем, будет представлена в следующих сериях наших автобусных приключений!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: