Автобусы Курганского завода

Курганский автобусный завод отмечает свой 60-й юбилей

Недавно, автобусы этой марки были распространены практически по всей России. Они были простыми и надежными, их производство было массовым, и они активно использовались как в больших городах, так и в отдаленных районах, где дороги были не самыми лучшими. Конечно, я говорю о КАВЗах — известных автобусах с передним двигателем, построенных на базе грузовиков ГАЗ. Последние десять лет существования Курганского автобусного завода связаны с другими машинами, но, даже в советское время, предприятие не ограничивалось только производством «капотников». В январе этого года Курганский автобусный завод отмечает свое 60-летие, поэтому у нас есть отличный повод вспомнить некоторые моменты его истории!

Изначально большая часть компонентов для автобусов поставлялась в Курган из Павлова-на-Оке, однако со временем их начали успешно заменять на местные. В мае 1959 года, как раз к весеннему пленуму ЦК КПСС, на заводе был запущен 115-метровый основной сборочный конвейер. После этого производство автобусов резко увеличилось и превысило заявленные мощности. Так, первый тысячный автобус был собран в том же 1959 году, пятитысячный — в ноябре 1960 года, а в декабре 1967 года завод уже произвел 50 000 автобус.
Вместе с базовой моделью автобуса ПАЗ-651А, в Кургане были выпущены три его модификации, разработанные в Павлове — фургон ПАЗ-659, газобаллонный автобус ПАЗ-651Ж и специальный автобус для монтажа оборудования геофизической лаборатории, названный в Кургане КАВЗ-663.

В 1960 году на заводе был выпущен приказ о создании опытно-экспериментального цеха, который стал одним из первых. С того момента началась активная работа по созданию собственных опытных машин. Первой в этой серии была пассажирская автобусная модель на шасси ГАЗ-63Е. Затем последовали автобус КАВЗ-985 с панельным кузовом, который был установлен на шасси ГАЗ-51И. Также была разработана серия прицепов КАВЗ-831, включающая в себя передвижной буфет, контору, жилой домик и передвижной кинотеатр. Все эти модели имели унифицированные кузовные детали с серийным автобусом. Однако из-за ограниченности производственных мощностей завода их выпуск не был развернут полностью. Автобусы серии 651 (точнее, поздняя модификация КАВЗ-651Б с салонным отопителем) начали сходить с конвейера лишь в сентябре 1973 года.

С 1961 года разработчики из Кургана начали подготовку замены устаревшему семейству 651-х грузовых автомобилей, используя новые шасси ГАЗ-52 и ГАЗ-53. На основе этих шасси были созданы экспериментальные автобусы КАВЗ-986 и КАВЗ-685, последний из которых после длительной проработки был запущен в серийное производство в 1971 году. Это потребовало масштабной реконструкции завода, его вывода из под военного крыла и передачи под управление Министерства автомобильной промышленности в 1968 году. Последователи модели КАВЗ-685, регулярно модернизируемые и изменяющие свои индексы (685М, 3270, 3271, 3976, 39762), производились до конца 2007 года!

Но в 1980-х годах на заводе появились вахтовые автобусы. Больше того, уже в 1978 году Львовским Всесоюзным конструкторско-экспериментальным институтом автобусостроения был разработан проект специализированного транспортного средства модели 4947 на базе Урал-375К для транспортировки вахтовых бригад нефтяников и газовиков в условиях бездорожья Западной Сибири и Крайнего Севера. Для производства этих «вахтовок» был выбран Нефтекамский завод автосамосвалов. Планом Минавтопрома на 1981 год было предусмотрено выпустить первую партию из 200 «вахтовых» автобусов для нефтяников Тюмени, но НЗАС не справлялся с подготовкой производственных мощностей в указанные сроки. В связи с этим, директиву о срочном освоении ТС-4947 была передана Курганскому автобусному заводу.

Самые жители Кургана взяли это столичное указание без особого энтузиазма: во-первых, не привлекло предложение вкладывать значительные усилия и средства во временный проект, а во-вторых, за несколько месяцев они не смогли освоить совершенно новое изделие с нуля … Однако, из-за сложившейся ситуации было найдено новое решение: вместо точной копии львовского автомобиля, в Кургане быстро начали собирать «вахтовки» на шасси Урал-375К с 24-местными пассажирскими модулями, сделанными из переделанных кузовов серийных автобусов КАВЗ-685Б (эти автомобили получили собственное обозначение КАВЗ-49471). В результате инструкции министерства были выполнены в срок. Интересно, что курганские «вахтовки» оказались очень успешными, поэтому они были исключены из производственного плана завода только в январе 1985 года — после того, как автобусный цех НЗАС достиг проектной мощности.

Позднее КАВЗ еще дважды занимался производством автобусов с пристроенными пассажирскими модулями от серийных автомобилей. В 1985 году в соответствии с планом Министерства автопромышленности СССР, на заводе был сделан опытный образец автобуса модели «4959» с пассажирским модулем типа КАВЗ-49471 на шасси ЗИЛ-130Г-80. Этот гибрид был разработан для использования в горных районах, где стандартные автобусы КАВЗ-685 не давали должных результатов из-за слабых тягово-динамических и тормозных характеристик. КАВЗ-4959 прошел испытания на Узгенской автобазе Ошского автотранспортного треста Киргизской ССР, и после их завершения полный комплект технической документации на эту модель был передан для освоения Токмакскому автобусному заводу.

В 1998 году на Курганском автобусном заводе «вахтовка» с кузовом от «коробочки» временно вернулась в производственную программу. Интерес в этой модели проявило объединение «Спецгазавтотранс», которое заказало партию таких автобусов на шасси Урал-4320 с дизелем ЯМЗ-236М2. Новые машины были обозначены индексом КАВЗ-4224.

Архивные фотографии автора, ООО «КАВЗ», Сергея Андреева, Дениса Дементьева, Максима Шелепенкова и Асхата Юнусова, предоставлены Николаем Марковым.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: