Автомобиль Чайка: история и особенности

Чайка: автомобиль из прошлого

Советский Союз шел по пути заимствования в автомобильной промышленности, и представительский автомобиль Чайка — не исключение. Заимствование не обесценило машину — наоборот, сделало из нее привлекательный советский автомобиль, который даже сейчас интересует автолюбителей. Для кого предназначался автомобиль Чайка, почему он был недоступен для большинства и какие редкие модификации были выпущены — краткий обзор на модель ждет вас далее.

История создания

В начале СССР заключил соглашение о сотрудничестве с компанией Ford Motor Company, которая помогла стране организовать собственное производство автомобилей. В то время американские автомобили высшего класса считались самыми лучшими. Именно поэтому Сталин сразу после Гражданской войны обратил свое внимание на них. Поэтому в СССР стали массово ввозить автомобили Packard, Buick, Lincoln и Cadillac. Packard Twelve стал любимым автомобилем Сталина, а его коллега Хрущев некоторое время предпочитал Cadillac Fleetwood, который был захвачен в штабе Гитлера.

Стремясь сохранить авторитет руководства страны рабоче-крестьянского социализма, Сталин неоднократно высказывался против использования зарубежной техники. В результате, американские автомобили постоянно закупались и разбирались отечественными конструкторами для изучения. К середине 50-х годов ГАЗ-12 уже казался устаревшим по сравнению с новыми моделями американских автомобилей. Однако, несмотря на это, ГАЗ-12 продолжал использоваться не только партийной номенклатурой, но и таксистами, а также некоторыми гражданскими лицами. Именно в это время началась работа над созданием советского лимузина ГАЗ 13, который получил название «Чайка». Для этой цели в страну были ввезены автомобили Packard Carribean и Patrician.

Эти автомобили послужили основой для создания внешности ГАЗ-13, который стал первым автомобилем представительского класса, выпускаемым ограниченными сериями. За период с 1959 по 1978 год на Горьковском заводе было произведено 3179 машин. Новый автомобиль начал использоваться высшими чиновниками и дипломатами. Один экземпляр даже был отправлен за океан, в американское посольство.

Технические характеристики ГАЗ-13

Двигатель ГАЗ-12 ЗИМа к тому времени полностью устарел и был недостаточно мощным для нового поколения автомобилей. Инженерам пришлось разработать новый двигатель. Он был восьмицилиндровым и почти полностью состоял из алюминиевого сплава, что было новшеством для тех времен. Вместе с четырехкамерным карбюратором объемом 5,5 литра, двигатель выдавал 195 лошадиных сил. В качестве трансмиссии использовался трехступенчатый гидротрансформатор. Переключение передач осуществлялось с помощью кнопочного селектора, что считалось великим достижением инженерной мысли в то время.

Элементы кузова ГАЗ-13 выполнены с характерным для исходных Паккардов отрицательным уклоном практически всех деталей. Основу транспортного средства составляет удлиненная рама, к которой крепится кузов через 16 резиновых виброизоляторов. В отличие от родственных Паккардов, кузов новой Чайки имеет 6 боковых стекол, в то время как у Паккардов их всего 4, причем одно из них двухдверное. Однако благодаря удачным дизайнерским и конструкторским решениям Чайка выглядит элегантно и не громоздко. Кузов традиционно окрашивается в черный цвет, но некоторые модели имеют двойную окраску, подобно американским моделям.

Чайка принадлежит к самому высокому классу автомобилей, поэтому каждая ее характеристика должна превосходить не только ГАЗ-12, но и американские прототипы. Вот основные особенности этой модели:

  • максимальная скорость 160 км/ч и средний расход топлива 21 литр на 100 км;
  • Для разгона до 100 км/ч требовалось всего 20 секунд, а двигатель работал на бензине. Объем бака составлял 80 литров.
  • Впервые в СССР были использованы электрические приводы для стекол и гидроусилитель руля.
  • Также впервые были установлены вакуумный усилитель тормозов, радио с автопоиском и антенна с автоматическим выдвижением.
  • Панорамное остекление улучшало обзор, а комфорт придавали сдвижные форточки на заднем ряду и бескамерные шины.
  • Машина Чайка имела массу 2100 кг, длину 5600 мм и клиренс в 180 мм.

Салон был спроектирован с учетом того, что основное внимание уделялось задним пассажирам, которые были важными персонами, дипломатами, космонавтами или принадлежали к другим почетным категориям. Изначально вставки на приборной панели и других элементах были серо-зеленого цвета, затем их заменили на горчичные. «Первый» автомобиль практически не менялся внутри, потому что его изначальный дизайн был успешным и не требовал изменений. Только в поздние годы производства были добавлены ремни безопасности, а элементы отделки заменили на натуральное дерево, но только в некоторых экземплярах.

Салон автомобиля «Чайка» ГАЗ-13 был оснащен сидениями, которые имели тканевую обивку в бежевом или черном цвете. Обилие хромированных элементов и различных накладок подчеркивало престижность автомобиля. Особенностью интерьера были рулевой обод и рычажки управления, выполненные в цвете слоновой кости, что создавало эффектный контраст с тканью и хромом. Даже мелкие детали в салоне были проработаны с большим вниманием к деталям. Интерьер «Чайки» не уступал американским автомобилям того времени. Однако, часто главные пассажиры не обращали на него должного внимания, так как были заняты своими делами. Они наслаждались комфортом заднего дивана с массивными подлокотниками, рядом с которым находились компактные откидные сиденья для сопровождающих.

Машина «Чайка» ГАЗ-13

Изначально автомобиль был разработан для официальных поездок высшего руководства, парадов и встреч с иностранными политиками в аэропортах. Однако история изменила все. В СССР автомобиль «Чайка» стал лишь четвертым видом транспорта, выпущенным после Второй мировой войны. Ограниченное количество готовых шасси в стране позволило создать около десятка различных модификаций. В архивах сохранились фотографии автомобиля «Чайка» в необычных вариантах исполнения.

Кабриолет «Чайка»

Автомобиль ГАЗ 13-Б был оснащен кузовом типа фаэтон, но в народе его прозвали Чайка кабриолет. Первые экземпляры данной модели были созданы в 1961 году и использовались для проведения парадов в ГДР и Таджикистане. Особенностью этого автомобиля было наличие мягкого верха, который поднимался и опускался с помощью электрогидравлического механизма. Для запуска этого механизма водитель мог использовать кнопку, расположенную у себя. Каждый фаэтон был уникален, поскольку не существовало единого лекала для их производства. Некоторые образцы имели частично обрезанную стальную крышу. Производство этих автомобилей продолжалось с 1961 по 1962 годы, а последние официальные упоминания о них связаны с их использованием на Олимпиаде-80.

Лимузин «Чайка»

Чайку часто называют лимузином, но она становится настоящим лимузином только после установки перегородки между водителем и пассажирами. Настоящий лимузин имеет индекс ГАЗ 13-А. Его выпускали по специальному заказу Минобороны СССР. По заводским данным было выпущено очень мало таких вариаций — не более 12 штук. При этом у машины не было глобальных отличий от стандартного 4-дверного седана.

Съемочный автомобиль ОСАД-3

Несколько обычных Чаек переделывали в киносъемочные автомобили. Они удаляли половину крыши, а задняя часть превращалась в площадку для оператора с камерой. При необходимости крышу можно было сдвигать вручную. Также ОСАД-3 оснащался площадкой на переднем бампере, с которой также велась съемка. Мосфильм заказал такие автомобили из-за плавности хода. Удлиненная база позволяла плавно проезжать неровности, что положительно сказывалось на съемке динамичных сцен в движении.

Пикап ГАЗ-13 — это автомобиль, который нельзя было купить, так как он распределялся государством среди работников партии. Однако самой редкой версией этой модели является пикап. Всего было создано только 4 экземпляра, которые выпускались на заводе ГАЗ. В СССР эти автомобили не задержались — два из них были подарены КНДР, а два других — ГДР. Все они использовались только для торжественных мероприятий и парадов. Автомобиль имел необычный дизайн и стал еще более американским, но использовался только в самых важных государственных праздниках дружественных стран. Санитарная «Чайка»

ГАЗ 13-С — это еще одна редкая модификация, где индекс С означает «Санитарная». Специальные версии в кузове универсал были созданы на базе стандартной машины. Они выпускались ограниченным тиражом по заказу трех ведомств: Минздрава, Минобороны и Гаража особого назначения. Производство было организовано на латвийском заводе RAF, и первые модели были собраны в 1973 году. «Черный доктор» использовался как экстренная машина для высокопоставленных политических и культурных деятелей, а также для их семей. Все автомобили собирались вручную, и было выпущено не более 20 штук, включая несколько катафалков.

«Чайка» универсал

Также известно, что несколько автомобилей Чайка универсал было выпущено с пассажирским салоном. Кроме Рижской автобусной фабрики, универсалы также собирали в городе Цвиккау на востоке Германии. Количество собранных единиц Chayka на заводе Sachsenring Automobilwerke остается неизвестным. Именно в ГДР появились светло-бежевые универсалы ГАЗ-13, два из которых использовались на киностудии Дефа в ГДР, а еще два — в медицинских целях. Некоторые из них были пассажирскими, но их назначение остается неизвестным.

Пожарный автомобиль ГАЗ-13

В СССР продажа подобных автомобилей была запрещена, и для них не существовала установленная цена. Только чиновники определенного ранга имели возможность получить их. Однако были исключения из правил. Один из начальников пожарной охраны Москвы очень хотел такую машину, и ему удалось ее получить. Его автомобиль был первым в красном цвете и оснащен специальной связью, но не был единственным. «Чайка» использовалась в качестве пожарного штабного автомобиля для выезда руководителей на серьезные пожары и чрезвычайные происшествия.

Опытный образец 1957 года

Официальный выпуск автомобиля «Чайка» начался в 1959 году, но до этого времени было выпущено примерно 11 предсерийных образцов. В 1957 году были представлены два первых автомобиля, которые использовались для ходовых испытаний — они проехали 21000 км через горы Кавказа и территорию Украины. Однако эти автомобили отличались от серийных моделей по нескольким параметрам: они имели другие подфарники, молдинги кузова, задние фонари и рамку лобового стекла. Также передняя часть автомобиля отличалась — решетка радиатора была золотистого цвета, а на капоте было украшение в виде птицы «Чайка». Технически также были отличия — на этих автомобилях был установлен более слабый двигатель объемом 4,9 литра. Один из таких образцов был представлен на выставке в Брюсселе в 1958 году. Окончательная версия автомобиля была выпущена из заводских ворот ГАЗа 16 января 1959 года.

Почему в СССР нельзя было приобрести автомобиль «Чайка»?

В середине прошлого века появилась самая известная Волга — Чайка с индексом ГАЗ-13. Ее появление для многих стало символом запуска первого искусственного спутника или полета Гагарина в космос. Швейная фабрика или городской рынок — руководители таких учреждений явно не могли рассчитывать на получение Чайки. Цена автомобиля никогда не разглашалась, официально его не было. Однако по минимальным оценкам он мог стоить 15000-20000 рублей.

Объявление или магазин также не помогли бы приобрести такой серьезный автомобиль. Для этого нужно было стать частью высокопоставленной номенклатуры или просто заслужить его. Из гражданских лиц в подарок такой автомобиль получили: писатель Михаил Шолохов, космонавт Валентина Терешкова, балерина Галина Уланова и лидер кубинской революции Фидель Кастро.

В год с конвейера сходило примерно 140 автомобилей. Даже среди высших партийных чинов была очередь на получение такого личного транспорта. Следующей моделью стала Чайка от завода ЗиЛ или ГАЗ-14. На ней ездили генеральный секретарь Брежнев и руководитель Свердловского обкома партии Борис Ельцин — все это свидетельствует о недоступности для простого советского гражданина.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: