Автомобиль для людей с ограниченными возможностями

Капсула времени: старая инвалидка С3Д, простоявшая более 30 лет в подвале

Система заднего привода, двудверный кузов купе, минимальное двухместное салон, двигатель расположен за сиденьями, трехспицевое рулевое колесо небольшого диаметра с находящимися на нем шифтами: при таком описании, воображение современного автолюбителя обычно представляет себе какой-нибудь экзотический иностранный суперкар со скоростью около 300 км/ч. Однако, эти условия соответствуют и этому «чуду» советской автомобильной промышленности. Так что знакомьтесь — это мотоколяска С3Д, она же «инвалидка», она же «жабка»: изделие Серпуховского мотозавода, которое продолжительное время выпускалось в серийном производстве (1970-1997). Всего построили 223051 экземпляр этого забавного автомобиля и один из них до сих пор существует в практически новом, оригинальном состоянии, с пробегом всего 103 км.

Мы обнаружили мотоколяску в одном из гаражей в Сумах. Изначально она принадлежала ветерану Великой Отечественной Войны, которому государство передало эту технику через местные органы социального обеспечения в 1982 году. Официально «жабки» выдавались на пять лет, а после двух лет и шести месяцев использования инвалиду предоставлялась возможность провести бесплатный капитальный ремонт своего устройства. Затем он мог законно использовать это средство передвижения еще два с половиной года, а после этого обязан был сдать старую мотоколяску в местные органы и получить новую.

Конечно, не все инвалиды, получившие новые мотоколяски, действительно их использовали. В данном случае именно так и произошло. Первый владелец этой ярко-зеленой С3Д почти не ездил на ней из-за проблем со здоровьем и очень низкого уровня комфорта, которые предлагала эта «инвалидка». Сразу после получения, автомобиль был отправлен в гараж, где находился до лета 2015 года, когда внук ветерана задумался о его продаже.

Отмечается, что в гараже вообще не было пола, и за 33 года простоя «инвалидская» машина частично «увязла» в песке правым передним колесом. Также через крышу и грунт активно проникала влага и сырость в гараж, поэтому неудивительно, что колесо местами покрылось ржавчиной, именно на границе с песком.

Хранение вещей в С3Д было далеко от идеала: вся комната была заполнена бесполезным хламом. С течением времени происходила постоянная смена гаражных вещей, и «жабка» особо не брала в этом участие: кузов мотоколяски имеет вмятины и царапины по всему периметру; хотя, к счастью, стекла и фары остались неповрежденными.

Автомобиль С3Д обладает стальным кузовом, составленным из отдельных деталей. Несмотря на свои небольшие размеры (всего 2825 мм), мотоколяска из Серпухова имела весьма весомую массу — 498 кг. Для сравнения, «горбатый» ЗАЗ-965 весит 640 кг, а «Ока» — 620 кг, несмотря на то что они гораздо больше и могут вместить 4 человек.

В самое начало эксплуатации данного экземпляра мотоколяски был установлен двигатель в 350 куб. см. с одним цилиндром и мощностью 12 л.с. от мотоцикла ИЖ-Планета 2. Позднее был проведен «апгрейд», в результате чего был установлен более мощный двигатель от ИЖ-Планета 3, мощностью 14 л.с. В обоих случаях двигатели были дефорсированы для более надежной работы в условиях высоких нагрузок, а также была добавлена система принудительного воздушного охлаждения в виде «воздуховодки» с центробежным вентилятором, который пропускал воздух через охлаждающие ребра цилиндра. В качестве топлива использовалась смесь автомобильного бензина с маслом, причем расход составлял около 7 литров на 100 километров пробега. Но низкая стоимость бензина в то время позволяла не обращать особого внимания на высокий расход топлива. Объем бака составлял 18 литров.

Механическая четырехступенчатая коробка передач имеет особенность своего «мотоциклетного» алгоритма включения скоростей. Она предусматривает последовательное включение передач, одну за другой, с нейтралью, расположенной между первой и второй ступенями. В данной коробке нет задней передачи, поэтому задний ход обеспечивается реверс-редуктором. Он включается отдельным рычагом и обеспечивает снижение числа оборотов в 1,84 раза по сравнению с передним движением.

В паспорте максимальная скорость мотоколяски указана как 60 км/ч, но на практике они обычно не превышают скорость в 30-40 км/ч. Кроме того, мотоколяску легко узнать по звуку и виду: двухтактный мотоциклетный мотор громко стрекочет и выбрасывает дым, поэтому о приближении мотоколяски можно узнать задолго до ее появления на горизонте. Правда, езда на такой технике не приносит особого удовольствия, но как говорится, «Лучше плохо ехать, чем хорошо идти». Именно поэтому в маленьких городках и селах эти мотоколяски до сих пор встречаются на дорогах.

Подвеска данного автомобиля реализована в виде независимой торсионной системы с использованием двойных продольных рычагов спереди и одинарных в задней части. Величина колес составляет 10 дюймов и они оборудованы разборными стальными дисками, а также шинами с размерами 5,0-10. В то же время, тормозная система автомобиля оснащена барабанными механизмами на каждом из колес, которые приводятся в действие посредством гидравлического привода, активируемого с помощью ручного рычага.

Для того чтобы управлять мотоколяской, необходимо иметь водительское удостоверение категории «А» с соответствующей отметкой. Заняться обучением людей с физическими ограничениями возлагается на социальные организации, ответственные за социальное обеспечение.

В период Советского Союза узлы и компоненты мотоколяски (двигатель, дифференциал с обратным редуктором, элементы рулевого управления, тормозные системы, подвески, кузовные детали и т. д.) были широко использованы для создания различных «гаражных» микроавтомобилей, трициклов, аэросаней, мини-тракторов, вездеходов на пневматических шинах и другой необычной техники. В журналах «Моделист-Конструктор» и «Техника Молодежи» было много описаний подобных конструкций. Также списанные мотоколяски иногда передавались в Дома Пионеров и Станции Юного Техника, где их компоненты использовались для аналогичных целей.

Информацию о доступной для приобретения «инвалидке» С3Д с пробегом 103 км можно изучить подробнее в новом видео, которое я загрузил на свой Youtube-канал:

Также рекомендую ознакомиться с рассказом в трех частях о найденной и приобретенной нами «Капсуле времени» ВАЗ-21063 1991 года с пробегом 1507 км (часть 1, часть 2, часть 3), записью о новом мотоцикле Иж Юпитер-3 1976 года в заводской упаковке и «Запорожце» ЗАЗ-968М 1984 года с пробегом 4536 км. Информацию о Subaru Legacy 1998 года с пробегом 23357 км можно прочитать здесь, а подробнее о холостой поездке за «новым» РАФ-2203 можно узнать тут. И, конечно же, не стоит пропустить самую популярную статью о замурованной за стеной Toyota Mark II 1984 года выпуска с пробегом 84700 км.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: