Автомобиль ГАЗ 21

Исторические факты о ГАЗ-21 «Волга»

Легенды и мифы советского автопрома: ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-21 — автомобиль, который стал настоящей легендой и символом Советского Союза. Его история настолько насыщена фактами, что она сама по себе похожа на мифы и легенды.

Легенды и мифы советского автопрома: ГАЗ-21 «Волга»

АБСОЛЮТНО НЕ FORD!

Часто говорят, что первую «Волгу» скопировали с американского Ford Mainline. Но советский автомобиль похож на американский Ford только настолько, насколько автомобили-ровесники, вообще, похожи друг на друга. И сегодня, кстати, тоже. А в конструкции американского кузова заимствовать и вовсе было нечего. Ведь заокеанские образцы — рамные, а кузов «Волги» — несущий.

Легенды и мифы советского автопрома: ГАЗ-21 «Волга»

Да, и двигатель 21‑го автомобиля «Волга» — оригинальный, совершенно новый, алюминиевый. Мотор объемом 2,45 л развивал, в зависимости от степени сжатия, вполне приличные по тем временам 70–85 л. с.

НАШ ПЕРВЫЙ АВТОМАТ

ГАЗ-М21 (букву М использовали в индексе до 1961 года) — первый советский автомобиль с серийной автоматической коробкой передач. Вот ее-то сделали по образцу агрегата Ford. Но поставили автомат лишь на несколько сотен машин. Ни необходимой культуры производства, ни нужного масла, ни квалифицированного обслуживания в СССР не было.

На заводе долго вспоминали, как некоторые владельцы первых машин писали письма и даже сами приезжали в Горький просить и требовать замены хитрого и ненадежного агрегата на обычный механический трехступенчатый. Поэтому сохранившиеся ранние «автоматические» «Волги» — истинные раритеты.

РЕВОЛЮЦИЯ В ЭКСПОРТЕ

Первые автомобили «Волга», начавшие выпускаться в 1956 году, отличались внешним видом благодаря массивному круглому элементу с пятиконечной звездой в середине решетки радиатора. По легенде, маршал Георгий Жуков настоял на таком решении перед началом производства автомобиля. В то время подобные «кругляки» были очень популярны. Аналогичный элемент был установлен и на том самом Ford, который тестировали вместе с «Волгой». Но ведь это не просто хромированный элемент, а звезда! И ведь «Волгу» планировали экспортировать. Однако зарубежные дилеры отнеслись к советскому символу достаточно холодно. Это уже не просто экспорт автомобиля, а почти экспорт революции! Через несколько лет решетку ГАЗ-21 изменили, сделав ее почти такой же, как на первом прототипе 1955 года.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - volga_gaz-21_001.jpg

Избавимся от разноцветности!

Некоторые из первых ГАЗ-М21 были окрашены в два цвета. В основном это было сделано для экспорта, так как такая окраска была очень популярна не только в США, где выпускалось много двухцветных автомобилей, но и в Европе.

Однако на ГАЗе не любили двухцветные машины! Ведь они доставляли много хлопот. Особенно сложно было сделать ровный переход между цветами. Чтобы скрыть эту проблему, даже была идея установить молдинг по борту. Были сделаны пробные образцы. Но для этого пришлось делать новые детали и отверстия в крыльях и дверях.

К счастью для сотрудников ГАЗа, мода на двухцветные машины постепенно ушла. Впредь в два цвета окрашивали только отдельные заказные автомобили.

Недоступный универсал

В 1962 году, одновременно с выпуском автомобилей третьей серии, на конвейере появился универсал ГАЗ-22. Это была мечта многих советских людей, особенно учитывая, что это был второй серийный советский универсал после «Москвича-423».

Однако, в отличие от седана, который все-таки продавался в розницу (хотя большая часть машин шла в такси и государственные структуры), «Волгу» — универсал было невозможно купить обычным гражданам. Машины доставались только особо известным людям в качестве частных.

Легенды и мифы советского автопрома: ГАЗ-21 «Волга»

ГАЗ-22 был в наличии у известных личностей, таких как великий актер Юрий Никулин, поэт и драматург Сергей Михалков, знаменитые мастера фигурного катания Олег Протопопов и Людмила Белоусова, которые позже эмигрировали в Швейцарию.

«ВОЛГА» — ГРУЗОВИК? ДА!

Помимо универсала, также планировалось начать производство фургона ГАЗ-22А. Пресса уже писала о предсерийной версии этого автомобиля. Люди, желающие приобрести «Волгу», считали бы такую модификацию неприемлемой, учитывая нехватку легковых автомобилей. Однако грузовик не был запущен в серийное производство.

Легенды и мифы советского автопрома: ГАЗ-21 «Волга»

Однако в нескольких советских городах авторемонтные заводы осуществляли преобразование аварийных и изношенных машин в фургоны и пикапы. Однако частным лицам их, конечно же, не продавали.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - volga_gaz-21_005.jpg

АГЕНТ 23

Мало кто знал, что на базе ГАЗ-21 для КГБ выпускали ГАЗ-23 с V8 двигателем и автоматической коробкой передач. Двигатель от «Чайки» ГАЗ-13 с трудом помещался в моторное отделение «Волги», допуски были минимальными. Однако мощность двигателя достигала 195 л. с.!

Внешне «Волги» ГАЗ-23 не отличались от обычных автомобилей и использовались в качестве машин сопровождения и для слежения за быстрыми и мощными иностранными автомобилями. Было выпущено всего 603 экземпляра ГАЗ-23. Тормоза на таких машинах оставались серийными — барабанными без усилителя. Но водители этих автомобилей, конечно, были особенно смелыми.

Легенды и мифы советского автопрома: ГАЗ-21 «Волга»

ДИЗЕЛЬ И ПРАВЫЙ РУЛЬ

Автомобиль ГАЗ-21 «Волга» стал первым советским автомобилем, который был специально выпущен в праворульной версии. Седаны ГАЗ-21П и универсалы ГАЗ-22П, начавшие выпускаться в 1963 году, отличались от других моделей, в том числе, наличием рычага переключения передач на полу, а не на рулевой колонке.

Однако экспорт ГАЗ-21 оказался ниже ожидаемого. Хотя автомобили были востребованы в социалистических странах и приобретались в Скандинавии и Финляндии, их количество было невелико. Всего было произведено около ста праворульных «Волг», а в Великобритании, на которую особенно рассчитывали, продали всего полтора десятка.

На Западе была создана дизельная версия автомобиля ГАЗ-21 «Волга». Местные дилеры устанавливали двигатели Perkins объемом 1,6 литра и мощностью 43 лошадиных сил, а позже Rover предлагал двигатель объемом 2,2 литра и мощностью 65 лошадиных сил. Было произведено несколько десятков таких автомобилей. В Советском Союзе о них, конечно же, не знали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: