Автомобиль ГАЗ 3102

История создания ГАЗ-3102: роскошь в деталях

Сразу после выпуска новой модели ГАЗ-24 «Волга» в Горьком возникла идея о создании её преемницы — автомобиля, который был бы «больше, лучше и мощнее». Однако уже с самого начала следующую «Волгу» задумывали не только как прямую замену предыдущей модели (как это было с «двадцать первой»), но и как автомобиль, который мог бы занять промежуточное место между обычными массовыми моделями и ручной сборкой горьковских лимузинов. То есть, новый седан должен был иметь более высокие потребительские характеристики, но при этом оставаться серийным.

«Улучшенная» Волга также могла принести заводу и стране дополнительный доход, ведь за границей уже тогда обращали внимание не только на размеры автомобиля, но и на его оснащение, уровень отделки и доступные опции, которые повышали комфорт. Стоит отметить, что даже самая новая модель «двадцать четверка» по комплектации не сильно отличалась от обычных автомобилей классом ниже, в то время как на «премиальных» автомобилях ГАЗа можно было встретить все те опции, которые были привычны на высококлассных иностранных машинах. Речь, конечно же, о гидроусилителе руля, автоматической коробке передач, электроприводах стекол и кондиционере.

Переходная модель должна была заполнить пробел в линейке производства ГАЗа, одновременно став оружием завода в борьбе за покупателя на международном рынке.

Невоплощенные мечты

К сожалению, по ряду причин пришлось создавать новую модель на основе уже существующей платформы «двадцать четверки». Во-первых, Минавтопром СССР последовательно отклонил несколько проектов совершенно новых моделей (речь идет о Москвичах, Ижах и Запорожцах), предпочитая развитие нового автомобильного гиганта в Тольятти. Во-вторых, создание и серийный запуск еще одного автомобиля требовали огромных финансовых вложений, которые только недавно были вложены в ВАЗ. В-третьих, в 1973 году в мире начался глобальный энергетический кризис, и мощный среднеразмерный седан просто не был востребован в Европе. И, наконец, ГАЗ-24 был еще достаточно новым автомобилем, который не требовал радикального обновления.

Прототип ГАЗ-3101

Индекс 3101 был присвоен прототипам новой модели Волги, как и всем новым моделям советских автомобилей семидесятых годов. Четырехзначное обозначение соответствовало отраслевой норме 1966 года, где первая цифра указывала на класс автомобиля.

Из-за строгих технологических ограничений новая Волга была максимально унифицирована со старой моделью «двадцать четверка». Фактически, разрешение было получено только на модернизацию передней и задней части, в то время как силовая структура кузова, а также штампы крыши и дверных боковин должны были остаться прежними. Ирония судьбы, но впоследствии все «важные» детали остались неизменными до снятия с производства модели 31105 в 2009 году.

За счет свесов «тридцать первая» была длиннее обычной Волги

Прототипы Волги отличались от обычных моделей своим дизайном передней и задней частей, а также отделкой кузова, в которой было больше хромированных деталей. Однако «концепт» новой Волги выглядел довольно обычно и не сильно превосходил по статусу модель 24. В качестве двигателя на ГАЗе планировали использовать V-образные трехлитровые «шестерки», которые изначально задумывались для улучшенных модификаций ГАЗ-24, но так и не были выпущены в серию.

Появление в 1977 году новой модели ГАЗ-14 «Чайка» существенно повлияло на проект 3101. Было решено сделать внешность следующей модели в том же стиле, отойдя от плавных линий в пользу более выраженного «плоскопараллельного» дизайна. Ведь угловатая «Чайка» выглядела очень солидно, но при этом не была слишком громоздкой.

Однако, из-за указанных выше причин, дизайнерам было ограничено пространство для творчества — они могли изменять только переднюю и заднюю часть автомобиля, при этом сочетая их стилистически с уже существующими дверьми. Кроме того, новые элементы не могли быть слишком отличными от старой средней части кузова, чтобы избежать диссонанса.

Благодаря успешным решениям дизайнеры смогли значительно изменить Волгу, не прибегая к радикальным мерам, и придать ей не только элегантности, но и оригинальности.

При первом взгляде на модель 3102 сразу видно, что эта машина выше своей предшественницы, хотя они имеют общую платформу.

Помимо заметных отличий во внешности, прототип с индексом 31011 отличался целым рядом прогрессивных решений, которые были новаторскими для того времени и предназначались для повышения безопасности автомобиля как в активном, так и в пассивном режиме. Так, автомобиль был оснащен смягчающими зонами и безопасными утопленными наружными ручками дверей, а бензобак был перемещен за спинку заднего сиденья.

Интерьер ранних прототипов – нечто среднее между Волгой и Чайкой ГАЗ-14

Конечно, новая Волга не могла обойтись без совершенно другого дизайна, в котором планировали использовать самые современные технологии и эргономические решения. И, наконец, не было обычного четырехцилиндрового двигателя — автомобиль с индексом 3101 оснащался V-образным восьмицилиндровым мотором объемом более четырех литров. Итак, это уже не просто обычная «четверка», но и не «плебейская» 24-ка.

Компоновка ГАЗ-3102

Таинственная форкамера

Внимательный читатель задумается: почему же серийный автомобиль получил индекс 3102, а не 3101? К сожалению, в сжатые сроки производство относительно компактного восьмицилиндрового двигателя оказалось невозможным для завода, и на внешних рынках в то время были популярны совсем другие двигатели — как дизельные, так и бензиновые, но максимум шестицилиндровые.

Привычная для Чайки V-образная «восьмерка», как ни крути, была слишком большой для Волги, а на ГАЗе не было подходящего «промежуточного» двигателя.

Существовала и спецверсия ГАЗ-31013 — «догонялка» с двигателем V8 от Чайки

Несмотря на то, что двигатель новой Волги был модернизированной версией стандартного мотора ЗМЗ-24, его стоит подробно описать из-за очень необычной системы зажигания форкамерно-факельного типа, а также другой конструкции головки блока цилиндров и карбюратора.

В каждом цилиндре был дополнительный объем — форкамера, в которую подавалась обогащенная смесь, в то время как в обычной камере сгорала сильно обедненная. Это нововведение потребовало внедрения совершенно другого трехкамерного карбюратора и дополнительного впускного клапана для форкамеры. Интересно, что смесь в каждом цилиндре поджигалась свечой не в основной камере, а в предварительной.

Над форкамерно-факельным зажиганием в СССР работали разные коллективы конструкторов, что подтверждается несколькими авторскими свидетельствами

Почему же на ГАЗе была использована такая необычная и сложная система? Работы по внедрению форкамерного зажигания проводились на заводе в течение многих лет, так как конструкторы хотели сделать моторы Волги более экономичными и экологически чистыми. Изменения во времени заставили сотрудников ГАЗа серьезно заняться форкамерой, чтобы на практике решить все недостатки такой системы зажигания. Подтверждение работоспособности системы было получено от японцев: в 1975 году Honda выпустила серийную модель Civic с двигателем, использующим форкамерное зажигание.

Более интенсивный тепловой режим форкамерного двигателя потребовал использования других материалов и глубокой модернизации системы охлаждения. Поэтому ЗМЗ-4022.10 является не просто модификацией 24-го двигателя, а самостоятельной разработкой на его основе.

В результате «форкамера заработала»: мощность двигателя увеличилась на 10 лошадиных сил — до 105 лошадиных сил, а контрольный расход топлива снизился на 2 литра — до 8,5 литров на 100 километров пробега. При этом утяжеленный автомобиль стал заметно более динамичным, достигая «сотни» с нуля за 16 секунд. Таким образом, Волга, наконец-то, опережает автомобили из Тольятти по динамическим характеристикам, что соответствует автомобилю более высокого класса.

ГАЗ-3102 стал и быстрее, и экономичнее, и экологичнее прежних Волг

К сожалению, двигатель с форкамерным мотором требовал очень точной настройки карбюратора и был склонен к перегреву, несмотря на все усилия конструкторов. В нем не было ни капли «волговского равнодушия» к техническому состоянию и регулировкам систем питания и зажигания, что вызывало недоумение даже у опытных ремонтников в государственных гаражах.

Впоследствии моторы с форкамерой были вытеснены обычным ЗМЗ-402. А там и 406-й подоспел.

Вот почему в 1996 году в Нижнем Новгороде было принято решение полностью отказаться от использования форкамерно-факельного зажигания и перейти на привычные для автомобилей Волга двигатели семейства 402 (улучшенная версия ЗМЗ-24), а также новый двигатель модели 406.

К сожалению, новая Волга не получила автоматической трансмиссии, но в процессе работы над агрегатами для «тридцать первой» удалось избавиться от большинства проблем, характерных для предыдущих моделей Волг. Изменение углов установки колес и некоторых других параметров передней и задней подвесок (колея, клиренс) позволило улучшить управляемость новой машины на высоких скоростях, избавив ее от «плавучести» и медлительности, которые были свойственны обычной 24-ке. Второе значительное отличие модели 3101 от предшественницы — тормозная система. Для АЗЛК-2141 и ГАЗ-3102 была приобретена лицензия на использование тормозной системы английской фирмы Girling, которая разработала тандемный вакуумный усилитель. В отличие от обычного гидровакуумного усилителя, такой усилитель сохранял работоспособность всей системы даже при частичной утечке воздуха. Для обеспечения стабильного торможения автомобиля в конструкцию тормозной системы был добавлен отдельный регулятор давления (так называемый «колдун»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: