Автомобиль ГАЗ-66: легенда отечественного автопрома

Все, что нужно знать о легендарном ГАЗ-66 «шишига»

ГАЗ-66, известный по прозвищу «шишига», является одной из известных легенд отечественного автопрома. На протяжении более полувека этот знаковый грузовик остается популярным среди множества водителей в России

Фото: Владимир Войтенко / Фотохроника ТАСС

Визуальный материал: изображение от Владимира Войтенко, предоставленное Фотохроникой ТАСС. Приглашаем ознакомиться с подробностями.

В них лучше не врезаться. На что теперь не хватит полиса ОСАГО

Загадочный ГАЗ-66

ГАЗ-66, этот удивительный двухосный грузовик повышенной проходимости, оказался настоящим «шишком» своего времени. Каким образом это произошло?

«Шишига» или «шишок» — так прозвали советскую машину ГАЗ-66, которая выпускалась с 1964 по 1999 годы. У этого автомобиля было два объяснения народного прозвища:

  1. Шишига — существо из русских сказок, которое обитает у лесных рек и болот. ГАЗ-66, в таких условиях, как дома себя чувствовал, поэтому его назвали «шишигой». К тому же, грузовик выглядел достаточно грозно и мощно, что соответствовало представлениям о нечистой силе. Так что прозвище имеет свое объяснение.
  2. Такое название «шишига» звучит очень похоже на число 66. Может быть, в этом и заключается смысл.
  3. ГАЗ-66 стал легендой российского автомобильного производства не только благодаря своей долгой жизни, но и своим впечатляющим внедорожным возможностям и узнаваемому дизайну кабины.
  4. История создания «шишиги».
  5. ГАЗ-66 был разработан с учетом потребностей военных, которые были неудовлетворены предшественником «шишиги», полноприводным ГАЗ-63, по нескольким причинам.
  6. Они включают в себя:
    • не достаточная мощность 70-сильного двигателя;
    • высокий центр тяжести, что делало автомобиль неустойчивым;
    • невысокая проходимость.
  7. Главная цель создания новой модели ГАЗ-63 была в устранении недостатков и обеспечении компактности с сохранением грузоподъемности в 2 тонны для возможности воздушной переброски.
  8. Разработкой нового грузовика занимались инженеры Горьковского автозавода под руководством Александра Дмитриевича Просвирнина. На тот момент он уже имел медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и Сталинскую премию за создание модели ГАЗ-51. Придуманный облик ГАЗ-63 был работы дизайнеров Льва Михайловича Еремеева и Бориса Борисовича Лебедева.
  9. В результате работы по модернизации «штанда» ГАЗ-63 оснащали более мощными двигателями и кабинами с металлическими каблуками, что позволяло увеличить грузоподъемность до 2 тонн и обеспечить удовлетворительные характеристики в любых условиях.

    Октябрь 1968 г. Грузовой автомобиль ГАЗ-66 производства Горьковского автомобильного завода во время испытаний на крутом подъеме.

    В октябре 1968 года Горьковский автомобильный завод начал испытания грузового автомобиля ГАЗ-66 на крутом подъеме. На фото видно, как автомобиль проходит испытания. Изображение сделано Владимиром Войтенко и предоставлено ТАСС.

    Опытные экземпляры ГАЗ-66 начали проходить испытания еще в 1957 году. Однако, из-за отсутствия подходящего двигателя, грузовик не могли запустить в серийное производство в течение семи лет. В то время выпускали бескапотный ГАЗ-62 с 85-сильным 3,5-литровым шестицилиндровым мотором, который был временной мерой до 1962 года.

    В конце 1950-х годов на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) началось производство V8-двигателя полностью из алюминия для автомобилей ГАЗ-13 «Чайка» и специальных версий ГАЗ-21 «Волга». На основе этого двигателя была создана модификация ЗМЗ-53-66 с сокращенным объемом работы с 5,5 до 4,3 литров и мощностью 115 лошадиных сил, которыми сразу же начали комплектовать автомобиль ГАЗ-66. Первый серийный грузовик сошел с конвейера в июле 1964 года. В отличие от предшественника, ГАЗ-63, новый автомобиль имел следующие преимущества:

    1. Существенно большая удельная мощность (32 лошадиных силы на тонну, в сравнении с 21 лошадиной силой на тонну у ГАЗ-63). Максимальная скорость увеличилась с 65 до 90 км/час.
    2. За счет того, что двигатель был перемещен под кабину, центр тяжести стал ниже. Это позволило достичь развесовки в соотношении 50:50 по осям и повысило управляемость грузовика. В результате, возникающий крен у «шишиги» в повороте радиусом 25 м при скорости 65 км/ч был выше, чем у ГАЗ-63 при скорости 44 км/ч.
    3. Увеличением проходимости
    4. Это происходило не только из-за увеличения клиренса с 270 до 315 мм.
    5. В трансмиссии ГАЗ-66 были использованы передний и задний межколесные дифференциалы с блокировкой, в дополнение к двухступенчатой раздаточной коробке.
    6. Вместе с централизованной системой регулирования давления в шинах, появившейся в 1966 году и зависящей от типа покрытия, они позволяли ГАЗ-66 с его мощным двигателем (284 Нм при 2000-2500 об./мин. против 205 Нм при 1500-1700 об./мин. для ГАЗ-63) подниматься на 37-градусный уклон в сухую погоду и на 22-градусный на сыпучем грунте, в то время как ГАЗ-63 проскальзывал на 28-градусных и 4-градусных уклонах соответственно.
    7. ГАЗ-66 также обладал гидроусилителем руля, что значительно облегчало управление.
    8. Также была увеличена площадь грузовой платформы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: