Автомобиль Колхида первоначальная разработка

Первый бескапотный советский грузовик из Грузии — «Колхида»

«Колхида» – это торговая марка грузовых автомобилей, которые производились на Кутаисском автомобильном заводе с 1961 по 2001 годы. Это первые советские грузовики с бескапотной конструкцией — седельные тягачи и полноприводные самосвалы. С самого начала 60-х годов ХХ века именно седельные тягачи марки Колхида стали ведущими в грузоперевозках, несмотря на ряд недостатков. С появлением на рынке грузовиков КАМАЗ, популярность этих транспортных средств существенно уменьшилась, однако автомобиль Колхида по-прежнему занимал определенную нишу в сфере грузоперевозок.

Колхида 606

История создания первой «Колхиды»

Кутаисский автомобильный завод разработал автомобиль в конце 1950-х годов. Директором работ был Д. Картвелишвили, который одновременно работал над бортовой модификацией и седельным тягачом. Интересно, что все основные детали автомобиля были позаимствованы у выпущенного серийно автомобиля ЗИЛ-164.

Одной из важнейших особенностей нового автомобиля было его компактное бескапотное исполнение, которое не ухудшило объем грузового отсека и не усекло длину прицепа. Первые образцы грузового автомобиля с бортовым кузовом КАЗ-605 и седельного тягача под маркировкой КАЗ-606 с укороченной колесной базой появились в 1958 году. Через год обе модели были представлены на выставке ВДНХ.

Так как производство бортовых грузовиков в Советском Союзе осуществлялось разными производителями, Минавтопром решил выпустить новый автомобиль — тягач КАЗ-606 — в серийное производство. Производство модели КАЗ-605 было прекращено. Серийное производство седельных тягачей «Колхида» было запущено в 1961 году.

Особенности автомобиля

Одной из главных особенностей грузовика КАЗ, созданного конструкторами, является его бескапотная компоновка с кабиной, поднятой над двигателем. Это позволяло водителю иметь хороший обзор благодаря большим стеклам. Однако, у такой конструкции был недостаток: кабину нельзя было поднять, и добраться до двигателя можно было только изнутри кабины. Впоследствии это было исправлено, и на автомобиль была установлена откидывающаяся кабина, а двигатель был сдвинут назад для освобождения места для третьего сиденья.

Первая модификация КАЗ-606 была оснащена 90-сильным бензиновым рядным шестицилиндровым двигателем ЗИС-120 объемом 5.5 литра. Поскольку его мощности было недостаточно для тягача, предназначенного для перевозки тяжелых грузов, особенно в гористых условиях дороги, уже через год после начала производства начали устанавливать усовершенствованную версию этого двигателя, повышенную до 110 л.с. Это сделало возможным надежное буксирование полуприцепов с грузоподъемностью до 10,5 тонн. Позже на Колхиде начали устанавливать V-образный восьмицилиндровый двигатель ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с., а также дизельные двигатели.

Первые версии грузовых автомобилей были оснащены трехступенчатой коробкой передач, рулевое управление не имело усилителя. В передней подвеске установлены два гидравлических амортизатора, которые усилены листовыми рессорами. Сзади были установлены четыре рессоры — две основные и две дополнительные.

Максимальная скорость, которую автомобиль мог развивать, составляла 70 км/ч, а его потребление бензина на 100 км пути составляло 50 литров. Качество сборки первых моделей было недостаточным, и выхлопные газы могли проникать в салон через капот. Однако Колхида была достаточно комфортабельным автомобилем, внутри кабины имелось место для сна и вентилятор, а также она была оснащена противотуманными фарами, что было новшеством для того времени.

Модификации грузовика

Во время производства компания КАЗ предложила несколько вариантов седельных тягачей и самосвалов, которые широко использовались в народном хозяйстве. Несмотря на некоторые недостатки, многие из этих транспортных средств работали более двадцати лет и успешно перевозили грузы весом в несколько десятков тонн. Они стали основой плечевой системы перевозок, в которой полуприцепы передавались от одного тягача к другому, позволяя водителям проехать в среднем 200 км за смену без излишней усталости.

Самосвал Колхида

КАЗ-606 и 606А

Этот тягач является первым произведением кутаисских автомобилестроителей. У него характерный дизайн кабины без капота и удобная спальная койка, что делает его комфортабельным для водителя. Одним из новшеств является расположение рычага переключения передач справа от рулевой колонки, а стояночный тормоз находится слева от водителя. Однако главным недостатком этого автомобиля был не очень мощный двигатель мощностью 90 лошадиных сил, который требовал достижения максимальных оборотов для нормальной работы. В результате это привело к расходу топлива в 40 литров на 100 км при максимальной скорости 65 км/ч.

В 1962 году было принято решение об модернизации неудачной модели, и в результате завод выпустил КАЗ-606А. Основным отличием этого автомобиля от предыдущей модификации был улучшенный двигатель мощностью 110 лошадиных сил. При этом у него сохранялись такие же динамические характеристики и расход топлива, но он более уверенно справлялся с сложным рельефом и мог перевозить на полуприцепе грузы весом более 10 тонн. Обе модели не имели откидывающейся кабины, поэтому доступ к двигателю осуществлялся только через капот в салоне, что затрудняло процесс ремонта и иногда приводило к попаданию выхлопных газов в кабину.

КАЗ-608 и 608В

Осознавая недостатки предыдущей модификации, Кутаисское заводское конструкторское бюро начало разработку обновленной Колхиды с 1962 года. Новая модель должна была быть оснащена новым двигателем от ЗИЛ мощностью 150 лошадиных сил. В результате различных причин новый автомобиль был выпущен только в 1968 году и получил имя КАЗ-608.

Тягач КАЗ 608

Автомобиль теперь может разгоняться до 70 км/ч благодаря новому двигателю. Также максимальная грузоподъемность увеличилась до 15,5 т. Однако на горных дорогах не рекомендуется перегружать автомобиль более чем на 10,5 т.

Прочитайте также: МАЗ-5551 — обзор легендарного белорусского самосвала

Кабина была полностью переработана, чтобы стать более просторной. Для этого двигатель был смещен назад, и в кабине появилось еще одно сидячее место. В связи с отсутствием капота в середине кабины, рычаг переключения трансмиссии был перемещен на традиционное место — пол справа от водителя. Впервые на этот автомобиль был установлен гидроусилитель, что сделало управление автомобилем более легким. Для снижения затрат на производство было решено отказаться от изготовления изогнутых стекол, что привело к тому, что автомобиль получил прозвище «сервант».

Отличительной чертой обновленного КАЗ-608 стала возможность откидывания кабины. Это позволило освободить пространство внутри неё, сделало процесс ремонта и обслуживания автомобиля более удобным. Необходимо справедливо отметить, что на первых экземплярах поднимаемая кабина могла просто отделиться. Иногда при движении она непредвиденно опускалась, что автоматически приводило к созданию опасной ситуации. Впоследствии эти проблемы были устранены в модели КАЗ-608В.

Обновленная Колхида стала самым популярным и надежным автомобилем среди всей линейки моделей. Именно КАЗ-608В дожили до наших дней и их можно время от времени встретить на наших дорогах. Проблемы с герметичностью кабины были решены путем установки новых уплотнителей. Она стала более прочной, но при этом стала менее привлекательной из-за своей угловатости. Иногда автомеханики переделывали КАЗ-608В в зиловские самосвалы или бортовые платформы. На базе КАЗ-608 была выпущена небольшая партия топливных баков для аэродромов, а с 1971 года появились автомобильные платформы на специально удлиненной базе для аэродромов.

Бортовой КАЗ 608

В 1986 году, тягач КАЗ-608В получил модернизацию, при которой были установлены обновленные узлы от новых ЗИЛов. Это значительно улучшило технические характеристики автомобиля, однако внешний вид остался прежним. В 1989 году производство этой модели было прекращено. Интересно, что на Кутаисском заводе выпускались не только автомобили, но и полуприцепы, из них наиболее известен КАЗ-717.

КАЗ-4540

На базе Кутаисского автомобильного завода в начале 80-х годов ХХ века было принято решение разработать новый самосвальный автомобиль для сельского хозяйства. Грузоподъемностью до 6 тонн. От предыдущих моделей была сохранена только бескапотная компоновка. В остальном, новый автомобиль должен был быть полностью переработанным. На его разработку были приглашены специалисты из НАМИ. С их помощью был создан двухосный грузовик с повышенной проходимостью. Этого было достигнуто благодаря переднему приводу с подключаемым задним мостом и возможностью блокировки межосевого дифференциала. Таким образом, появился новый грузовик — КАЗ-4540, и получил он знаменитое название «Колхида».

Колхида 4540

При разработке автомобиля было принято решение отказаться от сотрудничества с ЗИЛом и использовать техническое обеспечение КАМАЗа, который был на пике своей популярности. Таким образом удалось установить на автомобиль новый V-образный шестицилиндровый дизельный двигатель, который был модификацией надежного восьмицилиндрового двигателя КАМАЗ-740. Установленный двигатель имеет мощность 160 лошадиных сил, что при повышенном крутящем моменте обеспечивает хорошую тягу для полностью загруженного автомобиля.

Двигатель работает вместе с восьмиступенчатой механической коробкой передач с раздаткой. Чтобы равномерно распределить нагрузку на платформу автомобиля, она была размещена под кузовом и соединена с двигателем специальным карданом. Рессорная подвеска может не обеспечивать комфортную поездку, но отличается повышенной надежностью, а большой дорожный просвет обеспечивает проходимость автомобиля. Тормозная система автомобиля — пневматическая, а рулевое управление оснащено гидравлическим усилителем.

У цельнометаллического кузова автомобиля была установлена система, которая позволяла автоматически открывать и закрывать борта. Для перевозки легких грузов, таких как чай, хлопок и сено, можно было использовать специальные сетчатые панели, которые могли быть подняты. КАЗ-4540 «Колхида» был выпускаем до 2001 года и был последней разработкой Кутаисского завода на данный момент.

Не смотря на множество проблем, с которыми столкнулись автомобили «Колхида», они внесли большой вклад в развитие советской автомобильной промышленности:

  • Грузовики КАЗ-606 — первые тягачи седельного типа, которые позволили значительно увеличить объем перевозимых грузов с помощью автотранспорта. Именно они стали отечественными прототипами современных многотонных фургонов.
  • Система компоновки без капота позволила повысить высоту места водителя над дорогой, улучшив видимость и комфорт во время поездки. Именно на этой основе были созданы знаменитые КАМАЗы, которые впоследствии вытеснили КАЗ с рынка грузоперевозок.
  • Наличие полноценной спальной кровати в кабине автомобиля позволило использовать его для дальних путешествий. Несмотря на слабый двигатель, низкую скорость и другие недостатки, не давшие возможности для настоящей дальнобойной поездки по Колхиде, эти идеи были перенесены на другие автомобили.
  • Сейчас почти невозможно увидеть Колхиду на дороге, автопредприятия отказались от нее из-за низкой надежности и отсутствия запчастей.
  • Также водители жаловались на плохую управляемость из-за короткой колесной базы, перегрев заднего моста от выхлопных труб и недостаточную динамику.
  • Иногда на автопредприятиях наказывали провинившихся или молодых водителей, сажая их на КАЗы.
  • Кроме того, с Колхиды часто снимали запчасти для популярного и надежного ЗИЛ-130.
  • Частные перевозчики не любили этот автомобиль из-за его высокого расхода топлива и ненадежности.

Тем не менее, запоминающийся внешний вид этой машины и новаторские идеи, заложенные в ее конструкции, делают ее важным этапом в истории советской автомобильной промышленности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: