Автомобиль Москвич 400: история и легенда

Москвич-400: история автомобиля, который сравнивают с Опелем

История возникновения этого автомобиля полна противоречий, догадок и слухов в виде различных версий. Однако он был создан — и вместе с ним появился массовый советский автопром. В честь 70-летия Москвича вспоминаем об этом легендарном автомобиле.

Любовь к машинам в словах писателей: Гений — в длинном ЗИМе, Просто талант — в «Победе», А те, кто не достигли Особых успехов в искусстве, Покупают автомобиль «Москвич» Или ходят пешком. Как Чехов. Самуил Маршак, «Меры веса» (1954)

В июне 1946 года стали выпускаться сразу два советских автомобиля – легковой ГАЗ-М-20 Победа и грузовик ГАЗ-51. А 4 декабря того же года на заводе ЗМА собрали первый Москвич-400. Казалось бы, все логично – страна ускоренными темпами, напрягая все жилы, встает из руин. Но появлению первого Москвича предшествовала долгая и запутанная история.

До москвича

Еще до начала Великой Отечественной войны, в 1930-х годах, руководство Советского Союза осознавало необходимость развития автомобильной промышленности и создания модели «личного пользования». В то время еще не задумывались о том, что личный автомобиль может давать слишком много свободы советскому гражданину (эта идея появится позже в советской власти), но были другие аргументы: личный автомобиль мог стать хорошим стимулом для обычных граждан, а также использоваться для подготовки водителей для сельского хозяйства и армии. Эти задачи были очень важными, особенно на фоне роста автомобилизации на Западе.

В то время обычным гражданам было почти невозможно приобрести автомобиль. Единственные исключения: покупка через профсоюзную организацию (при наличии серьезных заслуг) или приобретение подержанного автомобиля в комиссионном магазине. Теоретически была возможность выиграть автомобиль ЗИС-101 в лотерею, но это было крайне редким. В остальных случаях автомобили «распределялись» между организациями, ведомствами и министерствами.

С целью разработки «народного» автомобиля, Совнарком СССР в марте 1939 года принял решение, где были утверждены характеристики будущей модели. Уже в следующем, 1940 году, на заводе Коммунистического интернационала молодежи (КИМ, позднее переименованный в ЗМА, а затем в МЗМА) началось мелкосерийное производство автомобиля КИМ-10, который был основан на английской модели Ford Perfect.

История о четырех дверях

Однако «фордовскому варианту» не суждено было стать серийным. В 1940 году Сталину показали зарубежные «аналоги» и двухдверный КИМ-10-50. Сталин не одобрил этот неудобный автомобиль и указал на Opel Kadett K38, который имел схожий дизайн и пропорции, но был представлен именно в четырехдверном варианте — чтобы показать, как должна выглядеть советская малолитражка.

На фото: Opel Kadett 4-door (K38)

Это событие, кстати, полностью опровергает известную легенду о послевоенном смотре 1945 года, когда Сталин, как говорят, сказал директору МЗМА фразу «садись и ты, дорогой», предлагая сесть на заднее сиденье, воспользовавшись задней дверью.

В 1945 году лидер уже знакомился с 4-дверным седаном КИМ-10-52. Что именно он там сказал и кому, мы не знаем, но проект был обречен по объективной причине. Дело в том, что при эвакуации завода КИМ в октябре 1941 года на Урал большая часть документации и оснастки для выпуска КИМ-10 была потеряна. Об альтернативе думали недолго – взяли «одобренный» Сталиным немецкий седан. Постановление ГКО от 26 августа 1945 года называлось так: «О постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет К-38 в его существующем виде».

На фото: КИМ-10-52

Было решено воспроизвести редкую и прогрессивную модификацию Кадета с четырёхдверным кузовом и независимой передней подвеской. Однако, возникли трудности с этим «чистым копированием».

Москвич с элементами СВАГа

Может ли быть, что первый Москвич был полностью сделан на оборудовании и по документации, вывезенной с завода Opel в немецком Рюссельсхайме? Такое мнение высказывает известный Юрий Долматовский в книге «Мне нужен автомобиль», и эта версия очень популярна. Однако, возможно, чертежи на Кадет были уничтожены в ходе бомбардировок или спрятаны немцами?

Согласно Льву Шугурову, автору книги «Автомобили России и СССР», документацию пришлось восстанавливать из небытия, так как только часть оснастки удалось сохранить. Еще один источник, А.Ф. Андронов, генеральный конструктор МЗМА (АЗЛК) с 1949 года, утверждает, что чертежи Москвича-400 были разработаны самостоятельно Отделом главного конструктора в Москве, а оснастка была изготовлена на ГАЗе и ЗИСе. Так где же находится истина?

Инженер МЗМА Е.И. Борычев вносит максимально возможную ясность в этот вопрос своими воспоминаниями. Согласно его словам, Советский Союз имел право использовать часть промышленного оборудования, захваченного у побежденной Германии. Однако, проблема заключалась в том, что на заводе в Рюссельсхайме не было особо чего использовать. Во время войны завод занимался производством авиационных деталей, а не автомобилей, и поэтому был полностью разрушен британскими ВВС. В тайниках была найдена некоторая оснастка для производства шасси и кузова Кадета, но только в двухдверном исполнении, которое было самым популярным в Германии до войны. Никаких сведений о двигателе не сохранилось.

Таким образом, недостаток оснастки (особенно в сложной «дверной» части), отсутствие чертежей и несколько «живых» экземпляров Кадета… Советским инженерам пришлось столкнуться с этим «наследством» и запустить производство автомобиля, с ясным сроком — первые пять Москвичей должны были быть выпущены в июле 1946 года. Обращаться к американцам из General Motors, которые владели маркой Opel с 1929 года, за недостающими чертежами было невозможно — послевоенная эйфория союзников уже сменилась первыми признаками «холодной войны». Справиться с этой задачей самостоятельно было невозможно.

И вот тогда было решено привлечь немецких специалистов для восстановления утраченных знаний — трудовые коллективы, состоящие из немцев и возглавляемые гражданами СССР, были созданы под руководством Советской военной администрации в Германии (СВАГ) еще летом 1945 года.

В результате, инженеры в Шварценберге воссоздали четырехдверный кузов с помощью деревянной мастер-модели и шаблонов для штампов, а двигатель с чугунным блоком и баббитовыми подшипниками был полностью восстановлен в Берлине.

Однако, несмотря на все усилия, проект не был завершен вовремя. Задержка произошла из-за сложностей с репарационным оборудованием и устранением неполадок с смежными компонентами. В результате, изначально запланированный срок был перенесен на IV квартал 1946 года по приказу Министра Автотракторной промышленности СССР.

В истории

Большинство источников утверждает, что первый серийный автомобиль был произведен на МЗМА 4 декабря 1946 года – именно этот день считается днем рождения Москвича. Однако есть точка зрения, что первые серийные машины были собраны в ночь с 8 на 9 декабря. Как бы там ни было, но подготовка к производству, учитывая все сложности, заняла всего полтора года, и новый, 1947-й год завод встречал явно на подъеме. В 1947 году Москвич даже получил свой собственный «специальный выпуск» – к 800-летию Москвы выпустили юбилейную партию автомобилей с миниатюрным геральдическим щитом на левой стороне капота.

На фото: Москвич-400 420

Первая модель послевоенного МЗМА, согласно полному обозначению, называлась Москвич-400-420 (цифры указывали, соответственно, на номер двигателя и номер кузова), однако в течение длительного времени «четырёхсотый» просто называли Москвич, ведь других Москвичей просто не существовало.

На фото: Москвич-400

Автомобиль получился успешным — технологичным, привлекательным и надежным. В общем, хотя конструкция не была новаторской, она все же отличалась некоторыми интересными решениями — несущий кузов, алюминиевые поршни двигателя, гидравлические тормоза и, самое главное, независимая подвеска типа Дюбонне, которая воплощала истинное инженерное мастерство и была очень прогрессивной для того времени. Однако у автомобиля не было указателей поворота, зато стеклоочиститель (который сам по себе был редкостью в то время) был приводим в движение механически от… распредвала двигателя.

В 1947 году было произведено 1 501 автомобиль, а в 1948 году уже 6 706. В 1949 году выпуск составил 19 806 автомобилей. Вскоре объем производства достиг 35 000 штук в год, затем 50 000. В июне 1953 года модель стала рентабельной и достигла точки самоокупаемости. В октябре того же года с конвейера сошел 100 000-й Москвич, а уже через полгода, в марте 1954 года, общий объем производства достиг 150 000 экземпляров. Однако некоторые источники утверждают, что максимальный годовой объем выпуска был достигнут в 1955 году и составил 47 758 автомобилей.

Со временем автомобиль был модернизирован, получив синхронизаторы на третьей и четвертой передачах, более удобный рычаг КПП на рулевой колонке и усиленные подшипники в заднем мосту. Все эти изменения, а также блок цилиндров с короткими сухими гильзами, новая головка блока, измененная конструкция распределительного вала, обоих коллекторов, водяного насоса, стартера и генератора, были внедрены в модификацию Москвич-401 в 1954 году, которая получила название Москвич-401-420. Мощность двигателя увеличилась с 23 до 26 л.с. при 4 000 об/мин. В салоне Москвича-401-420 было замечено более «престижное» рулевое колесо с цветным пластиковым ободом и ручка «ручника», переместившаяся за рычагом КПП на рулевую колонку.

На фото: Москвич-401 420

После начала производства четырехдверного седана, в серии появились также деревянные фургоны Москвич-400-422. Они были выпущены с 1949 года и продолжали производиться до 1956 года, что практически совпадает с окончанием выпуска основной модели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: