Автомобиль Полуторка

Автомобиль Полуторка

Интересная история о происхождении автомобиля начинается с его прибытия из деревни в состоянии металлолома. Но благодаря стараниям и полной реставрации, он снова ожил.

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА (полуторка) был разработан и изготовлен на Нижегородском автозаводе (позднее Горьковском автозаводе) в 1932 году. Его грузоподъемность составляла 1,5 т (1500 кг), что и привело к его прозвищу «полуторка». Однако, источник вдохновения для создания этой модели был американский грузовик Форд модели АА 1930 года, хотя детали и чертежи для ГАЗ-АА были разработаны нашими специалистами.

Исходно на заводе «Гудок Октября» в Канавине было выпущено 10 экземпляров американского грузовика Форд модели АА, которые принадлежали к 1930 году. Однако, перед тем, как запустить автовеликан (Нижегородский автомобильный завод), советские инженеры разработали собственные чертежи, пересмотрев структуру, узлы и платформу. Первый серийный автомобиль НАЗ-АА сошел с конвейера Нижегородского автозавода (НАЗ) 29 января 1932 года. К концу года завод, переименованный в Горьковский автомобильный завод по имени города, выпускал 60 грузовиков ГАЗ-АА в день. В отличие от американской модели Форд АА, советский ГАЗ-АА имел усиленную картер сцепления, рулевой механизм, установленный воздушный фильтр и другие улучшения. Кроме того, в 1930 году, по советским чертежам, был создан бортовой кузов. С ГАЗ-АА, собранных полностью из отечественных комплектующих, начали выпускать с 1933 года. До 1934 года кабина была изготовлена из дерева и прессованного картона, а затем была заменена металлической кабиной с дерматиновой крышей.

В 1938 году внесли изменения в грузовик ГАЗ-АА, устанавлив новый 50-сильный мотор ГАЗ-ММ (аналогичный тому, что использовался в легковом автомобиле ГАЗ-М1 «Молотовец-1», более известном как «Эмка»), укрепили подвеску, установили новый рулевой механизм и карданный вал. Внешне ГАЗ-АА не отличался от ГАЗ-ММ.

Производилась также версия ГАЗ-АА с самосвальным кузовом, в начале выпуска называвшаяся ГАЗ-С1, позже переименованная в ГАЗ-410. Работа этого самосвала была интересной. Груз в кузове равномерно распределялся и, под собственным весом, опрокидывал платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рычаг которого находился посередине левой стороны. Чтобы разгрузить, водитель отпускал рычаг, груз ссыпался назад, и пустой кузов, под действием силы тяжести, возвращался в горизонтальное положение, затем надежно удерживался с помощью рычага.

10 октября 1949 года с горьковского конвейера сошёл последний автомобиль ГАЗ-ММ. Ещё год (или, согласно некоторым данным, до 1956 года) эту полуторку собирали уже в Ульяновске, где начали выпускать их с 1947 года.

Вот вам информация о годах выпуска ГАЗ-ММ (ранее известного как НАЗ-АА): на НАЗе/ГАЗе — 1932—1949; на московском заводе КИМ — 1933—1939; на Ростовском автосборочном заводе — 1939—1941; на УльЗиСе — 1942—1950.

В общей сложности было выпущено 985 000 ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их производных автомобилей, включая 138 600 штук в период с 1941 по 1945 год. К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА насчитывалось 151 100 таких машин.

Таким образом, «полуторка» стала самым распространенным советским автомобилем первой половины XX века. Встретить их можно было на дорогах страны вплоть до конца 60-х годов.

Грузовое авто ГАЗ-АА имел простую и технологичную конструкцию на основе классической схемы с рамным шасси и рессорной подвеской. Кабина была унифицирована с легковым автомобилем ГАЗ-А.

Уникальной особенностью автомобиля была подвеска и трансмиссия, в которых использовалась специальная толкающая труба, внутри которой находился карданный вал. Однако эта конструкция имела недостаток — бронзовая втулка быстро изнашивалась и требовала частого ремонта. Также крепление реактивной тяги передней подвески было надежным, но не очень прочным, и не всегда справлялось с усилиями при торможении. В результате, «полуторка» имела меньший пробег до поломок по сравнению с ЗИС-5 «трёхтонкой», особенно если рассматривать эксплуатацию с перегрузом в два раза.

Однако благодаря низкому уровню сжатия (4,25:1) надежные и легкодоступные двигатели ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ могли использоваться с самыми низкокачественными видами топлива, включая лигроин и даже керосин (в теплое время года и при нагретом двигателе), а также с некачественными промышленными смазочными маслами (автолы и нигролы).

Одной из особенностей были дефицитные стартеры с аккумуляторными батареями (на редких автомобилях они прослужили более полугода), поэтому автомобиль могли завести с «кривым стартером», то есть рукой.

Особым дефицитом являлись шины с низкой износостойкостью (8-9 тыс. км при норме в 20 тыс.), из-за чего в конце 1930-х и во время войны многие автомобили выходили на конвейер только с двумя задними колесами, то есть с одинарной шиномонтажной системой заднего моста, что естественно снижало грузоподъемность. Размер колес — 6.00-520″.

Впрочем, благодаря массовому производству ГАЗ-АА/ММ стал самым распространенным грузовиком и легковым автомобилем в СССР до начала Второй мировой войны, численность которого составила более 150 тыс. единиц на 20.06.1941 года.

Шасси этого автомобиля использовалось для создания разнообразных военных и гражданских модификаций: зарядно-осветительных электростанций, радиостанций, радаров РУС-2 и ремонтных мастерских, автолабораторий санитарно-гигиенического и противохимического назначения, топливозаправщиков и маслозаправщиков, авиационных запускных установок, звуковых и световых систем ПВО, различных емкостей, поливомоечных машин, скорой помощи и т.д.

Агрегаты ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ имели широкое применение при создании военной и боевой техники, включая легкие танки, бронеавтомобили серий БА-6 и БА-10, самоходные установки СУ-12 с полковой пушкой калибра 76,2 мм, артиллерийские тягачи и боевые машины «Катюша» БМ-8-48, а также другие виды техники.

ГАЗ-АА был основным средством эвакуации людей через Ладожское озеро по Дороге жизни во время блокады Ленинграда. В обратном направлении ГАЗ-АА использовали для транспортировки продовольствия, вооружения, медикаментов и другого оборудования, необходимых для обороны окруженного города. В отличие от другого отечественного грузовика тех времен — ЗИС-5, ГАЗ-АА был легче и поэтому использование его на «полуторке» было безопаснее при передвижении по льду.

Годы выпуска: 1932–1948.
Иные термины: «газик», «полуторка», «полундра».
Платформа: Автомобиль Форд-АА модельного года 1930 года.
Схема размещения: передний двигатель, задний привод.
Колёсная формула: 4×2.
Двигатель ГАЗ-А.
Тип: бензиновый.
Емкость: 3285 кубических сантиметров.
Максимальная мощность: 40 лошадиных сил при 2200 оборотов в минуту.
Максимальный крутящий момент: 165 ньютона·метры, при 1200 оборотов в минуту.
Конфигурация: рядный, 4-цилиндровый.
Максимальная скорость: 70 километров в час.
Расход топлива в смешанном режиме: 19,5 литров на 100 километров.
Трансмиссия: 4-ступенчатая механическая коробка передач.
Длина/ширина/высота, миллиметры: 5335/2030/1870.
Клиренс, миллиметры: 200.
Колёсная база, миллиметры: 3340.
Масса, килограммы: 1750.
Грузоподъемность, килограммы: 1500.

Список модификаций

Полная восстановительная реставрация этой легендарной машины.

Участие в выставочных мероприятиях

Парад Победы, который проходил в 2015 и 2016 годах, был великим событием. Красноярск открыл 4-й мост в торжественной обстановке в те же годы. Также в период 2015-2016 годов состоялось МоторЭкспоШоу.

Наши планы включают доработки, чтобы сохранить все в идеальном состоянии.

Оставить комментарии открытыми и возможность отправки пингов открытой, опубликовать и отметить как пост.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: