Автомобиль Студебеккер

Тест-драйв Studebaker US6: честность в американском стиле

Этот грузовик, полученный в рамках ленд-лиза, хорошо известен любителям военных фильмов, знатокам истории и ценителям ретро-техники. Казалось бы, что нового можно рассказать о данном автомобиле, судьба которого изучена энтузиастами и профессионалами вдоль и поперек, а информации о нем можно найти больше, чем о Гарри Поттере? Однако, оказывается, возможно.

Предупреждаем заранее: будет много сравнений с отечественной техникой, поэтому ортодоксальным патриотам лучше сразу запастись валерианкой. Итак, начнем!

Что в имени тебе моем?

Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер?

– спросил однажды Остап Бендер у несчастного молодого человека, проявив свою вспыльчивость. Мы приводим эту цитату не случайно, обратите внимание на написание названия. На английском оно звучит как «Studebaker», а у Ильфа и Петрова оно написано как «Студебеккер», без «а» и с двумя «к». Почему так? Никто не знает. Название можно произносить как «Студебэйкер», «Стьюдибакер» и еще десятком других способов. Но у нас утвердилось именно так: «Студебеккер» или просто «Студер».

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

После этого началась Гражданская война, и спрос на повозки резко возрос. В это время американцы немецкого происхождения, которые были предприимчивыми, начали заниматься производством вагонов для передвижения по территории, отнятой у апачей, кайова, навахо и других племен. Для этих американцев война была не проблемой, а возможностью заработать деньги. Однако, сейчас это уже не имеет значения: сын не отвечает за своих родителей, а US6 не несет ответственности за своих предков — тем более.

Четыре с половиной тонны мелочей

Внешний вид грузовиков «Студер» сильно отличается от советских военных грузовиков. Они не имеют угловатых форм, которые характерны для наших ЗиСов и «полуторок». Если поставить их рядом, то сразу бросится в глаза разница в размерах машин, и только глупец не заметит основное конструктивное отличие – «американец» имеет три оси. Колесная формула – 6х6, и нет никаких сомнений, что передний мост ведущий: картер отлично видно из-под высокой кабины автомобиля. Была и модификация 6х4, но такие машины встречаются намного реже. Впрочем, не для того вы сейчас портите зрение, чтобы в сотый раз читать об одних и тех же характеристиках. Лучше будем смотреть на то, чего другие не увидели.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Многие эмоциональные личности смотрят в фары автомобиля, как в глаза близкого друга или подруги. «Глаза» Студебеккера действительно привлекают внимание. Даже в настоящее время они не кажутся устаревшими людям, которые привыкли видеть фары почти современных Уралов и ЗИЛов. Честно говоря, нет указателей поворотов, но действительно ли они были необходимы на фронтовых дорогах? Зато фары в целом три. Самая большая – основная, с дальним и ближним светом. Другая, с козырьком, использовалась в том случае, когда свет основной мог выдать машину ночью.

Третью – самую маленькую – включали только во время движения в колонне, чтобы показать размеры машины: своих видно, а чужим – незаметно. На фарах нельзя не заметить маркировку производителя. Дело в том, что Студебеккер 70 лет назад уже шёл путём, на который, возможно, наш отечественный производитель в конечном счете пойдет: фирма покупала у проверенных производителей компоненты, а не занималась разработкой собственных коробок передач или лампочек для грузовиков. Почему нужно ставить свою рекламу на грузовик, который изначально был предназначен для эксплуатации в СССР, Великобритании и некоторых странах Африки, не совсем ясно. Видимо, у американцев уже сформировался уникальный менталитет к 40-м годам.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Облик Студебеккера говорит прямо: мои дизайнеры – законодатели автомобильной моды 30-х годов! Это действительно так: Корпорация Студебеккер никогда ранее не занималась производством грузовиков, но зато она хорошо известна своими легковыми моделями, такими как Studebaker Champion (кстати, скоро у нас будет его тест-драйв! — прим. ред.) или более ранний, но не менее интересный President конца 1920-х годов. Выштамповка на панелях дверей, а особенно на приборной панели, является ярким отражением «легкового» прошлого «Студебеккера».

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Какие знакомые шины! Возможно, такие же покрышки использовались на наших ЗиСах? Верно, угадали. Ведь с резиной у нас всегда были проблемы, особенно во время войны. Почти половина автомобильных шин поставлялась в Советский Союз по ленд-лизу, и неудивительно, что наши автомобили были обуты в западные «шузы».

Двигаемся дальше по кругу. Сразу за кабиной, слева, находятся две канистры: одна для запаса воды, другая — для бензина. Даже горловины у них разные, чтобы не перепутать. Сам борт меняет свою высоту в зависимости от положения раскладных скамеек в кузове. Если их поднять, они становятся продолжением борта.

Производители корма снова радуют вниманием к деталям. В глубоких рамках установлены катафоты (световозвращатели, отражатели — называйте их, как хотите): сверху они не будут заметны для асов из Люфтваффе, но те, кому нужно, увидят их вовремя. Также есть разъем для подключения электрики прицепа. У нас такого не было. Конечно, установлены и габаритные огни для тех, кто следует в колонне. А вот массивные отбойники под кузовом могут быть демонтированы в случае буксировки орудия: они значительно сокращают угол разворота.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

При ремонте двигателя необходимо было снимать боковины моторного отсека, которые мешали полноценному доступу. Однако западные инженеры учли удобство операции: они крепили их под крыльями кабины не болтами, а «барашками», что позволяло быстро и без использования гаечных ключей достигнуть силового агрегата. Мы не будем проверять это сами, а сразу займем место водителя «Студера».

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Водя рулём Студебеккера

Почувствовать себя птенцом в скорлупе несложно: если природа одарила вас хорошим ростом, то остаётся только надеть свитер толстой вязки, тулуп, ватные штаны, шапку-ушанку и сесть в Оку. Гораздо сложнее испытать ощущения Гулливера в стране гигантов. Водя рулём Студебеккера я почувствовал себя маленьким мальчиком. И не важно, что рост метр восемьдесят, что телосложение, мягко говоря, далеко не изящное… Места – предостаточно! При этом настолько, что при полном повороте руля длины рук не хватает для его поворота, приходится сильно наклоняться вперёд и делать вид, что обхватываешь Земной шар.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Пётр, владелец автомобиля, подтверждает, что в кабине «Студера» достаточно места. Его рост составляет 195 сантиметров, поэтому до потолка кабины у него остается еще примерно 10 сантиметров. Он может полностью вытянуть ноги на пассажирском сиденье. Я задумался о том, какой рост имел конструктор этой машины. Я еще раз столкнусь с проблемой недостаточного роста, но сейчас я могу наслаждаться панелью приборов и элементами управления автомобилем.

Многие знают, что американцы любят инструкции. Однако, можно только восхищаться количеством инструкций и подсказок на приборной панели! Приборы расположены по центру, но мы рассмотрим их по порядку, начиная слева и двигаясь направо.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Руль с четырьмя изящно изогнутыми спицами почти не перекрывает первую табличку. Рассматриваем схему переключения передач. Забудьте о логике! Влево и вперед – вторая, влево и назад – третья, вперед – пятая, назад – четвертая, вправо и вперед – задняя, вправо и назад – первая. Каково? А ведь идея проста и разумна, как дизайн старого Логана: при движении первая передача не используется, она нужна только при маневрировании или в случае движения в очень сложных дорожных условиях с грузом (читай: с двукратным перегрузом по бездорожью после дождя). Поэтому тронуться с места будет легко и привычно: на месте первой окажется сразу вторая передача.

Далее приведена информация о том, как удалить воду из системы охлаждения, а последний раздел таблицы указывает на рекомендуемые скорости переключения. Все это представлено на английском языке. Хотелось бы узнать, какой процент водителей советской армии владел этим языком?

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Функция центрального переключателя света включает предохранительный стержень-стопор, который предотвращает случайное включение. Это дополнительная мера безопасности, которой обладает данное автомобильное устройство. Еще одна такая «опция» находится в ногах: кнопка запуска двигателя расположена под педалью сцепления. Чтобы запустить двигатель, необходимо полностью нажать на педаль. Таким образом, сцепление всегда выключено во время запуска двигателя.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

На центральной части панели располагаются основные инструменты: индикатор давления масла, термометр для отображения температуры охлаждающей жидкости, спидометр, указатель уровня топлива и амперметр. Конечно, все эти показатели представлены на английском языке, где температура измеряется в градусах Фаренгейта, а скорость — в милях в час. Вероятно, владелец иностранного автомобиля 80-х годов быстрее разберется в этих показаниях и функциях управления, чем обычный водитель автомобиля 40-х годов, пересевший сюда с ЗиС-5. Подсветка инструментов также выполнена оригинально с помощью двух лампочек, которые выступают из панели над индикаторами. Их включение осуществляется с помощью рукоятки, похожей на центральный выключатель света в Волгах.

В этой машине был изменен только замок зажигания. В оригинале его просто нет, а вместо него стоит рукоятка, которой можно включить зажигание. В стране, где много любителей бесплатно покататься на Студебеккере, такой вариант просто неприемлем.

Также есть еще пара рукояток. Одна из них — для управления заслонкой дросселя (подсос, если кто-то помнит такое устройство), а вторая — для фиксации газа, которая по сути дублирует функцию педали акселератора. Это что-то вроде круиз-контроля из 40-х годов.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Прямо перед клиентом находится металлический ящик с набором необходимых технических мелочей. А непосредственно перед глазами клиента находится еще один указатель. Кстати, на нем указана дата поставки нашего автомобиля: 1945 год.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

На потолке установлены пневматические механизмы для привода щеток стеклоочистителей. Каждая щетка имеет свой собственный механизм. Работа этой системы основана на принципе вакуумного усилителя тормозов, который создает разрежение в коллекторе. Чем сильнее вращается мотор, тем быстрее двигаются щетки. Рядом находятся барашки, которые используются для откидывания рамки лобового стекла. В отличие от русских автомобилей, например, модели 51-го ГАЗа, в этой машине стекло можно полностью поднять под прямым углом. Это незначительная деталь, но она значительно улучшает обзор: нет мешающей кромки стекла перед глазами.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Запретный фрукт, как известно, имеет сладкий вкус. Включаем первую передачу. И даже она – только для разгона на небольшом расстоянии. Двигатель ревет, а автомобиль почти не движется. Но правильно говорил старый и мудрый Луи Рено о том, что автомобиль хорош не большим объемом двигателя и мощностью, а правильно подобранным соотношением характеристик двигателя и коробки передач.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Мощность двигателя нашего «Студера» составляет всего 95 лошадиных сил, что, честно говоря, не так уж и много. Однако благодаря почти 5,5-литровому объему на первой передаче грузовик можно использовать и в качестве тягача. Четвертая передача является прямой, а пятая скорость на табличке обозначена как «overdrive». Это сильно сказано, учитывая максимальную скорость в 70 километров в час. Габариты чувствуются очень хорошо, единственное неудобство, которое я испытал в процессе управления, — это очень маленькое зеркало заднего вида. Спасибо, конечно, что оно вообще есть, но если вы вдруг увидите на дороге Студебеккер, знайте: сзади вас не видно.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Вождение автомобилем приносит удовольствие. Возможно, это связано с тем, что все эти мелочи, перечисленные выше, созданы для удобства водителя. Этот факт радует, особенно учитывая, что в машине нет обогрева. Но передняя перегородка кабины, нагревающаяся от двигателя, дает некоторое тепло. Кроме того, здесь нет щелей, которые так хорошо известны ГАЗам и ЗиСам времен войны, что, опять же, является большим плюсом.

Однако руль удобно держать только в нижней части обода, так как он слишком большой для меня. Или, может быть, я слишком мал для этого автомобиля. Поворачиваем руль и нажимаем на тормоз. Машина легко останавливается. В конце 1930-х годов американцы опробовали гидравлическую систему и использовали ее везде. И снова вспоминается ЗиС-5 с его механическим приводом…

Американец, который делает добро

Пётр любезно предоставил нам машину для ознакомления, которая, по большому счёту, собрана из нескольких автомобилей. Двигатель с коробкой были привезены из Америки и использовались на тракторе в карьере. Эти агрегаты почти вечные и до сих пор активно используются. Оригинальная кабина была найдена на Ленфильме, где, кажется, они имеют неисчерпаемые запасы. Кузов был привезен из Норвегии, где он находился на хранении. Шасси было обнаружено в Тульской области около 6-7 лет назад.

Идея восстановления этого «Студера» возникла в 2011 году, когда была найдена решётка, защищающая заднее стекло в кабине. Пётр сначала не знал, от какого автомобиля она, так как в то время он реставрировал другую машину. Потом он выяснил происхождение этой детали, и началось…

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

На поиск агрегатов, их восстановление или переборку ушло около года, что стало основной задачей в процессе комплектации. Сама сборка заняла всего месяц. В процессе работы стало очевидно, что у машины есть много абсолютно идентичных деталей с ГАЗ-51, 52, 53 и даже ГАЗ-3310 «Валдай», который был разработан в 2003 году. Это вызывает размышления, не так ли?

Во времена Великой Отечественной войны Студебеккер был незаменимым на фронтах. Он выполнял роль грузовика, тягача и базы для «Катюш». Его отличали невероятный комфорт, проходимость и надежность. Наши отечественные «полуторки» и трехтонные ЗиСы не могли сравниться с трехосным полноприводным грузовиком союзников. Даже после войны Студебеккеры продолжали работать в Советском Союзе, помогая восстановить страну после ужасной трагедии. Кстати, мы недавно писали о том, как ленд-лизовская техника, которую по идее должны были вернуть в Америку, была использована в послевоенное время. Но вернемся к «Студеру». Что же сделало его таким успешным?

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Безусловно, этот вопрос должен быть рассмотрен историком. Тем не менее, есть несколько моментов, которые можно выделить самостоятельно.

Давайте начнем с того, что этот грузовик был специально разработан для экспорта на фронт. Производство US6 началось во время Второй мировой войны и закончилось вместе с ее окончанием. Для нас это была достаточно передовая техника, поэтому ее обслуживание было немного сложным. Однако большую роль сыграла техническая неграмотность наших водителей: у них не было времени и возможности заниматься образованием, им нужно было воевать.

Фото в бортжурнале Легенды Ленд-Лиза - Форд-6

Люди, которые занимались созданием автомобиля, не пострадали от войны в своей стране. У них было достаточно ресурсов, чтобы заняться такими незначительными деталями, которые так поразили военный грузовик. Инженеры, которые привыкли работать только с легковыми автомобилями, применили свой опыт и к US6. Поэтому у него есть рельефная обивка дверей и форточки, которые мы знаем из отечественной техники до середины 90-х годов, и они не понимают требований жесткой экономии, в которых работали советские разработчики. У них была возможность создать хороший автомобиль, и они это сделали.

После войны у нас были немецкие грузовики, которые мы получили в качестве трофеев, но они не были так популярны: они были капризными, сложными и запчастей для них было трудно найти. Можно было ездить на них до первой поломки, а потом было проще их переплавить. Но совсем другое дело с выносливым и надежным «Студером».

В Америке этим автомобилем не пользовались. У них уже были более современные машины, например, JMC.

Можно с уверенностью сказать, что Студебеккер был отличной машиной и принес много пользы. Мы платили за него до 2006 года. Удивительно, что всего девять лет назад мы выплатили последний платеж по договору ленд-лиза.

«Ничего личного. Только бизнес»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: