Автомобильный рынок Зеленый угол во Владивостоке

История развития автомобильного рынка Зеленый угол во Владивостоке

Автомобильный рынок Зеленый угол, являющийся одной из главных достопримечательностей Владивостока, отмечает свое 25-летие 25 сентября.

Созданный в 1993 году в качестве замены стадиону «Строитель» в качестве полудикой площадки для торговли автомобилями с рук, авторынок «Зеленка» стал самым крупным открытым авторынком в России и символом «праворульного движения» за несколько лет. Кто и с какой целью создал «Зеленку», почему здесь первые машины меняли на квартиры, сколько раз различные эксперты предрекали конец свободолюбивого автомобильного бизнеса на приморском побережье после повышения импортных пошлин и как сейчас процветает популярный авторынок — все это можно узнать из очерка ИА PrimaMedia.

1 января 1992 года по указу президента Бориса Ельцина владивостокский порт, который ранее был закрыт, был открыт. С этого момента для города началась новая и интересная жизнь. Раньше иностранные товары появлялись только как личные вещи моряков или контрабанда. Теперь же дорога на местный рынок была открыта для всех, включая джинсы, жвачки, телевизоры и, конечно же, автомобили.

Однако, как отметил Юрий Авдеев, директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов и ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН, первые японские автомобили появились во Владивостоке еще в 1986 году.

В то время в Японии автомобиль можно было приобрести за 300 долларов. Однако, в основном, их привозили себе моряки. Во Владивостоке на тысячу жителей приходилось всего 70-80 автомобилей (сейчас этот показатель почти в 10 раз выше — прим. ред.). Автомобиль был роскошью и дефицитным товаром. В конце 1970-х — начале 1980-х годов в ДВО РАН по разнарядке появился отечественный мотоцикл с коляской, и за ним была огромная очередь, даже произошла драка. А покупка автомобиля, тем более иностранного, была практически невозможна, — рассказывает Авдеев.

Он говорит, что моряки постепенно начали осваивать эту технику. Несмотря на строгий коммунистический принцип «у нас самые лучшие в мире автомобили», никто уже тогда серьезно не сравнивал «Жигули» и «Тойоту». Моряки забирали себе автомобиль на свободное место на палубе. Затем они стали привозить автомобили своим родственникам и друзьям. В 1989 году произошел скандал, когда в «Красном Знамени» была опубликована статья под названием «Круиз для своих». Суть скандала заключалась в том, что кто-то купил два автомобиля, а кому-то не хватило места на палубе.

Впереди — больше, и к 1991 году практически каждый уважающий себя моряк, заходивший в Японию, не упускал возможности привезти для себя и попытаться продать кому-то еще хотя бы одну иностранную машину. Вопрос заключался в том, где ее можно было выставить на продажу? Некоторое время площадкой для свободной торговли автомобилями был стадион «Строитель» на проспекте Столетия. Однако жители близлежащих домов очень быстро начали жаловаться на шум. Руководству Владивостока, которым тогда руководил Виктор Черепков, предстояло решить, как удовлетворить и волков, и овец сохранить.

Вспоминая события 1993 года, Виктор Черепков отмечал, что когда прекратилось финансирование военно-промышленного комплекса, который обеспечивал работу большей части населения, люди оказались практически без средств к существованию. Предприятия начали избавляться от станков и заняться торговлей низкокачественными товарами. Дальневосточный машиностроительный завод и железная дорога остановили свою работу. Бюджеты Владивостока и Приморья значительно сократились. Возникла острая необходимость в создании новых рабочих мест. Я собрал своих заместителей и сказал: ребята, давайте построим автозавод. Он должен будет выпускать больше машин, чем Тольятти. Но этот завод будет виртуальным, без фундамента и без негативного влияния на экологию.

Первые парковки

Авторынок должен был стать настоящим «заводом». Он был размещен на пустыре, который примыкал к улице Нейбута и принадлежал ТОФ и министерству обороны. ООО «Березка» под руководством директора Геннадия Згиблого стал новым арендатором этого места. Они сразу выровняли несколько площадок, убрали мусор, вырубили кусты и создали открытые стоянки для всех желающих. Теперь можно привезти машину, продать ее и платить только за ночную охрану. Один из моряков, который позже стал автоторговцем в большом масштабе, до сих пор работает на «Зеленке». Владиславу непросто вспоминать, что было здесь в начале 90-х годов, но некоторые воспоминания все-таки всплывают в его памяти.

— Изначально существовала только основная стоянка, вот та, что ниже главной дороги. Вокруг были пустыри, лес, кусты и обрывы. Ну и также небольшое место на холме было справа, — указывает Владислав рукой за окно будки стоянщика.

Основная площадка, она же «нижняя» (потому что находится на уровень ниже большинства стоянок), была первой. Гораздо позже площадками по обеим сторонам обросла основная дорога.

В 1993 году, когда я учился в ДВВИМУ, я впервые попал сюда. В то время только открылась «Зеленка», но уже было много народа. Однако люди еще не умели привозить автомобили большими партиями — только морякам разрешалось привезти себе одну машину для личного пользования. И чтобы попасть на корабль, нужно было быть членом экипажа. Так что только настоящие моряки могли достать японку тогда. Поэтому те, кто попадал в Японию, обязательно брали с собой автомобиль и за небольшую пошлину в несколько ЭКЮ привозили его сюда. Лесовозами они перевозили их через Находку, Пластун и Терней.

Конечно же, рынок подержанных автомобилей, как и любой другой рынок в России 90-х годов, привлекал большое внимание любителей легкой наживы. Дополнительные доходы, которые продавцы получали в долларах, могли быть немедленно изъяты в качестве «налога на безопасность». Однако, по словам Александра Ролика — председателя краевого Законодательного Собрания, который обладал полномочиями сенатора РФ и тогда был сотрудником КГБ — создание «Зеленого угла» скорее помогло в борьбе с преступностью.

— По моему мнению, создание «Зеленого угла» было положительным шагом. Раньше автомобили доставлялись и продавались везде, что, собственно, и использовалось преступниками. Они отслеживали владельцев, конфисковывали эти автомобили, взимали плату с предпринимателей. А создание площадки позволило, во-первых, хранить автомобили под присмотром ночью, а во-вторых, правоохранительным органам стало проще работать. Наблюдать за преступниками гораздо проще, когда они собираются где-то в одном месте, — рассказывает Ролик.

— Когда открылась свободная торговля, никто не знал, сколько стоит что. В СССР не было рынка недвижимости, государство просто раздавало квартиры. Поэтому люди не представляли, сколько может стоить их жилье, — вспоминает продавец-ветеран.

Однако о законности и юридическом оформлении продаж на «Зеленке» стали думать не сразу. Сначала покупка автомобиля была похожа на покупку банки колы в придомовом ларьке — отдал деньги, получил товар.

— Автомобили продавались вообще как попало. В лучшем случае прежний владелец выписывал доверенность и отпускал покупателя с миром. У нас даже не было ПТС, потому что таможня их изначально не выдавала, а нужно было идти в ГАИ с таможенной декларацией и только там оформлять документы. И, конечно, этим старались пользоваться различные недобросовестные личности, — говорит старожил Владислав.

Еще один очевидец встреч покупателей иностранных автомобилей с преступными элементами рассказывает, что почти все сделки на «Зеленке» сопровождались участием криминальных группировок.

Примерно двадцать лет назад, когда я был еще молодым, мой отец, наконец, собрал достаточно денег на японскую машину. Я помню, как они с продавцом считали требуемую сумму, доставая купюры из большого целлофанового пакета размером с чемодан. Мои родители понимали, что на рынке есть бандиты, которые охотятся на каждого покупателя. И хотя у продавцов часто были свои связи, и отнять машину у них было непросто, но когда она попадала в руки покупателя, то ее было легко выследить, догнать и заставить вернуть рэкетирам. Мой отец попросил своего знакомого милиционера подстраховать нас, и тот взял служебный «калаш», и мы поехали. Мы купили потрясающую белую Corona и отправились домой. Мой отец положил ракетницу между сиденьями, а его товарищ-милиционер ехал с автоматом в руках. И вот нас догоняет «жигуль» с кавказцами внутри. Водитель открывает окно и кричит отцу «Продаешь?». А он отвечает: «Да, только не я, а он!». И указывает на своего друга с АК. Этот «покупатель» понимающе улыбается, сбавляет скорость и скоро исчезает из виду. Да, вокруг нашей «Зеленки» таких историй хватает.

Процесс перехода от полукриминального бизнеса к полузаконному происходил постепенно. Как отмечено Василием Авченко в его романе «Правый руль», рынок «постепенно развивался, приобретая цивилизованные черты на фоне взрывов и перестрелок».

Тем не менее, японские автомобили, обладающие ранее невиданным уровнем надежности и комфорта, были очень популярны среди обычных покупателей в Приморском крае и на Дальнем Востоке, что привело к расширению «Зеленого угла». Центральная стоянка с прилегающими площадками быстро стала недостаточной. Продавцы занимали все близлежащие дороги своими автомобилями. Машины стояли по всему району Нейбута. Было решено вернуть рынок обратно на улицы Владивостока.

— В 1996 году я привез машину, возможно, Land Cruiser, и эта главная дорога, которая проходит через рынок, была полностью перегружена на выходные дни. Нельзя было выехать. Люди, купившие машину в конце этой очереди, ночевали прямо на рынке, пока дорога не освободилась для выезда. Затем появились эти площадки слева от дороги, где сейчас находится половина парковок, но тогда мест было очень мало, — рассказал Владислав.

В том же году, из-за повышенного интереса к праворульным автомобилям, в городе появился специализированный радиопроект на VBC, а затем и печатный журнал под названием Twin Cam. Как вспоминает один из его создателей Кирилл Потапенко, он начался с объявлений о продаже и небольших статей о разных японских автомобильных марках.

— В Приморье в то время не было официальных дилеров, поэтому «правый руль» был основным источником информации о новых моделях. Мы искали интересные или совсем новые модели у продавцов на «Зеленке». Все фотографии, конечно, делались там же, — рассказал Потапенко.

В журнале также были статьи о техническом обслуживании автомобилей. В то время только появлялись специалисты по ремонту японских автомобилей, и они делились своими советами и рекомендациями в журнале Twin Cam.

— Например, ремонт автоматической коробки передач был очень сложной задачей. В городе было всего несколько мастерских, которые брались за такую работу, — вспоминает Потапенко.

В ближайшие два года рынок не смог расшириться из-за дефолта. За полгода до кризиса 1998 года жители «Зеленки» уже почувствовали снижение спроса. Кризис начался для них раньше, чем рубль обвалился. Машины начали скапливаться на стоянке. Каждый день это приносило убытки. Многим пришлось продать свой товар по низкой цене, а некоторым пришлось закрыть свой бизнес.

Я помню, как за полгода до дефолта 1998 года продажи резко упали, — вспоминает старожил. — Люди привезли товар, а никто не хотел его покупать. Продавцы продавали свои машины за копейки. Многие тогда вышли из бизнеса. После этого на рынке автомобилей вообще ничего не осталось.

То, что произошло в 2014 году после обвала рубля — полупустые стоянки — вообще не похоже на ситуацию 1998 года. Тогда автомобилей было в 10 раз меньше. Стоянки просто закрывались.

Расцвет и борьба за правый руль

Однако, за глубокими спадами следуют и высокие подъемы. Привыкнув к новым ценам, покупатели постепенно начали возвращаться и наполнять «Зеленку» деньгами. С 2000 по 2003 год рынок пережил невиданный расцвет. Стоянки росли как грибы после дождя, предприниматели массово выходили из тени. Получив высокие прибыли, они решили, что нет смысла прятаться от налогов и скрываться. Зарегистрировались как индивидуальные предприниматели, наняли парковщиков и стали отчислять налоги в казну.

На рынке появлялись кафе, магазины и юридические конторы для оформления сделок. От покупателей не было отбоя, а количество пробок в городе у моря росло прямо на глазах. Именно увеличению количества частных автомобилей, продаваемых на «Зеленом углу», Владивосток был обязан созданию развязок на улицах Гоголя, Баляева, Некрасовском путепроводе и многих других дорожных сооружений.

Однако неограниченный рост свободного автомобильного бизнеса в России не мог продолжаться вечно. В 2003 году многие местные водители столкнулись с неприятным сюрпризом. Правительство начало серию массированных ударов по автодилерам, повысив импортные пошлины на автомобили старше трех лет и моложе семи лет. В результате, после уплаты всех сборов, цены на подержанные автомобили практически сравнялись с ценами на новые иномарки, продаваемые на российском рынке.

«Зеленка» была потрясена такими новостями, но не собиралась прекращать свою деятельность. Теперь год выпуска автомобиля стал определяющим фактором, особенно его цены. Почему так ценились старые японские автомобили? Если вы не имели опыта использования японских машин 1980-1990 годов, объяснить это довольно сложно, а если имели — объяснения не требуется. Однако, эту тему нельзя просто игнорировать.

Старые японские автомобили на «Зеленом углу» были известны как «вечные». Все модели, такие как «марки», «прадики», «сафарики» и другие народные автомобили тех лет, были созданы для внутреннего рынка Японии и не предназначались для экспорта. Это означало, что их качество было невероятно высоким по современным стандартам.

Эти надежные автомобили были изготовлены из толстого высокоуглеродистого металла. Производитель предоставлял гарантию на двигатели в 1 миллион километров, а внутренняя обивка салона была почти такой же прочной, как и корпусы современных автомобилей. Факт того, что они до сих пор надежно ездят по дорогам приморского региона, свидетельствует о их долговечности.

— В настоящее время я сам ищу «восьмидесятку». Если найду, я в любой момент пересажусь с Lexus на Safari. Ничего лучше этих автомобилей не придумали, — делится еще один опытный водитель из «Зеленого угла». — А потом началась экономия металла, экономия пластика, экономия на качестве. Новые автомобили можно легко деформировать. Гарантия на них дается всего на год, потому что они не особо долго служат. Задача мировых производителей — чтобы автомобиль как можно чаще ломался и его заменяли.

У дальневосточников нет и не было денег на новые автомобили. Однако, после того как они попробовали японские подержанные автомобили, они задумываются, стоит ли покупать новую машину из салона, даже если у них есть средства. Зачем платить больше денег за меньшую машину, если можно заплатить меньше денег за более крупную машину, то есть взять автомобиль более высокого класса? Да, это будет подержанный автомобиль. Но любой автомобиль, после того как он выехал из автосалона, сразу становится подержанным. И не стоит рассказывать кому-то другому сказки о преимуществах гарантийного обслуживания. Что касается руля справа, то в Приморье это обстоятельство почему-то никого никогда не смущало. Уже в далекие 90-е годы была популярная поговорка: «Хороший руль левым не назовут!».

Чтобы проиллюстрировать эти слова, можно взглянуть на объявление о продаже очень старых «японок». Вот, например, что написал владелец Nissan Safari 1985 года выпуска в своем объявлении.

«Скажу откровенно? [Ужасно] не хочу продавать. Жизненные обстоятельства! Кредит душит семью. Не хотел бы продавать. Раскорчевал и ездил бы на здоровье. Вечная машина».

А другой автолюбитель, полностью понимающий трагедию ситуации, отвечает:

«При должном отношении, и в сравнении с одной человеческой жизнью — машина вечная. Кто знает, может быть, удастся выбраться из обстоятельств, оставив эту легенду в вашей семье».

В 2003 году автолюбители потеряли доступ к старым, но надежным автомобилям по разумной цене и начали обращаться к автомобилям возрастом от трех до семи лет. Рынок автомобилей, как живой организм, адаптировался к новым условиям, и после небольшого спада продажи снова начали расти, в то время как автолюбители с опаской следили за новостями о новых инициативах правительства.

— Каждый год наше правительство придумывает новые проблемы для нас. Кажется, что они сидят в своих кабинетах и думают только о том, как усложнить нашу жизнь. Уже стало приметой: как только наступает Новый Год, жди новых изменений, — жалуется Владислав из «Зеленки».

Новое постановление о повышении таможенных пошлин на ввозимые автомобили, которое было подписано президентом в 2008 году, вызвало огромное возмущение в сообществе «зеленщиков». Согласно этому постановлению, возраст категории «подержанных» автомобилей был сокращен до пяти лет. Более того, абсолютный размер ставки на легковые автомобили, которым больше пяти лет, теперь зависит от объема двигателя и составляет от 2,5 до 5,8 евро за 1 куб. см, вместо прежних 1,4—2,2 евро за кубик. Эксперты неутомимо заявляли о том, что это нововведение означает конец эпохи подержанных японских автомобилей и «Зеленого угла».

Многие помнят, как тогда во Владивостоке произошло громкое протестное движение автомобилистов, которое охватило всю страну. Для разгона митинга на центральной площади были привлечены силы московского ОМОНа. Однако жители Приморья не смогли добиться изменения принятого решения. В результате повышения ввозных пошлин и кризиса 2009 года на рынке снова наблюдался спад продаж. Но несмотря на это, компания «Зеленка» продолжала функционировать и приспосабливаться к новым условиям.

«Зеленка» отвечает на удар

Государство столкнулось с проблемой «распилов». Чтобы избежать необходимости ввозить автомобили в Приморье целиком и платить высокие пошлины, народные мастера придумали делить их пополам, ввозить в виде запчастей (пошлины были незначительные), а затем собирать из фрагментов целый автомобиль. Вначале это было успешным. Полные пароходы с половинками «Ниссанов» и «Тойот» проходили через владивостокскую таможню. Однако власти скоро поняли, что изобретательный «русский мужик» снова обманул «барина», и ГИБДД ввело полный запрет на регистрацию «конструкторов» и «распилов». То есть, привезти, собрать и ездить было возможно, но зарегистрировать и, следовательно, продать автомобиль стало невозможно.

Небольшая стоянка для «распилов», оставшаяся на «Зеленом углу» до сих пор, является немым свидетелем этого периода истории. Теперь их даже не считают товаром. Почему они здесь нужны и кому они нужны, остается загадкой.

Перед Саммитом АТЭС 2012 года, организаторы рассматривали возможность перенести «Зеленый угол» за пределы города. Однако муниципальные власти решили построить на этом месте жилые кварталы. Воплощение этих планов началось только в 2018 году, когда компания «Восточный луч» сдала первые три жилых дома на месте бывших теплиц, немного ниже авторынка. Пока строящийся жилой квартал не затрагивает авторынок. Тем не менее, в 2010 году ООО «Березка» получило благодарственное письмо от главы города за статус «Образцового предприятия Владивостока».

Позже были введены утилизационный сбор и повышены требования к экологичности автомобилей. Также появилось обязательное установление прибора «ЭРА-ГЛОНАСС» и временный регламент. Все эти факторы казались продавцам «Зеленого угла» непреодолимыми препятствиями. Однако они каждый раз находили способ приспособиться.

Оптимистическая депрессия

Дальше рынок переживал не самые лучшие времена. В 2015 году автостоянки снова опустели. Количество завозимых и покупаемых машин стало меньше. Рост доллара нанес удар по торговле сильнее, чем все пошлины вместе взятые. Кроме того, военное ведомство снова заявило о своем намерении вернуть себе земли «Зеленки», которые они потеряли в «лихие 90-е». В 2017 году рынок получил удар от ГЛОНАССа, и появился новый вид товара — машина «пока без ПТС». Но и это оказалось временной проблемой. Учитывая трудности, с которыми «Зеленый угол» сталкивался на протяжении 25 лет своей жизни, этот кризис и претензии военных воспринимались как еще одни, но не смертельные проблемы.

— Переживем, переживем, и все равно будем возить, — говорят те, кто остался следить за площадками. И действительно, рынок, привыкший к дорогой валюте, снова ожил. Со временем на стоянках появились новые «Тойоты» и вернулись старые покупатели.

После февраля 2022 года наступил новый период экономического кризиса

После начала специальной военной операции на Украине автомобильный рынок Владивостока вновь столкнулся с трудными временами. Постоянные колебания курса иностранной валюты привели к ситуации, когда цена на автомобили из Японии менялась практически на глазах — за месяц ожидания размер таможенной пошлины вырос почти в 2 раза. Когда курс доллара и евро немного стабилизировался, дилерам приходилось продавать привезенные во время «скачка» автомобили по цене, значительно превышающей рыночную, иначе продавец рисковал понести убытки. После таких потрясений многие стали бояться заказывать автомобили из Японии и предпочитали покупать уже растаможенные машины на месте, даже с небольшой наценкой — риски при заказе все равно были выше. Однако временное затишье сменилось резким ростом импорта подержанных автомобилей в июне 2022 года — таможня зафиксировала отметку в 15 тысяч автомобилей. Курс валюты постепенно стабилизировался, а показатель импорта продолжал расти с каждым новым месяцем — к ноябрю он уже достиг отметки в 28 тысяч. В декабре 2022 года курс снова начал расти, но это уже не сильно повлияло на импорт — он продолжал увеличиваться.

Текущее состояние рынка

В начале августа 2023 года на автомобильном рынке произошло событие, которое вызвало шок: вступил в силу полный запрет на экспорт гибридных автомобилей, электромобилей, а также бензиновых и дизельных машин с объемом двигателя свыше 1,9 литра из Японии в Россию. В связи с этим, цены на рынке значительно выросли, а ввоз иностранных автомобилей упал в два раза. Однако, сказать, что рынок находится в кризисе, пока рано — продавцы и покупатели стараются адаптироваться к новым условиям и выбирают автомобили, которые соответствуют разрешенным характеристикам. В качестве альтернативы, покупатели также рассматривают автомобили китайского производства: с января по июль текущего года в Россию было поставлено более 405 тысяч легковых автомобилей из Китая. Также в середине августа была замечена поставка большой партии автомобилей из Кореи. Что произойдет дальше, покажет время.

Неясное будущее

В конце марта текущего года появилась новая идея организации парка, который частично затронет территорию «Зеленого угла». В рамках пешеходного маршрута от парка Минного городка до микрорайона Зелёный бульвар на месте известного авторынка планируется создание общественного пространства с точками общепита и парковкой. Значительные изменения ожидают также перекресток на пересечении улиц Адмирала Юмашева и Нейбута. Хотя полная ликвидация рынка не предусмотрена в рамках этой концепции, эксперты прогнозируют, что в будущем его заменят более выгодные экономические проекты. На его месте будет установлен монумент, который будет символизировать важный этап в истории развития Владивостока.

«Зеленый угол» — это уникальное явление в экономической, социальной и культурной жизни Владивостока. Он является неотъемлемой частью города, его автомобильным «сердцем» и визитной карточкой. Независимо от того, что произойдет в будущем, мы надеемся, что «Зеленка» будет продолжать свою историческую миссию — поставлять в Россию праворульные автомобили.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: