Автомобильный завод в Горьком

Интервью: современный формат производства на Горьковском автозаводе

У автозавода в Горькове судьба уникальная. Он давным-давно выпускал самые массовые грузовики в Советском Союзе — ГАЗ-АА. Затем у него был период, когда он создавал легендарную Волгу ГАЗ-21 — истинный символ ХХ века. А после этого он заслужил славу, где будущие владельцы ГАЗ-а строили престижные автомобили «Чайка» и Волгу ГАЗ-24 — мечту почти каждого гражданина. А потом он спас и малый бизнес России с помощью «Газели». У завода было много разных времен, и перечислить всё, что он выпускал, займет слишком много времени. Но мы постараемся рассказать вам хотя бы о том, что происходило в Горькове в начале 30-х годов, что происходит сейчас и что ожидает завод в будущем.

Что Сибирь, что Аляска — два берега

В конце двадцатых годов прошлого в СССР возникла проблема — не было возможности доставить кирпичи для строительства социализма и последующего перехода к коммунизму. Конечно, можно было использовать лошадей, но в период индустриализации такое решение было неприемлемо, так как лошади несут в себе ассоциации с властью трудящихся. Поэтому было принято решение о строительстве собственного автомобильного завода.

Однако, строительство крупного завода без опыта практически невозможно. В этом случае ВСНХ СССР и американская компания Ford Motor Company заключили соглашение о сотрудничестве в запуске массового производства автомобилей в Советском Союзе. Выбор пал на Ford не случайно, так как их автомобили имели наименьшую себестоимость, были надежными и простыми в использовании, а также Ford был известен своей массовостью.

1 (3)

Однако сначала сделаем завод самостоятельно. Архитектурное бюро Альберта Кана взялось за его проектирование, а компания «Остин» была ответственна за строительство. Естественно, все эти фирмы были американскими.

Не думайте, что заокеанские помощники горбатились на стройке с лопатами и тачками. Нет, физический труд выполняли наши сограждане. И работа была действительно очень тяжелой, практически вручную. Тем не менее, скорость строительства оказалась просто невероятной: завод был построен всего за 18 месяцев, и в январе 1932 года с конвейера сошел первый полуторатонный грузовик НАЗ-АА, который позже стал известным как ГАЗ-АА, или «полуторка». Почему его назвали НАЗ? Потому что завод находился в Нижегороде, а стал Горьковским в 1933 году.

Пятая машина первого выпуска ГАЗ-А. 06.12.1932 г

Завод постоянно расширял свою номенклатуру. Если бы перечислить все машины, разработанные газовцами до начала Великой Отечественной войны, это заняло бы много места. Однако, стоит отметить, что все эти машины базировались на уже старых, но добрых моделях ГАЗ-А и ГАЗ-АА. Они были старыми, потому что для американцев они были уже устаревшими к тому времени, и добрыми, потому что у нас просто не было ничего лучше.

Незадолго до окончания сотрудничества с американской компанией в 1935 году представители завода получили техническую документацию на автомобиль Форд Модель Б. Именно этот автомобиль стал основой для создания ГАЗ-М-1, известного также как «Молотовец-1» или просто «Эмка». С момента начала его производства в 1936 году, Форд В и «Эмка» сильно наружне похожи друг на друга, однако в них имеется множество различий. Однако сегодня я не в настроении анализировать, что именно было заимствовано с ГАЗа (в рамках закона или без него), что было сделано лучше и что хуже. Эта тема предназначена для долгих и философских дискуссий, которые можно проводить в гараже, расстилая газету на капоте старой Волги, нарезая колбасу, наливая по 100 граммов и затем бросая друг в друга множество аргументов разной степени достоверности. После чего можно будет весело бить противника прокладкой ГБЦ от двигателя ГАЗ-11, которая также может быть очень похожа на… Хм, ну ладно, давайте не будем продолжать в этом ключе. Все-таки сегодня праздник.

Автомобили ГАЗ выезжают из Дворца Бухарского эмира, Узбекистан, 1936

Работники завода смогли выполнить почти невозможное: уже в середине апреля 1935 года был собран стотысячный автомобиль. Для предприятия, и для страны в целом, это было потрясающее достижение. Уже началась разработка еще одного популярного автомобиля — ГАЗ-51, но она прервалась из-за начала войны.

Автомобиль ГАЗ-67. Из ворот завода на фронт. 1942 г. Главный конвейер. Сборка автомобилей ГАЗ-51. 1946 г

Завод переориентировался на нужды вооруженных сил. Его производственная линия расширилась на первоклассные внедорожники, грузовики, танки, автобусы, минометы и снаряды для знаменитых “Катюш”. Конечно, немецкие захватчики не могли смотреть на это безразлично. Завод стал переживать удары вражеских бомбардировщиков. Несмотря на значительные потери от систем воздушной обороны, вражеские самолеты все равно продолжали бомбить завод. И в июле 1943 года производство преостановили окончательно.

Завод получил тяжелые разрушения. По разным данным, около пятидесяти зданий завода были полностью уничтожены. Однако завод сделал еще один героический поступок в своей истории: он был восстановлен за сотню дней и вновь запустил свое производство. Безусловно, не все линии смогли заработать на полную мощность: пришлось, например, отказаться от производства трехосных грузовиков ГАЗ-ААА и броневиков БА-64.

ГАЗ-51, 46 год, Гос. испытания. Автопробег на Байдарском перевале в Крыму.

После войны завод сразу начал выпускать новые автомобили, которые с течением времени стали настоящими хитами. Среди них были грузовой ГАЗ-51, легковая Победа М-20, представительские ЗиМы, чрезвычайно популярная Волга ГАЗ-21, а также Чайка ГАЗ-13

Со времени начала 60-х до начала 80-х годов ГАЗ также сделал значительные достижения и в сфере грузового транспорта, и в сфере легковых автомобилей. Если вы никогда не слышали о ГАЗ-53, «шишига» ГАЗ-66, ГАЗ-24, Чайка ГАЗ-14, то вам стоит лучше изучить эту тему и составить полное представление. Эти автомобили стали настоящими легендами и хорошо знакомы каждому русскому человеку. Именно в этот период ГАЗ стал главным поставщиком автомобильных символов Советского Союза.

В 1981 году был выпущен десятимиллионный автомобиль ГАЗ. Однако последующие десятилетия оказались не слишком успешными для ГАЗа.

Если в эру «догазели» ГАЗ смог выпустить еще несколько эпических грузовиков (например, ГАЗ-3307 и затем ГАЗ-3309), то с легковыми автомобилями все было печально. Да, можно меня забросать ржавыми деталями, но переделки Волги 24-го модельного года оказались не слишком удачными. Нужно было что-то совершенно новое, но в то время ГАЗ не мог (или не хотел) заниматься созданием нового легкового автомобиля.

Хотя в 90-х годах производство Волги значительно выросло: люди всё еще считали этот автомобиль престижным, а его стоимость стала внезапно низкой. Но Волга не смогла продержаться на остатках прежней славы и новые модели ГАЗ-3103, 3104 и седан бизнес-класса 3105 так и не были запущены в серийное производство: для этого не хватало средств, и соперничать с иностранными автомобилями, которые наводнили российский рынок, было очень тяжело.

Пройдя мимо того, что ГАЗ делал для военных и того, что они пытались сделать, но не смогли сделать до середины 90-х, давайте обратим внимание на 1994 год. Именно в этом году завод практически воскресил свою «полуторку», возобновив производство ГАЗели. За 11 лет был выпущен первый миллион таких автомобилей. И Газель стала настоящим спасителем завода, не дав возможности уничтожить его в трудные 90-е. Развивающемуся предпринимательству очень нужно было именно такое транспортное средство, и спрос на нее был очень высоким. Затем был представлен микроавтобус на базе Газели, и это был серьезный удар: появилось огромное количество маршрутных такси.

Типичное российское устройство «купить дешевле, нагрузить больше, увезти дальше» полностью соответствовало газелям (и сейчас они все так же соответствуют). Да, они сильно ржавели, сборка у них была некачественной, и уже на второй-третий год их эксплуатации они переставали радовать глаз, но именно на их шасси ГАЗ смог выйти из продолжительного кризиса. Однако, в 2000-х годах он полностью потерял свою позицию в легковом сегменте. Но наши граждане не долго и не слишком горько плакали по этому поводу, в основном это были фанаты марки и те, кто не понимал, что в мире есть много автомобилей, которые почти во всем лучше Волги.

В 2001 году завод вошел в состав холдинга «РусПромАвто», который затем в 2005 году стал «Группой ГАЗ». С тех пор завод ГАЗ стал главным предприятием холдинга. Посмотрим, что это за «Группа ГАЗ» и что происходит с Горьковским заводом сегодня.

Сварка (15)

Статистика знает всё

Только люди, которые знают, что включает в себя Группа ГАЗ и как это все работает, смогут пропустить этот небольшой уточнитель. В основном это руководство холдинга. Остальным, вероятно, будет интересно узнать новую информацию.

Так вот, в составе Группы ГАЗ есть пять разделов: «Легкие коммерческие и легковые автомобили», «Грузовые автомобили», «Автобусы», «Силовые агрегаты» и «Автокомпоненты». Каждый раздел состоит из нескольких предприятий. Например, раздел автобусы включает заводы ПАЗ, ЛиАЗ и КАвЗ, раздел силовые агрегаты — ярославский ЯМЗ, ЯЗДА и ЯЗТА (ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры), раздел грузовики — Урал и так далее, этот список не полный. Всего в Группе ГАЗ насчитывается 13 предприятий в восьми регионах России.

DSC_1107

На сегодняшний день во всех организациях холдинга (включая связанные с ним отрасли) занято около 400 000 человек, а количество стран, в которые продукция ГАЗа экспортируется, постоянно растет: с 23 в 2013 году до 51 в 2017 году. Думаю, мало кого заинтересует изучение отчетов о деловой деятельности холдинга, но все же стоит привести некоторые интересные цифры и статистику. Например, ГАЗ является владельцем 100% отечественных переднемоторных автобусов, а также 74% легких коммерческих автомобилей. В последний год значительно выросла доля средних дизельных двигателей, которая составила 38% в текущем году по сравнению с 22% в прошлом году.

DSC_1102

Год назад была создана специализированная единица GAZ International, занимающаяся экспортом газовой техники. В связи с этим холдинг активно работает над определенными аспектами, которые являются неотъемлемыми для успешной адаптации на международных рынках. Например, параллельно готовится выпуск двигателей, соответствующих стандартам Евро-6, и внедряется система ESP в стандартное оснащение автомобилей. Кроме того, проводится адаптация автомобилей для работы в условиях горной местности, горячих климатах и странах с левосторонним движением. На первый взгляд это может показаться несложным, но на самом деле требуется значительный объем работы.

Не нужно думать, что ГАЗ ограничивается только успешной продажей машин иностранцам. Нет, они также занимаются сборкой некоторых автомобилей. Например, Skoda Yeti, Octavia, Volkswagen Jetta и коммерческих Mercedes-Benz Sprinter. И в следующем году они даже начнут собирать Skoda Kodiaq.

Конечно же, все эти транспортные средства гораздо сложнее старенькой Газели. И тем не менее, компания успешно справляется со своей задачей. Более того, даже новые Газели NEXT очень сильно отличаются от старых машин предыдущего поколения Газель Бизнес. Здесь есть мультимедийные системы, и тросовые приводы КПП с джойстиком на панели, и передняя многорычажная подвеска, и многое другое. Да, Газели уже не те! Даже до конца сборки на конвейере они перестали корродировать до дыр. Давайте кратко рассмотрим, как их производят в настоящее время.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: