Газ м 72 легковой автомобиль

Легендарный автомобиль ГАЗ-М72: разоблачение мифов

В современные времена полноприводные внедорожники крепко заняли свое место на рынке автомобилей, благодаря постоянному спросу у водителей из разных стран мира. Прежде всего, это связано с привлекательным сочетанием проходимости и комфорта. Интересно, что первый автомобиль с подобными характеристиками был разработан более шести десятилетий назад в Советском Союзе. Однако полноприводная версия Победы, известная под индексом ГАЗ-М72, была не очень популярной и стала объектом многих легенд и вымыслов. Сегодня мы рассмотрим правду и выделим факты из истории этого уникального автомобиля.

Миф 1: Техническое задание на разработку полноприводной Победы было дано лично Никитой Хрущевым.

В 1953 году, после прихода Никиты Сергеевича Хрущева к власти в СССР, он часто организовывал охоту для партийной элиты республик и даже зарубежных гостей. Однако для таких мероприятий обычный «козлик» ГАЗ-69 был не очень подходящим, так как был слишком простым и не очень комфортабельным, а обычная легковушка просто не могла проехать по бездорожью. Тем не менее, еще до войны Горьковский автозавод выпускал полноприводную версию ГАЗ-61-73, которая сочетала в себе комфортабельный легковой кузов и оффроуд-трансмиссию.

gaz_61-73_1

ГАЗ-61-73 – один из первых в истории автомобилестроения внедорожников с полным приводом и комфортабельным кузовом, который был разработан из легкой легковой машины.

Генеральный секретарь поистине отдавал приказ новообразованному Министерству машиностроения СССР (включавшему в себя Министерство автомобильной и тракторной промышленности) разработать автомобиль, который подходил бы не только для редких вылазок на природу Хрущева, но и был бы прекрасным транспортом для высокопоставленных руководителей в сельской местности, таких как председатели колхозов и секретари обкомов. Другими словами, он был нужен для тех, кто должен был передвигаться по не самым лучшим дорогам, но уже достаточно важный, чтобы ездить на Победе, а не на примитивном «газике».

gaz_m-20_pobeda__6

В пятидесятые годы ГАЗ-М20 представлял собой основное рабочее транспортное средство для многих учреждений и организаций СССР.

gaz_m-20_pobeda_6

Стандартная Победа не имела проблем с клиренсом. Однако, она не была подходящей для бездорожья.

В начале 1954 года горьковские конструкторы получили техническое задание на создание полноприводного автомобиля на базе ГАЗ-М20. Этот автомобиль должен был быть комфортным, но иметь проходимость, похожую на ГАЗ-69.

МИФ 2: Легковушку превратили в «джип» быстро и без проблем миф

В Советском Союзе считали, что ГАЗ-М72 это кузов Победы, установленный на мостах внедорожника.

001-ГАЗ-М20

ГАЗ-М20 отличался от предыдущих советских автомобилей своим уникальным несущим кузовом. Но создание внедорожной версии этой модели вызывало определенные трудности.

При разработке такой модификации инженерам пришлось столкнуться с несколькими серьезными проблемами. Например, не удалось скрестить рамное шасси горьковского внедорожника с кузовом Победы, так как получившаяся конструкция была бы перегружена.

Также невозможно было просто приварить кронштейны для деталей полноприводной трансмиссии к днищу, так как это привело бы к нарушению характеристик прочности и жесткости кузова ГАЗ-М20, предназначенного для легких подвесок. Твердые передние рессоры и тяжелые мосты вместе с другими компонентами внедорожника привели бы к разрушению несущей конструкции кузова ГАЗ-М20.

gaz_m-20_pobeda_1

В ходе испытаний обычной Победы на бездорожье было выявлено, что у нее недостаточно как полного привода, так и жесткости кузова на изгиб и кручение.

Тем более, что для установки компонентов полного привода требовалось удалять некоторые элементы пола, что привело к дополнительному ослаблению силовой структуры автомобиля.

ГАЗ-М72
ГАЗ-М72-2

На чертежах ГАЗ-М72 выглядит как просто «приподнятая Победа на мостах ГАЗ-69». Однако на самом деле разработчикам пришлось внести значительное количество изменений в узлы и агрегаты обеих машин.

В результате конструкторы вынуждены были выбрать другой подход, который заключался в серьезном усилении кузова с минимальным увеличением его веса.

По новой технологии, после проведения ряда научных исследований и лабораторных испытаний, было решено усилить кузов ГАЗ-М20. В 1954 году в Горьком была запущена научно-исследовательская лаборатория электрических испытаний, где было установлено оборудование, позволяющее измерять усилия в любой точке кузова. Для этой цели использовался специальный тензометрический датчик. Благодаря этому инструменту конструкторам стало известно, какие элементы кузова подвергаются сильным нагрузкам и требуют усиления, а на какие детали оказывается слабое давление.

После проведения испытаний, команда кузовщиков под руководством Абрама Исааковича Гора быстро изготовила необходимые компоненты для подмоторной рамы и раскос, а также установила дополнительные короба для днища и усилители стоек крыши.

В результате добавления 14 новых деталей общим весом 23 кг, жесткость кузова в плане кручения увеличилась на целых 50%, а в плане изгиба – на 30%!

Таким образом, несмотря на небольшое увеличение веса, кузов полноприводного автомобиля Победа стал заметно жестче и прочнее. Важно отметить, что увеличение жесткости произошло именно в тех местах, где это требовалось, сохраняя необходимую эластичность структуры кузова.

МИФ 4: ГАЗ-М72 по конструкции ходовой части близок к ГАЗ-69 миф

Не смотря на то, что разработчики позаимствовали многие элементы и узлы от ГАЗ-69, даже они потребовали многочисленные изменения из-за разной массы машины и ее особенного назначения. Количество листов в рессорах было изменено: один добавили спереди, а сзади — наоборот, один убрали; кроме того, изменилась и длина самих рессор. Для обеспечения более высокой устойчивости машины задней подвеске был добавлен стабилизатор поперечной устойчивости. Изменение переднего колесного основания требовало доработки правого отвода картера переднего моста, что привело к модернизации рулевых тяг.

Дополнительно, на ГАЗ-М72 использовали оригинальный задний мост новой конструкции с половинными полуосями, который имел способность столкнуться с нагрузками в условиях бездорожья, однако при этом был значительно более легким, чем мост «козлика».

На полноприводной Победе, за исключением, не меняли раздатку ГАЗ-69, однако для ГАЗ-М72 на производстве отбирали наиболее точно изготовленные и шумозащищенные экземпляры.

razdatkaM72

Газ-69 имел одинаковую раздаточную коробку с Газ-М72, без внесения изменений.

Также были внесены изменения в двигатель: увеличение степени сжатия с 6,2 до 6,5 привело к небольшому увеличению максимальной мощности (на 3 л.с. – до 55 л.с.). Кроме того, двигатель получил более эффективную систему охлаждения с масляным радиатором и шестилопастным вентилятором.

gaz_m-20_pobeda_2

На нескольких моделях Горьковского автозавода был установлен особый тип двигателя — нижнеклапанный мотор Победы

МИФ 5: Поздний рестайлинг передка обычной Победы ГАЗ-М20 связан с особенностями конструкции ГАЗ-М72 правда

Реальные испытания первых прототипов показали, что несмотря на улучшенную систему охлаждения, двигатель «легкового внедорожника» склонен к перегреву. Внимательно изучив этот вопрос, конструкторы пришли к выводу, что причиной проблемы является форма облицовки радиатора ГАЗ-М20 с большим количеством горизонтальных пластин, которые не позволяют достаточно пропускать воздух при низких скоростях движения.

gaz_m-20_pobeda_3 gaz_m-20_pobeda_predserijnyj_3

Ранняя облицовка радиатора с большим количеством горизонтальных ребер — так называемая «тельняшка».

gaz_m-72__pobeda__opyitnyiy_1

На ГАЗ-М72 была смонтирована та же облицовка радиатора, что и на ранних сериях Победа

gaz_m-20v_pobeda_8 gaz_m-20v__pobeda__5

ГАЗ-М20В — улучшенная третья серия Победы, отличающаяся новым оформлением радиатора от ГАЗ-М72

gaz_m-72 gaz_m-72_1

ГАЗ-М72 серийного выпуска был оснащен новым оформлением передней части

По именно этому причине на автомобильном заводе ГАЗ была оперативно создана новая версия радиаторной решетки, где элементы были разнесены на большее расстояние друг от друга. Чтобы избежать производства нескольких вариантов одной и той же детали, осенью 1955 года эта модификация была внедрена и на обычную заднеприводную Победу, которая после последних обновлений получила индекс ГАЗ-М20В. В то же время на заводе шло полное разработка новой модели — будущего автомобиля Волга ГАЗ-М21, и дни Победы на конвейере, независимо от модернизации, уже можно было считать окончательно засчитанными.

МИФ 6: Полноприводная Победа была престижной, но массовой машиной и правда, и миф

Около 240 000 автомобилей трех производственных серий ГАЗ-М20 и ГАЗ-М20В были выпущены с 1946 по 1958 годы до 31 мая. Победы первых двух серий производились как с закрытым несущим кузовом, так и в виде кабриолета с мягким верхом. Однако модель ГАЗ-М20В выпускалась только с жесткой крышей. Полноприводная версия ГАЗ-М72 была выпущена в значительно меньших количествах по нескольким причинам. Во-первых, специфическому полноприводному автомобилю не требовалось массового производства, поскольку он преимущественно использовался в сельской местности и не был доступен всем покупателям. Кроме того, полноприводная модификация стоила дороже, чем обычная ГАЗ-М20.

gaz_m-72_predserijnyj

GAZ-M72-Pobeda-5 GAZ-M72-Pobeda-9

Проходимость ГАЗ-М72 была на достойном уровне. По этому важному параметру полноприводный автомобиль не уступал «козлику», однако значительно превосходил его по комфорту

По своей сути, этот достаточно редкий автомобиль находится на средней ступени иерархии, между ГАЗ-69, Победой и ЗИМом, и это объясняется нестандартным сочетанием противоречивых качеств. Также необходимо помнить, что именно ГАЗ-М72 стал первым автомобилем в советской истории, после репрезентативных лимузинов ЗИС и ЗИМ, который получил серийное оснащение ламповым радиоприемником. Кроме того, первая велосипедка для очищения ветрового стекла также появилась на ГАЗ-М72.

Слухи о массовом производстве автомобиля ГАЗ-М72 являются преувеличенными, по сравнению с обычной моделью Победа. Ведь полноприводные модификации выпускались по небольшим партиям на одном конвейере с ГАЗ-М20В с 1955 по 1958 год, но в других количествах — ежегодно от 1 000 до 2 000 экземпляров, в то время как общее число выпущенных Побед с полным приводом не превысило 5 000 штук. Поэтому нельзя считать эту модификацию массовой, хотя она была серийной.

pobeda3

Ежегодно в Нижнем Новгороде производили от 1 000 до 2 000 автомобилей ГАЗ-М72. По официальной информации завода, общее количество выпущенных машин данной модели составило 4 677 экземпляров

Существует мнение среди советских водителей, что многие модели автомобилей, включая ГАЗ-М72, не были доступны для свободной продажи частным лицам из-за официального запрета. Однако, в середине 1950-х годов любой желающий ежемесячно продавец мог купить и Победу, и ее полноприводную версию, если у него была необходимая сумма и магазин имел автомобиль в наличии.

Свободная продажа автомобилей советским гражданам началась 1 сентября 1948 года. В этот день в Москве на Бакунинской улице был открыт первый советский магазин под названием «Автомобили».

Еще в то время, за 40 000 рублей, «частник» имел возможность теоретически приобрести даже ЗИМ ГАЗ-12! Ведь все эти машины относились к легковым и не было запретов на их покупку. В отличие от ГАЗ-69, который был грузовиком и не продавался частным лицам.

Однако на практике приобретение автомобиля обычным советским гражданином до начала 60-х годов было редким явлением, выбивающимся из общих правил. Во многом это связано с тем, что для обычных советских тружеников автомобиль был не только средством передвижения, но и символом роскоши, на которую, в первые годы послевоенного периода, просто не хватало денег. Средняя зарплата в СССР в 50-х годах составляла около 700 рублей, а обычный автомобиль ГАЗ-М20 стоил примерно 16 000.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: