Грузовая машина ЗИС-5

«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовая машина ЗИС-5

Грузовые машины в наше время используются для перевозки различных товаров и для предоставления услуг. Современные грузовики оснащены самыми современными технологиями, что обеспечивает комфорт для водителя и безопасность на дорогах. Однако во времена Великой Отечественной войны даже простые грузовые автомобили совершали настоящие подвиги, например, транспортировали оружие, боеприпасы и доставляли продовольствие. Особенно впечатляющей была доставка продовольствия по «Дороге жизни» в окруженный Ленинград. В данной статье расскажем о таком герое труда.

Изготовление бортового трехтонного грузового автомобиля универсального назначения ЗИС-5В (Автомобильный завод имени Сталина, военный) на советском промышленном предприятии

ЗИС-5 («трехтонка», «Захар», «Захар Иванович») — советский грузовик, который способен перевозить до 3 тонн груза. Он был вторым по массовости грузовым автомобилем в период с 1930 по 1940 годы (первое место занимал ГАЗ-АА). Во время Великой Отечественной войны ЗИС-5 был одним из основных транспортных средств Красной Армии. Производство этого автомобиля осуществлялось на Автомобильном заводе имени Сталина с 1933 по 1948 годы. В период войны, заводы ЗИС (1942—1946 годы), УльЗИС (1942—1944 годы) и УралЗИС (1944—1947 годы) выпускали упрощенную военную модификацию ЗИС-5В.

В 1931 году Автомобильное Московское Общество (АМО) перестроило свой завод и начало производство нового грузовика АМО-2. Детали и компоненты для автомобиля были поставлены из Соединенных Штатов. Скоро АМО-2 был модернизирован, и появились модели АМО-3 и АМО-4. В 1933 году АМО-3 (грузоподъемностью 2,5 тонны) подвергся серьезной модернизации на заводе и был переименован в ЗиС – Завод имени Сталина. Автомобили АМО-3 и ЗИС-5 полностью состояли из деталей отечественного производства, в отличие от своего предшественника.

«Захар Иванович» или «трехтонка» – грузовой автомобиль ЗИС-5

В июне 1933 года была собрана первая партия ЗИС-5, состоящая из 10 машин. Конвейер ЗиС-5 был запущен 1 октября 1933 года без предварительной сборки опытного экземпляра. Благодаря простоте конструкции, сборка началась без каких-либо серьезных сбоев, и серийное производство нового автомобиля было запущено в кратчайшие сроки.

Конструкция «трехтонки» (этим прозвищем народ назвал ЗиС-5, а в войсках его также называли «Захар Иванович») была классической для своего времени. Инженеры АМО-ЗИС — Важинский Е.И., Лялин В.И. и Строканов Б.Д. — разработали конструкцию практически с нуля. Основными приоритетами при проектировании были упрощение автомобиля и повышение его ремонтопригодности. Кроме того, требовалось улучшить эксплуатационные характеристики — повысить проходимость и грузоподъемность автомобиля.

Рабочий обьем двигателя был увеличен до 5,55 литров, при этом его мощность увеличилась до 73 лошадиных сил. Кроме того, радиатор и воздушный фильтр были модифицированы, а карбюратор был переделан. Обновления затронули оба моста, карданный вал, коробку передач и раму. Дорожный просвет на заднем мосту значительно увеличился, а передние тормоза заменили механической передачей. Кабина грузовика ЗиС-5 существенно отличалась от предыдущей модели. В новой версии грузовика кабина была оборудована без брезентовых боковин.

В годы войны количество выпускаемых автомобилей постоянно увеличивалось. Если в начале месяца собирали всего лишь шесть-семь машин в день, то после некоторого времени это число уже достигало десятков и сотен. Грузовой автомобиль ЗиС-5 заслуженно завоевал репутацию надежной и неприхотливой техники, особенно в условиях бездорожья. Несмотря на свои технические характеристики, разработчики смогли сделать так, чтобы машина без проблем перевозила 4-5 тонн груза, хотя она была рассчитана на трехтонную нагрузку. ЗиС-5 спокойно справлялась с этой задачей, не беспокоясь о своем состоянии. Установка низкооборотного двигателя позволила значительно улучшить характеристики автомобиля. Благодаря повышенной проходимости, ЗиС-5 была близка к полноприводным грузовым автомобилям и могла эксплуатироваться на дорогах любой категории в любое время года.

Улучшенная жесткость на скручивание несущей рамы (редизайн конструкции) положительно сказалась на повышении проходимости, так как при прохождении неровностей увеличился рабочий ход колес. Усовершенствованный двигатель без проблем запускается при отрицательных температурах, и для его работы подходит любой низкосортный бензин. В полностью загруженном состоянии грузовик способен буксировать прицеп массой до 3,5 тонн. Пробег до первого капитального ремонта составляет 100 тысяч километров.

На огороде вид кабриолет зилика, пиха пешком, а главный — грузовичок ЗиС-5В.

В период Великой Отечественной войны структуру грузовика ЗИС-5 значительно упростили. Для изготовления кабины использовались дерево и фанера, а крылья начали гнуть из проката (до начала войны применялась штамповка). Тормоза были демонтированы с передних колес. Правая фара также подверглась той же судьбе. Количество откидывающихся бортов было уменьшено до одного. Под конец войны довоенная комплектация была частично восстановлена.

Модель ЗИС-50, выпускавшаяся с 1946 по 1948 год, являлась переходной моделью к ЗИС-150. Она оснащалась двигателем ЗИС-120, который был дефорсирован до 80 л.с. Расход топлива составлял 30 литров на 100 километров. Было разработано 25 модификаций данного автомобиля, 19 из которых были поставлены на производство. Производство автомобилей данной модели продолжалось до 1958 года, а если учесть также глубоко модернизированный Урал ЗИС-355М, то до 1965 года.

ЗИС-5 также были экспортированы в другие страны. Например, в 1934 году была отправлена партия из 100 единиц в Турцию. Экспортные модели ЗИС-5 отличались наличием никелированного радиатора и бампера, сделанного из двух никелированных стальных полос. Позднее были экспортированы модификации ЗИС-14 с удлиненной колесной базой, а также автобусы ЗИС-8. В 1930-х годах автобусы и грузовики ЗИС были отправлены в Афганистан, Иран, Ирак, Китай, Испанию, Литву, Латвию, Румынию, Монголию, Эстонию и Турцию. После Советско-финской войны в Финляндии появился большой парк ЗИС-ов, а на оккупированных территориях СССР Германия также использовала эти автомобили в значительных количествах в период с 1941 по 1944 годы.

Модификации:
ЗИС-5В — модификация военного времени с упрощенными характеристиками;
ЗИС-5У — модификация с установленным зенитным пулеметом на специальной турели в кузове;
ЗИС-5УС — модификация с приспособлениями для подвески носилок;
ЗИС-6 — грузовик повышенной проходимости с шестью колесами, способный перевозить груз массой 4 тонны. Летом-осенью 1941 года на шасси ЗИС-6 была установлена первая установка реактивного залпового огня БМ-13, БМ-8 «Катюша». В 1935 году на шасси ЗИС-6 были созданы экспериментальные автобусы ЗИС-6 «Люкс», а в 1939 году на шасси ЗИС-6К был разработан тяжелый бронеавтомобиль БА-11,;
ЗиС-8 — автобус, выпускавшийся под маркой ЗИС;
ЗИС-10 — седельный тягач с грузоподъемностью 3,5 тонны;
ЗИС-11 — модификация с удлиненным шасси для пожарных автомобилей;
ЗИС-12 — модификация с удлиненным шасси, предназначенная для специального назначения;
ЗИС-13 — модификация с газогенератором на шасси ЗИС-14;
ЗИС-14 — шасси, созданное для специального назначения;
ЗИС-15, ЗИС-15К — модернизированный грузовик, разработанный для замены ЗИС-5. Имел обтекаемую кабину и оперение, а также удлиненную и усиленную раму, усовершенствованный двигатель и увеличенный бензобак;
ЗИС-16 — городской автобус, выпускавшийся под маркой ЗИС;
ЗИС-16C — санитарный автобус, выпускавшийся под маркой ЗИС;
ЗИС-19 — строительный самосвал, созданный на базе ЗИС;
ЗИС-21 — модификация с газогенератором на базе ЗИС;
ЗИС-22 — грузовик с полугусеничным движителем и грузоподъемностью 2,5 тонны;
ЗИС-22М — модификация современного грузовика с полугусеничным движителем;
ЗИС-30 — модификация грузовика с газобаллонным оборудованием;
ЗИС-32 — полноприводный грузовик;
ЗИС-33, ЗИС-35ш — съемные комплекты полугусеничных движителей;
ЗИС-36 — полноприводный грузовик с шестью колесами;
ЗИС-41 — модификация упрощенной конструкции с газогенератором;
ЗИС-42, ЗИС-42М — грузовик с полугусеничным движителем и грузоподъемностью 2,25 тонны, с новым гусеничным движителем;
ЗИС-44 — санитарный автобус, выпускавшийся под маркой ЗИС;
ЗИС-50 — модификация ЗИС-5В с установленным двигателем ЗИС-120 мощностью 90 л.с.;
АТ-8 — экспериментальный артиллерийский тягач с двигателями ЗИС-16 и гусеничным движителем от танка Т-70;
АТ-14 — экспериментальный артиллерийский тягач с двигателями ЗИС-5МФ и гусеничным движителем;
ЛЭТ — экспериментальный электромобиль;
ЗИС-ЛТА — полугусеничный лесовозный автомобиль.

Погрузка раненых советских солдат на военный грузовик ЗИС-5в для эвакуации

Технические характеристики:
Год выпуска – 1933;
Масса – 3,1 тонны;
Габариты
Длина – 6,06 м;
Высота – 2,16 м;
Ширина – 2,23 м;
Двигатель – карбюраторный автомобиль ЗИС;
Мощность – 76 лошадиных сил;
Скорость по дороге — 60 километров в час;
Запас хода — 200 километров;
Всего произведено – около 532,000;
Экипаж – 2 человека.

В грязи застрял грузовик ЗиС-5, и советские солдаты, включая женщин, приложили усилия, чтобы его освободить

В городе Куйбышеве на параде 7 ноября 1941 года осуществились расчеты зенитных прожекторных станций 3-15-4, которые были установлены на грузовых автомобилях ЗиС-5.

На улице Берлина сняты советские автомобили и немецкие мирные жители. В центре фотографии можно увидеть грузовик ЗиС-5В.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: