Грузовик Газ 51

ГАЗ-51: одна из лучших советских грузовых машин XX века.

Если обратить внимание на кинокронику, где показаны российские города и поселки второй половины прошлого века, то, скорее всего, в кадре будет виден скромный, но привлекательный грузовик. Этот автомобиль стал настоящим символом своего времени.

Речь идет о ГАЗ-51 – наверняка, лучшем советском грузовом автомобиле прошлого столетия.

Перед Великой Отечественной войной основным грузовым транспортом для Советского Союза был ГАЗ АА – знаменитая «полуторка». Прототипом для этого автомобиля послужил американский грузовик Ford Model AA, производство которого было организовано в США еще в 1927 году. Во второй половине 1930-х годов инженерам Горьковского автомобильного завода стало понятно, что стареющей «полуторке» нужна замена.

Дизайн тягача под именем ГАЗ-51 начался в 1937 году. За три года экипажи разработчиков разработали проект, воплотили его в жизнь и успешно прошли тестирование предсерийных версий. Тестовые образцы оказались очень обещающими. Однако, в 1941 году началась Великая Отечественная война, из-за чего запуск новой грузовой машины приняли решение отложить на некоторое время.

В 1943 году работа над грузовиком ГАЗ-51 была возобновлена. Однако, от исходной версии осталось только название. Разработчики приняли решение провести значительные изменения и модернизацию конструкции. Во время войны инженеры Горьковского автозавода ознакомились с машинами, доставляемыми в СССР по ленд-лизу. В результате, даже внешне ГАЗ-51 стал напоминать Studebaker-US6 и Chevrolet серии G.

Что касается особенностей конструкции, машина получила новое шасси, улучшенный двигатель и современную кабину. Благодаря этим изменениям грузоподъемность ГАЗ-51 была увеличена с 2 до 2,5 тонн.

Советские разработчики не стали просто копировать американские грузовики, а внесли ряд изменений в ГАЗ-51. Хотя лэнд-лизовские машины были неплохими, они были адаптированы для других условий эксплуатации. Они требовали регулярного обслуживания, использования качественного масла и топлива. В свою очередь, советская новинка имела более прочную конструкцию и могла работать долго без технического обслуживания.

Начало серийного производства

В 1945 году обновленную версию ГАЗ-51 представили советскому правительству в Москве, и она получила полное одобрение. Всего через несколько месяцев с конвейера сошел первый серийный экземпляр грузовика.

Автомобиль ГАЗ-51 скоро стал самым популярным грузовиком в СССР, после того как его выпуск стал осуществляться на заводах в Одессе, Иркутске и других регионах страны. В 1958 году был установлен рекордный выпуск этой модели — 173 тысячи экземпляров, и общий тираж за 30 лет составил 3,4 миллиона. ГАЗ-51 также был выпущен в странах социалистического лагеря, включая Польшу, КНДР и Китай.

Особенности дизайна

ГАЗ-51 быстро понравился водителям по всей стране. Автомобиль достигает приличной скорости для прошлого века — около 70 км/ч, характеризуется легким управлением, обладает мягкой подвеской, надежен и прост в обслуживании.

На начальном этапе автомобили комплектовались деревянной кабиной, так как стране не хватало металла. Однако в 1950 году кабина стала деревяно-металлической, а затем полностью из стали. Кроме того, кабина ГАЗ-51, по сравнению с «полуторкой», стала более комфортной и эргономичной — с 1954 года она снабжена отоплением. На приборной панели есть все необходимые инструменты, привычные современным водителям.

Что касается заднего моста, то он имеет новую конструкцию полуосей и дифференциала. Это решение сделало грузовик наиболее подходящим для обслуживания. Жесткая передняя ось шасси ГАЗ обеспечивает неплохую устойчивость.

У тормозов есть гидроприводная система, которая распределяет тормозные усилия между передними и задними колесами.

На ГАЗ-51 впервые в советском автопроме было использовано подкузовное крепление для запаски.

Кстати, единственный компонент, заимствованный у «полуторки», это коробка передач.

Конструкторы Горьковского автозавода продолжали в течение тридцати лет работать над усовершенствованием и модернизацией грузовика. Была улучшена система питания, снижена собственная масса автомобиля и увеличена грузовая платформа.

Двигатель ГАЗ-51

Двигатель ГАЗ-51 представляет собой модернизированную версию семейства бензиновых двигателей Dodge, которые начали выпускаться в Советском Союзе по лицензии в конце 1930-х годов. Эти силовые агрегаты были настолько успешными, что в США их использовали на легковых и грузовых автомобилях компании Chrysler до 1970-х годов. В СССР двигателем ГАЗ были оснащены многие модели легковых автомобилей, автобусов и тягачей до конца 1980-х годов.

У двигателя имеются хорошие характеристики для своего времени. Он является карбюраторным, шестицилиндровым и 12-клапанным силовым агрегатом с объемом 3 485 кубических сантиметров. Расход топлива составляет 25 литров на 100 километров. Он значительно превосходит двигатели советских грузовиков ГАЗ ММ и ГАЗ АА по показателям.

Данная линейка двигателей отличается закрытой герметичной системой охлаждения, что считается новаторским решением. Благодаря такому подходу, испарения воды ограничены до минимума. Теперь водители больше не обязаны регулярно доливать жидкость в жаркую погоду. Кроме этого, такая конструкция позволяет значительно снизить образование накипи в системе.

Инновационным решением стало внедрение двойной системы фильтрации масла. Например, на автомобиле «полуторка» масляного фильтра для двигателя вообще не было. Благодаря эффективному комплексу фильтрации удалось надежно защитить двигатель от попадания посторонних частиц и таким образом значительно увеличить его срок службы.

С целью повышения долговечности двигателя ГАЗ, верхние части цилиндров были оснащены чугунными гильзами. Кроме того, было впервые использовано алюминиевое основание блока, а поршни были покрыты тонким слоем олова.

В бензонасосе автомобиля было введено использование стеклянного стакана-отстойника, что обеспечило возможность наблюдать за его работой и контролировать степень загрязнения фильтра.

Несмотря на его относительно небольшую мощность – 70 л.с. – двигатель обладает прекрасной тягой. Даже при проблемах со стартером и разряженном аккумуляторе, его все равно можно запустить, используя ручной стартер.

Однако у данного двигателя имеются некоторые недостатки. Например, он плохо реагирует на значительные нагрузки и работу при высоких оборотах. Чтобы избежать выхода силового агрегата из строя, на карбюраторе установлен ограничитель количества оборотов.

Варианты

На базе ГАЗ-51 было выпущено множество модификаций. Это включает самосвалы, цистерны, автобусы и ряд специализированных автомобилей. Рассмотрим некоторые из них.

ГАЗ-93, очень востребованный в народном хозяйстве, начал производиться в 1948 году. У этого грузовика укороченная база и максимальная грузоподъемность до 2,25 тонны. ГАЗ-93 на протяжении нескольких десятилетий стал неотъемлемой частью сельского хозяйства и строительства по всей стране.

Базе ГАЗ-51 породил и введены ряд пассажирских автобусов. Они были производимыми не только в городе Горьком, но и на заводах автобуса Павловск и Курганском. Затем другие предприятия присоединились к производству. В середине 1950-х годов авторемонтная мастерская Сочинской автомобильной администрации выпустила около 100 курортных автобусов «Рицу» с открытым кузовом.

Советские дальнобойщики вращали «баранки» ГАЗ-51П ГАЗ-51П. Идет речь о седельном тягаче ГАЗ. В 1950-х годах применение контейнеров получило большое распространение в СССР. Московские инженеры разработали специальный полуприцеп-контейнеровоз для этой машины. Сам ГАЗ-51П получил укороченную раму и седельное устройство.

Были также варианты ГАЗ-51, предназначенные для экспорта в страны с умеренным или жарким климатом.

Судьба ГАЗ-51

Не стоит думать, что ГАЗ-51 превратился в экспонат музея. Этот грузовик на самом деле больше не производится и его маловероятно увидеть на дорогах крупных городов уже несколько десятилетий. Тем не менее, он до сих пор продолжает свою службу в российской (и не только) глубинке.

«Мой грузовик не является экспонатом музея, он все еще работает. Мы нечасто используем грузовик, но он на ходу. Мы эксплуатируем эту машину уже 18 лет, она была куплена в рабочем состоянии. Конечно, в процессе работы возникают некоторые проблемы и поломки, но мы их исправляем», — сообщает владелец легендарного ГАЗа, автор канала «Выживание в деревне».

«Этот ГАЗ-51 был выпущен в 1967 году. Грузовик всё ещё ходит, мотор работает практически беззвучно, всё функционирует, просто великолепный автомобиль. У моих друзей есть более новые КамАЗы, но они работают гораздо хуже», – делится своими впечатлениями о ГАЗ 51 блогер Николай Белов.

Тот факт, что эта модель грузовика ГАЗ до сих пор используется, подтверждает надёжность её конструкции. Все водители, кто имел опыт работы с «газонами», соглашаются в том, что это простой, надёжный и выносливый автомобиль, который может справиться с любыми испытаниями.

Во время трудных послевоенных лет на ГАЗ модели 51 легла ответственность за восстановление государства из руин. Грузовик не только успешно справился с этой задачей, но также безупречно продолжал служить своей стране на протяжении следующих десятилетий.

Надеюсь, вам понравился этот пост. Впереди вас ждет еще много интересного. До скорых встреч!
С уважением,
OBITUARY-DEATH.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: