Грузовик Краз 260

Больше, сильнее и громче, но не надолго: последние советские армейские грузовики КрАЗ-260

В 70-е годы Кременчугский завод был главным производителем полноприводных военных грузовиков КрАЗ-260. Однако в 80-е годы, в период экономического застоя в СССР, выпуск этих грузовиков уже не был массовым. После получения независимости Украина продолжила производство этих автомобилей, но только в небольших сериях.

Давайте вернемся к истории семейства тяжелых военных грузовиков, начиная с автомобилей ЯАЗ-214 и КрАЗ-214, и заканчивая самыми мощными девятитонными машинами КрАЗ-260, которым посвящена эта статья. Самым продуктивным периодом работы КрАЗа считается выпуск 255-го поколения, о котором мы расскажем в следующий раз.

Грузовики семейства КрАЗ-260 (1970/1979-1998 гг.)

Прототип КрАЗ-260А, построенный в 1970 году, имел все характерные черты будущей серийной модели: мощный 300-сильный дизельный двигатель V8 с турбонаддувом, металлическую грузовую платформу с тентом, прожектор на крыше кабины и узнаваемый «хищный» внешний вид с плоскими панелями облицовки и крыльев. Следующая модель, грузовик 260АМ с низкими бортами, стала предшественником серийной версии с длинной базой.

Варианты серийных автомобилей семейства КрАЗ-260

В середине 70-х годов был проведен ряд модернизаций, и в результате появился улучшенный вариант автомобиля КрАЗ-260М, который успешно прошел государственные и военные испытания. Однако только в 1979 году его доработанный вариант начал поступать в промышленное производство под маркой КрАЗ-260. В 1981 году этот автомобиль был принят на вооружение, а через год начался серийный выпуск в новом цеху. Основной особенностью КрАЗ-260 была новая 16-ступенчатая трансмиссия с промежуточным мостом и дифференциалом задней тележки, а остальные конструктивные элементы и параметры практически не отличались от автомобилей КрАЗ-255.

Завод одновременно производил седельные тягачи КрАЗ-260В с максимальной нагрузкой на сцепное устройство 9,5 тонн, которые использовались для транспортировки тяжелых полуприцепов и орудий.

Маленькими партиями собирался длинный грузовик КрАЗ-260Г с увеличенным от 4,6 до 5 метров расстоянием между осями переднего и среднего мостов, на котором перевозили крупногабаритные грузы весом до 9,5 тонн и устанавливали военные надстройки. Усиленная 10-тонная модификация 260ГМ была адаптирована для тяги тяжелых прицепов.

Военное оснащение автомобилей семейства КрАЗ-260

С начала 80-х и до окончания производства в 90-х годах на автомобилях КрАЗ-260/260Г и тягачах 260В постепенно внедрялись новые типы двигателей с мощностью до 330 л.с., усовершенствованные коробки передач, осветительные приборы и шины, упрощенные и более строгие элементы отделки.

Основной целью КрАЗов-260 было перевозка 20-24 человек личного состава в кузове на откидных скамейках, а также установка различного военного оборудования. Для преодоления неглубоких водных преград они были оснащены воздухозаборниками и выхлопными трубами, которые выходили за уровень крыши кабины.

В течение времени основной артиллерийской системой, прикрепленной к бортовому тягачу, стала тяжелая пушка «Гиацинт», которая впервые была представлена в Москве в 1985 году на параде, посвященном 40-летию Победы. Седельные тягачи использовались для буксировки стандартных полуприцепных систем весом до 27,5 тонн.

В союзные страны были доставлены длиннобазные КрАЗы, на которых было установлено военное и инженерное оборудование. Кроме того, на этих автомобилях были установлены специальные низкопрофильные кузова, багажники на крышах кабин и светомаскировочные приборы.

Средства связи и управления в области радиотехники

На шасси КрАЗ-260/260Г был установлен набор радиотехнических средств, который состоял из нескольких радиолокационных систем ПВО «Гамма». Эти системы были размещены на трех автомобилях, которые оснащены антенно-поворотными устройствами, аппаратурой управления, специальным оборудованием и принадлежностями.

Для перевозки телескопических антенн зенитно-ракетных комплексов С-300, радиолокационных станций (РЛС), низковысотных обнаружителей и радиотехнической аппаратуры использовались седельные тягачи, которые были связаны с специальными низкорамными полуприцепными системами.

Автомобили службы топлива

Самым популярным автомобилем в этой категории была стандартная многоцелевая автоцистерна АЦ-10-260 объемом 10 тысяч литров топлива с собственным насосом и ручным управлением с помощью специального пульта. На основе этой модели производили топливозаправщик АТЗ-9,3 с металлическим резервуаром и задней кабиной управления.

Для хранения, перевозки и распределения компонентов ракетного топлива использовались специальные автоцистерны с ручными или механическими насосами и прицепами-цистернами.

Эвакуационная и инженерная автотехника

В 80-х годах Отдел войсковых средств ремонта автотехники 21-го НИИИ разработал несколько новых типов эвакуационных машин на базе КрАЗ-260, прототипы которых собирал военный завод № 38. Первым из них был среднего класса колесный эвакуационный транспортёр КЭТ-С с бортовым кузовом и задним подъёмным устройством для буксировки всех видов автомобильной техники.

МТП-А7 была оснащена задними подъемными и буксировочными приспособлениями, такелажными принадлежностями и емкостями для топлива и масел. В то же время появился КТ-С — колесный транспортер-тягач с телескопическим гидрокраном, двумя лебедками и задним подъемно-транспортным приспособлением для перевозки поврежденных машин в полупогруженном состоянии.

В состав инженерной автотехники входили усовершенствованная буровая установка ПБУ-200М, мобильная электростанция КП-10 и станция опреснения ОПС-5 с электродвигателем для перекачки жидкостей и новой системой очистки и дезинфекции природной воды путем пропускания ее под давлением через полупроницаемые мембраны.

Почти все незначительно модернизированные военные виды автомобильных землеройных средств были перенесены на автомобили КрАЗ-260. В основном это были улучшенные армейские гидрокраны семейства КС-3575/3576 с грузоподъемностью 10-14 тонн. Обновленный военный экскаватор с одним ковшом был обозначен как ЭОВ-4422.

Техника для создания понтонно-мостовых переправ

В 80-х годах инженерные войска начали использовать улучшенные механизированные установки ТММ-3М/3M1 на базе КрАЗа-260 для создания понтонно-мостовых переправ и наплавных переходов с помощью удлиненных двухколейных блоков и улучшенных пролетов. Это позволяло упростить конструкцию, ускорить процесс сборки, расширить возможности для проезда различной автотехники и сократить количество необходимого персонала.

В 70-х годах были проведены работы по созданию более совершенного специального понтонно-мостового парка ППС-84 «Амур» весом 120 тонн, который был установлен на шасси КрАЗ-260Г и имел двухрядное движение. Этот парк мог пропускать практически любую автобронетанковую технику, включая многоосные ракетные комплексы «Тополь».

Основными компонентами парка ППС-84 были более крупные и прочные складные речные звенья, состоящие из четырех шарнирно соединенных между собой цельнометаллических понтонов, гидравлические механизмы для соединения с береговой полосой, якоря и волноотражающие щиты. Парк был принят на вооружение в 1986 году, но сложные времена конца 80-х и начала 90-х годов не позволили начать массовое производство.

Для выполнения задач по буксировке паромов, разведке, охране мостов и удержанию их при сильном течении предусматривалось использование мощных катеров-катамаранов БМК-460 с двумя 230-сильными дизельными двигателями и двумя гребными винтами. Скорость, которую катера могли достигать на воде, составляла 16 км/ч.

В 80-е годы был разработан паромный парк ПП-91 на базе мостовых переправ ППС-84. Он был первым парком, оснащенным самоходными звеньями, которые внешне не отличались от обычных речных конструкций. Каждое звено состояло из пяти отсеков, в которых размещались дизель мощностью 235 лошадиных сил, трансмиссия, топливный бак, водометный движитель с гребным винтом и съемная рубка с пультом управления. В 1992 году парк был принят на вооружение Российской армии, но был собран только в небольшом количестве экземпляров.

Уникальный текст:

Специализированные машины для строительства мостов

С появлением новых моделей тяжелых КрАЗов, на их базе начали устанавливать улучшенные сваебойные установки для забивания железобетонных свай различных размеров в фундаменты опор военных автомобильных мостов. Машина УСБ-Т с 15-метровой копровой вышкой использовалась для забивания свай диаметром 30 см как в вертикальном, так и наклонном положении. Она оснащалась дизель-молотами и имела прицеп для перевозки дополнительного оборудования и запасных частей.

Улучшенная версия системы УСМ-2 имела ряд новых возможностей. Теперь кран мог поднимать грузы весом до 2,5 тонн, а также опускать копровый блок на глубину 1,8 метра. Это позволяло строить мосты на свайно-рамных опорах через реки, каналы и овраги. Благодаря этим улучшениям, производительность системы при использовании готовых блоков увеличилась до 15 погонных метров в час.

Ракетное вооружение на автомобилях КрАЗ-260/260В

В 1980-х годах, военные подразделения ПВО получили седельные тягачи КрАЗ-260В вместе с особыми двухосными низкорамными полуприцепами МАЗ-938Б, которые использовались в качестве транспортно-установочных или транспортно-заряжающих машин (ТЗМ) для различных зенитно-ракетных комплексов. Эти автомобили стали наследниками моделей КрАЗ-255В1, которые были в использовании ранее.

Для заряжания и перезаряжания ракет или перегрузки ракетных контейнеров на самоходные пусковые установки зенитно-ракетных комплексов С-300, крановое оборудование модернизированных ТЗМ устанавливали на одиночные автомобили 260-й серии с четырьмя гидроопорами.

Главную роль в обеспечении транспортом войск ПВО СССР сыграли тягачи КрАЗ-260В после принятия на вооружение зенитно-ракетных комплексов С-300. Их основной задачей было буксирование простых и недорогих полуприцепных систем с четырьмя управляемыми ракетами в контейнерах.

К середине 1990-х годов использование автомобилей КрАЗ в Вооруженных силах Российской Федерации было признано нецелесообразным.

На фотографии вверху страницы представлено главное достижение Кременчугского автозавода — армейский грузовик КрАЗ-260 раннего выпуска с брезентовым тентом, в котором имеются смотровые окна.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: