Грузовик ЗиЛ-130: история и технические характеристики

Неизвестные истории успешных достижений. ЗИЛ-130 — автомобиль с корнями в Соединенных Штатах Америки.

Производство советского грузового автомобиля ЗиЛ-130 стартовало 1 октября 1964 года, совпадая по времени с появлением на посту лидера Советского Союза великого ленинеца и поклонника автомобилей Леонида Ильича Брежнева. Этот автомобиль стал самым популярным грузовым транспортным средством в СССР во второй половине прошлого века.

Испытания пошедшего в ноябре 1982 года ЗИЛ-4331 подтвердили его статус последователя.

ЗИЛ-130 провел на производственной линии в Москве еще 12 лет и свою кончину нашел 14 февраля этого года, когда решением Свердловского арбитражного суда Уральский автомоторный завод был объявлен банкротом.

Исторический контекст.

Уже к началу 1950-х годов стало очевидно, что скопированный с американского International серии «К-7» «ЗИС-150», известный также как «Захар», унаследовал множество недостатков от своего прародителя.

< p >< b >< i >Необходимо отметить, что ЗиС-150 не был единственной моделью, созданной после войны. Появились и другие варианты, такие как ДАЗ-130 «Украинец» с Днепропетровского автомобильного завода, который вскоре переквалифицировался на ракетно-космическую тематику, но имел того же американского предка.

Кроме вышеуказанных моделей, на Кутаиском автозаводе был налажен сборщик КАЗ-585Б и седельных тягачей КАЗ-120Т из комплектующих от ЗиСа.

Однако ЗиС-150, будучи устаревшим, уже не соответствовал растущим требованиям.

По этой причине в 1953 году на Московском автомобильном заводе имени Сталина был начат проект нового грузовика «ЗИС-125» весом пять тонн.

К 1957 году был создан первый экспериментальный экземпляр автомобиля, который получил название «ЗИЛ-130». Главным конструктором разработки грузовой машины был Анатолий Маврикиевич Кригер, а ведущей ролью по созданию автомобиля был назначен Георгий Александрович Феста. Ряд конструкторов, включая Г.Г. Михайлова, А.Г. Зарубина, Б.Я. Соскова, Я.М. Шендеровича, А.П. Зигеля, Г.А. Матерова и других, оказывали им поддержку.

Первый экспериментальный экземпляр, разработанный на основе изучения американского грузового автомобиля Ford F-600 1956 года, был похож на оригинал своей кабиной, но имел простой дизайн радиатора и переднего крыла, несмотря на сохранение основной стилистической идеи.

Информация о первом образце автомобиля хранилась в секрете, а прессе не сообщали никаких подробностей о машине. Затем появились другие экспериментальные модели, которые отличались дизайном радиатора, и их фотографии были опубликованы в газетах и журнале «Автомобильный транспорт» в начале 1958 года, еще до начала заводских испытаний. В 1959 году автомобиль был представлен на ВСХВ. Однако реконструкция Московского автомобильного завода для начала серийного производства «ЗИЛ-130», которая была начата в 1959 году, шла очень медленно.

В мае 1959 года местный комитет партии завода внимательно выслушал доклад главного конструктора Кригера о совершенствовании конструкции новой машины и признал, что главная задача коллектива выполняется неудовлетворительно, а возможности завода используются очень недостаточно. Поэтому первая партия автомобилей «ЗИЛ-130» сошла с конвейера только в 1963 году, а на массовое производство новых грузовиков завод перешел в четвертом квартале 1964 года.

Первые серии грузовых автомобилей «ЗИЛ-130» имели некачественную сборку, а электрооборудование было ненадежным, что часто приводило к поломкам двигателя. В общем, отзывы об автомобиле были неплохими. Но основной проблемой были неустойчивые карданные шарниры, что отпугивало опытных водителей. Но несмотря на неудачи, производство новых грузовиков росло, и автомобиль все больше нравился перевозчикам.

При разработке проекта «ЗИЛ-130» вначале рассматривалась его потенциальная роль базовой платформы для целого семейства унифицированных транспортных средств, предназначенных для различных операций. Первым в этом семействе был представлен модельный ряд «ЗИЛ-130 А» — бортовые автомобили-тягачи, оснащенные двухскоростным задним мостом и предназначенные для работы с прицепами общей массой до 8000 кг. Далее последовал «ЗИЛ-130 В» в качестве седельного тягача для буксировки полуприцепов общей массой до 12 500 кг. «ЗИЛ-130 Г» предлагал удлиненную колесную базу до 4500 мм, что способствовало большей грузоподъемности и обеспечило возможность установки двухсекционных боковых бортов на платформе. Также были выпущены шасси для строительных и сельскохозяйственных самосвалов, включая соответствующие кузова и гидросистемы, производимые Мытищинским машиностроительным заводом.

В процессе разработки «ЗИЛ-130» были внесены улучшения в конструкцию, улучшено качество сборки и отработаны различные технологии. Это позволило значительно увеличить пробег между ремонтами машин. За границей эти грузовики стали пользоваться большой популярностью. Чтобы удовлетворить потребности компании «Автоэкспорт», завод создал специальные модификации «ЗИЛ-130» для стран с умеренным климатом и тропиков. По специальным заказам, грузовики были оснащены английскими дизельными двигателями Perkins. Также была добавлена вторая неведущая ось для повышения грузоподъемности до 8 тонн. В Индию, Сирию, Иран и Ирак экспортировались специальные автобусные шасси на основе удлиненной модели «ЗИЛ-130 Г», на которые местные кузовные фирмы устанавливали уникальные кузова.

Широко использовались шасси «ЗИЛ-130» при создании специализированных и специальных автомобилей. На базе «ЗИЛ-130» выпускались различные модели спецмашин, таких как фургоны, автоцистерны, топливозаправщики, буровые установки, автокраны, передвижные мастерские, пожарные машины, мусороуборочные машины, поливочно-моечные машины и другие. Мытищинский машиностроительный завод разработал несколько вариантов самосвалов для шасси «ЗИЛ-130».
В 1973 году автомобилю «ЗИЛ-130» было присвоено Знак качества по решению аттестационной комиссии. Знак качества, представляющий собой почетный пятиугольник, наносился белой краской с правой стороны кабины. В 1974 году была выпущена небольшая партия «ЗИЛ-130» с измененной передней облицовкой радиатора. В конце того же года завод начал выпуск шасси «ЗИЛ-130 АН» для самосвалов, в которые планировалось устанавливать рядные шестицилиндровые двигатели «ЗИЛ-157 Д». В том же году был изготовлен миллионный длиннобазный «ЗИЛ-130 Г».

Лучшему водителю Третьего автокомбината Главмосавтотранса А. Бесчастному в торжественной обстановке передали новый, ярко-красный грузовик. В далеком 1982 году, спустя восемь лет, был собран двухмиллионный «ЗИЛ-130 Г». И этот автомобиль также был отдан на пользование Бесчастнову, который за весь этот период не допустил ни одной аварии на его предыдущем миллионном «ЗИЛ-130 Г».

Стоит отметить еще один предок ЗиЛ, который является продуктом компании Ford.

Модель ЗиЛ, которую изначально не взяли, впоследствии была отправлена на Кутаисский автозавод и стала известна как «Колхида».

Те же самые линии и узнаваемые контуры продолжают присутствовать в «фордовских» моделях. Интересно, что ни на одном веб-сайте, связанном с ЗиЛом или советской автомобильной промышленностью, нет информации о Фордах — главной основе большинства грузовиков.

Но автомобили заслуживают похвалы. После их сборки они ездили, перевозили тяжелые прицепы, ломались, ремонтировались и опять выходили на дорогу.

Кроме того, большинство наших автомобилей было создано на основе американских моделей, которые воспроизводились нашими конструкторами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: