- История и характеристики легендарного военного грузовика ЗИЛ-131
- Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966 гг.)
- ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.): серийные автомобили с уникальными характеристиками
- Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131
- Разновидности фургонов на базе ЗИЛ-131
- Радиотехнические средства связи и управления
История и характеристики легендарного военного грузовика ЗИЛ-131
История известного военного полноприводного грузовика ЗИЛ-131 повышенной проходимости, который был разработан советскими инженерами с учетом американских стандартов машины М34, тесно связана с развитием других автомобилей Московского автозавода третьего поколения.
ЗИЛ-131 был трехосным капотным грузовиком с односкатными колесами, который стал первым отечественным армейским грузовиком среднего класса, способным перевозить до 3,5 тонн груза по сложной местности и до 5 тонн на дорогах с твердым покрытием. ЗИЛ-131 был выпускался в течение 34 лет и стал основным грузовиком Советской армии, а также базой для разработки других военных автомобилей.
Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966 гг.)
Опытные автомобили с маркировкой ЗИЛ-131 были созданы в 1956 году, однако потребовалось целых десять лет, чтобы довести их до совершенства и начать серийное производство. Одной из проблем был перспективный двигатель V8, поэтому первая модель ЗИЛ-131А, весом три тонны, была оснащена 135-сильным двигателем V6 и компонентами от автомобилей ЗИС-151, ЗИЛ-157К и экспериментального гражданского образца ЗИЛ-130.
В результате этих сочетаний был создан новый гибридный автомобиль ЗИЛ-165, весом 2,5 тонны, с шестицилиндровым двигателем мощностью 125 лошадиных сил. В 1959 году был представлен на испытания третий ЗИЛ-131 с экспериментальным восьмицилиндровым двигателем мощностью 148 лошадиных сил, который стал основой для будущей серийной модели.
ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.): серийные автомобили с уникальными характеристиками
В декабре 1966 года был завершен долгий процесс создания ЗИЛ-131, а серийный выпуск начался только через год. Этот автомобиль был оснащен передовым для своего времени двигателем V8 мощностью 150 л.с., экранированным электрооборудованием, передним приводом с шарнирами на шариках, гидроусилителем рулевого механизма, регулировкой давления воздуха в шинах и цельнометаллической кабиной с панорамным лобовым стеклом. Некоторые автомобили были оснащены пятитонной лебедкой, установленной спереди.
В процессе массового производства ЗИЛ-131 постоянно улучшался и оборудовался новыми компонентами и мелкими деталями, однако его внешний вид практически не менялся. В апреле 1974 года всему семейству был присвоен почетный государственный Знак качества.
Дальнейшим развитием базовой модели стал седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматической сцепкой, предназначенный для перевозки полуприцепов массой до 12 тонн на шоссе и 7,5 тонн в условиях бездорожья.
В конце 70-х годов была предпринята попытка заменить военные автомобили на новые модели. Однако экспериментальные образцы ЗИЛ-131М с многотопливным двигателем V8 мощностью 170 лошадиных сил оказались неудачными. Они имели удлиненный капот и различные варианты облицовки передней части.
В 1986 году с производственной линии начал поступать экономичный базовый автомобиль ЗИЛ-131Н с грузоподъемностью 3,75 тонны и усовершенствованным двигателем мощностью 150 лошадиных сил. Внешне он отличался объединенными фарами с подфарниками, указателями поворотов на передних крыльях и тентом от КамАЗа. Эти наиболее успешные автомобили из семейства 131-го модели пользовались большим спросом в СССР и использовались в армиях социалистических и соседних стран.
Улучшенный седельный тягач ЗИЛ-131НВ с увеличенной нагрузкой на сцепное устройство, передней лебёдкой и двумя «запасками» за кабиной в составе автопоездов достигал скорости 75 км/ч.
Производство всех модификаций ЗИЛ-131 на Московском автозаводе завершилось в 1990 году.
Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131
В советских Вооруженных силах и армиях других стран грузовики ЗИЛ-131 использовались для перевозки 18-24 человек на продольных или поперечных скамьях в кузове, установки армейских надстроек и буксировки прицепов и артиллерийских систем малого и среднего калибра.
В армии грузовые автомобили были оснащены специальными фарами для маскировки света, держателями для личного оружия, ночными видеоустройствами, ящиками для военных карт, а в некоторых странах на них устанавливали специальные рамы для демонстрации ракетного вооружения.
В 1980-х годах на военном заводе № 38 был создан экспериментальный вариант серийного автомобиля ЗИЛ-131Н, предназначенного для перевозки военнослужащих в холодное время года. Он был оснащен автономной системой отопления и вентиляции, которая имела дымовую трубу и была установлена между кабиной и утепленным кузовом.
Традиционно, военные седельные тягачи серии 131В использовались вместе со стандартными одно- и двухосными полуприцепами, которые были специально разработаны для Министерства обороны. Они предназначались для перевозки крупногабаритных грузов, секций мостовых переправ и мостостроительного оборудования.
Разновидности фургонов на базе ЗИЛ-131
Изначально на автомобиле ЗИЛ-131 использовались типовые армейские кузова КУНГ-1М в нескольких вариантах. В конце 60-х годов, когда началась унификация военных фургонов, специально для ЗИЛ-131 были разработаны герметизированные бескаркасные конструкции под названием К-131 и каркасно-металлические фургоны КМ-131 с характерными плоскими скосами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. В этих фургонах длительное время могли находиться члены экипажа, выполняющие свои обязанности при экстремальных температурах, высокой влажности и в условиях радиоактивного заражения.
Радиотехнические средства связи и управления
Большинство новых легких, прочных и безопасных кузовов, основанных на экранированных шасси ЗИЛ-131, использовались для размещения различных систем радиосвязи, радиолокации, разведки и управления войсками. Общее количество таких систем достигало нескольких сотен вариантов.
Постепенно приоритет в этой сфере перешел к автономным станциям радиорелейной связи, которые создавали последовательные участки линий связи армии длиной до 300 километров. Они оснащались различными типами антенн высотой до 20 метров, комплектами кабельных катушек и собственными бензоэлектрическими устройствами.
В 60-70-х годах прошлого века наиболее успешно развивались советские мобильные радиолокационные системы различной мощности и назначения. Одной из самых важных разработок того времени был аэродромный радиолокатор РСП-7Т, который имел дальность действия вплоть до 180 км. Эта система была специально создана для автомобиля ЗИЛ-157, но позднее была перенесена на ЗИЛ-131. Она успешно применялась для контроля перемещений самолетов вблизи аэродромов и обеспечения их безопасной посадки даже в сложных метеорологических условиях.
В середине 70-х годов была создана новая радиолокационная станция П-19 «Дунай», которая являлась развитием предыдущей системы П-15М. Она была установлена на двух грузовиках ЗИЛ-131 и включала в себя аппаратуру управления, складное поворотное антенное устройство и агрегаты электропитания. Основными задачами станции были разведка и обнаружение воздушных целей на различных высотах и на расстоянии до 160 километров, определение их координат, а также опознавание и передача информации на командные пункты или зенитные комплексы.
Для обнаружения целей на большем расстоянии, до 350 километров, использовалась обзорная станция дальнего обнаружения 1Л117. Она устанавливалась на двух грузовиках ЗИЛ-131 с специальными кузовами, в которых размещалось оборудование приемопередающей станции и кабина для первичной и вторичной обработки полученной информации.
В 70-80-е годы включала в себя автономная радиолокационная станция кругового обзора П-37 «Меч», которая использовалась для обнаружения воздушных объектов и управления воздушным движением. Она состояла из машины на шасси ЗИЛ-131, в которой находилась аппаратура управления режимом работы локатора в кузове КУНГ-1М, а также двухосных прицепов с антеннами и электростанциями. Дальность обзора достигала 350 километров, а точность определения координат составляла 500 метров.
Набор войсковых аппаратных на грузовиках ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М, предназначенный для связи ракетных комплексов, был менее обширным, чем для ГАЗа-66. Он включал в себя телеграфные аппаратные и машины уплотнения связи в семи различных вариантах исполнения.
Для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 использовался подвижный пункт ПУ-1, который состоял из двух автомобилей с типовыми фургонами. Внутри них находились рабочие столы, первая советская электронно-вычислительная машина для расчёта полётного задания, телеграфное печатающее устройство и коммутатор, а также бензиновый электроагрегат.
Одним из комплексов высокого уровня, относящихся к мобильным командно-штабным машинам, является комплекс МШ-1. Он основан на базе ЗИЛ-131 и имеет цельнометаллический кузов КМ-131. Внутри этого комплекса располагаются рабочие столы для командиров и операторов, полки и шкафы для хранения документации, системы жизнеобеспечения, электроснабжения, вентиляции и отопления. В буксируемом прицепе ПШ-1 предусмотрены места для отдыха боевых расчетов, санитарный блок и ёмкости для хранения вспомогательного имущества.
В конце 60-х годов появились новые лёгкие мачтовые опоры для обеспечения работоспособности средств дальней связи. Они назывались ФЛ-95 «Сосна» и имели телескопические стрелы высотой до 35 метров. Опоры использовались для механизированного подъёма приемо-передающих устройств станций радиорелейной и тропосферной связи.
Такие устройства были установлены на грузовиках ЗИЛ-131/131Н с откидными опорами и раздвижными телескопическими секциями длиной до 6 метров, которые приводились в движение гидронасосом, работающим от коробки отбора мощности автомобиля. Для увеличения устойчивости использовались тросовые растяжки, которые позволяли стрелам оставаться вертикальными при скорости ветра до 30 м/с.
На фотографии показан главный грузовик Советской армии ЗИЛ-131Н средней грузоподъемности, который хранится в коллекции Московского автозавода.