Инвалидка автомобиль

Распространенные заблуждения и подлинные факты о Системе Многопользовательских Знаков (СМЗ) — Сучасной Системе Судебных Статусов (С3Д)

В конце предыдущего столетия такой звук могли встретить в самых отдаленных местах огромной страны. Прозвище «инвалидка» дословно прилепилось к мотоколяске, которую производил Серпуховский Мотозавод. Для мальчишек примерно в возрасте десяти лет эта маленькая машинка казалась по размерам идеальным детским автомобилем. Однако СМЗ-С3Д, несмотря на свои небольшие размеры и непритязательный внешний вид, выполнял более серьезное задание — использовался в качестве транспортного средства для людей с ограниченными возможностями.

Возможно, из-за этой причины простые автолюбители не сильно разбирались в технических деталях этого «автомобиля», и многие аспекты «инвалидки» остались «за пределами внимания» для многих жителей СССР. Именно поэтому здоровые граждане часто ошибались в отношении устройства, реальных недостатков и особенностей эксплуатации СМЗ-С3Д. Сегодня мы будем вспоминать факты и развеивать мифы, связанные с этим автомобилем.

Немного истории

В период с 1952 по 1958 год был произведен автомобиль-мотоколяска С-1Л в городе Серпухов, который позже был переименован в С3Л. После этого была выпущена модель С3А — известная «моргуновка» с открытым кузовом и верхней частью из брезента. Отличие от предыдущей модели заключалось в наличии четырех колес.

seaz_smz_s-3a_2 smz_s-3a
На фото: СЗД-С3А – знаменитая «моргуновка»

Однако, по многим показателям С3А не соответствовала требованиям, которые предъявлялись к таким автомобилям, особенно из-за отсутствия жесткой крыши. Именно поэтому в Серпухове начали разрабатывать новое поколение автомобиля в 1960-х годах, привлекая специалистов из НАМИ, ЗИЛ и МЗМА на ранних этапах работы. Однако концептуальный прототип «Спутник» с индексом СМЗ-НАМИ-086 так и не пошел в серию, и в Серпухове продолжали выпускать старую «моргуновку».

Только в конце 1960-х годов отдел главного конструктора СМЗ начал работать над новым поколением мотоколяски, которая была запущена в производство под индексом СМЗ-С3Д в 1970 году.

Эта модель представляла собой глубокую модернизацию «моргуновки».

В СССР много автомобилей меняло свои модели путем эволюции. Например, «шестерка» ВАЗ выросла из ВАЗ-2103, а «сороковой» Москвич был создан на базе АЗЛК М-412.

Однако СМЗ-С3Д, третье поколение серпуховской мотоколяски, существенно отличалось от предыдущих «микробов». Во-первых, для создания новой модели стал мотоциклетный силовой агрегат ИЖ-П2 Ижевского машиностроительного завода. Во-вторых, эта машина наконец получила закрытый, цельнометаллический кузов, хотя на начальных этапах рассматривался и стеклопластик в качестве материала. Наконец, в подвеске задней и передней части автомобиля использовались торсионы с продольными рычагами вместо пружин.

smzs-zd-razmer
По размерам автомобиля СМЗ-С3Д он уступал любому автомобилю, выпущенному в СССР. Однако длина кузова была больше, чем у Smart City Coupe на 30 см!

Именно поэтому СМЗ-С3Д следует рассматривать как отдельную конструкцию, которую с предшественницей связывает только концепция — двухместный четырёхколесный инвалидный велосипед.

СМЗ-С3Д представлял собой простую конструкцию для своего времени. Большинство советских водителей рассматривали «инвалидку» как устаревшее и непритязательное техническое устройство. Конечно, одноцилиндровый двухтактный двигатель, простой, но функциональный дизайн кузова с плоскими стеклами, наружные петли дверей и почти отсутствующий интерьер не позволяли считать этот мотоколяску современным и совершенным продуктом советской автомобильной промышленности. Однако, по ряду конструктивных решений СМЗ-С3Д был очень передовым транспортным средством.

004
На тот момент плоскопараллельный дизайн был очень актуален

Все характеристики «инвалидки», такие как поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колёс, реечное рулевое управление и тросовый привод сцепления, делают её уникальной.

Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел
Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел

Кроме того, мотоколяска была оборудована гидравлическими тормозами на всех колёсах, 12-вольтовым электрооборудованием и «автомобильной» оптикой.

Однако мотоциклетный двигатель оказался недостаточно мощным для С3Д.

Водители в СССР испытывали неприязнь к мотоколяскам на дороге, поскольку инвалиды за рулем мотоколяски замедляли даже те потоки автомобилей, которые по сегодняшним стандартам считаются редкими.

Показатели производительности СМЗ-С3Д оказались не такими впечатляющими, исходя из того, что слабый двигатель ИЖ-П2 мощностью всего 12 л.с. был установлен на микроавтомобиль весом 500 кг. Именно поэтому уже в 1971 году, то есть через полтора года после начала производства новой модели, был установлен более мощный двигатель ИЖ-П3. Однако и 14 «лошадиных сил» не решили проблему — даже исправная машина была громкой, но медленной. При наличии водителя, пассажира и 10 кг груза, она могла разогнаться только до 55 км/ч, и это делалось очень медленно. Конечно, в советские времена некоторые владельцы машин из Серпухова могли похвастаться тем, что разгонялись до 70 км/ч, но …

К сожалению, производитель не рассматривал возможность установки более мощного двигателя, такого как от ИЖ-ПС.

Инвалидным людям, независимо от их инвалидности, выдавалась «Инвалидка» бесплатно и навсегда. В конце восьмидесятых годов СМЗ-С3Д стоил 1 100 рублей. Мотоколяски распространялись через органы социального обеспечения среди инвалидов разных категорий, и имелся вариант частичной или полной оплаты. Инвалидам первой группы, в первую очередь ветеранам Великой Отечественной войны и пенсионерам, а также тем, кто стал инвалидом на производстве или во время службы в Вооруженных Силах, «Инвалидка» выдавалась бесплатно. Инвалиды третьей группы могли приобрести ее примерно за 20% от ее стоимости (220 рублей), но для этого им приходилось ждать в очереди около 5-7 лет.

12 7
Ранние модификации этого автомобиля (слева) были оснащены круглыми фарами, сделанными в стиле УАЗ, в то время как на более поздних моделях устанавливались более крупные фары, которые применялись на грузовиках и сельхозтехнике

Была предоставлена мотоколяска в пользование на протяжении пяти лет, с возможностью одного бесплатного капитального ремонта через два с половиной года после начала использования. После этого инвалид должен был вернуть мотоколяску в Собес, чтобы иметь возможность получить новый экземпляр. Однако на практике некоторые инвалиды получали от государства сразу несколько машин, внеся некоторое вознаграждение. Бывало, что эти машины оставались неиспользованными или использовались всего несколько раз в год, так как в условиях дефицита подобные «подарки» были очень ценными для людей с ограниченными возможностями в СССР.

Если до получения травмы или заболевания ног, у водителя был опыт управления автомобилем, но после состояния его здоровья, не позволяло продолжать ездить на обычном автомобиле, его права изымались для всех категорий и добавлялась отметка «мотоколяска». Люди с ограниченными возможностями, которые ранее не имели водительского удостоверения, проходили специализированные курсы для управления мотоколяской и получали удостоверение отдельной категории (не А, как для мотоциклов, и не Б, как для легковых автомобилей), которое разрешало управлять только «инвалидкой». Однако на практике сотрудники ГАИ почти не останавливали такой вид транспорта для проверки документов.

9 8
Механизм управления был осуществлен с использованием системы рычагов. Переключение передач происходило последовательно

Серпуховская мотоколяска включала в себя уникальные характеристики — хотя она была социальным явлением, она также представляла собой полноценный личный транспортный средство. При условии, конечно, что ее получатель был предоставлен Собесом.

Зимой из-за снегоуборочных машин невозможно было ездить на мотоколяске. Русские названия автомобилей необычны для европейских граждан, но характерны для автомобилей, выпущенных на территории России. В прошлом веке была СМЗ-С3Д, которая использовала мотоциклетный двигатель. Такие типы двигателей не оснащены жидкостной системой охлаждения, поэтому «печка» или система подогрева отсутствовали в кабине мотоколяски. Но, как и в случае с автомобилями Запорожец, у которых были моторы с воздушным охлаждением, у конструкторов был автономный бензиновый отопитель для использования в холодное время года. Это был довольно капризный объект, но он позволял поддерживать комфортную температуру воздуха в салоне инвалидки, по крайней мере, выше нуля.

Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска
Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска

Кроме того, отсутствие традиционного механизма охлаждения сыграло на руку этому транспортному средству. Ведь люди, владеющие мотоколясками, освободились от утомительной и ежедневной рутины по заливке и сливу воды. Ведь в 70-х годах только немногие счастливчики, владеющие Жигулями, могли себе позволить использовать антифриз, чего не скажешь о другой советской технике, которая применяла обычную воду в качестве охлаждающей жидкости, которая, кстати, замерзала зимой.

Кроме того, инвалидка «планетовского» двигателя легко запускалась даже в холодную погоду, поэтому потенциально она лучше подходила для эксплуатации в зимний период, чем Москвичи и Волги. Однако на практике в холодную пору внутри диафрагменного бензонасоса образовывался конденсат, который тут же замерзал, после чего двигатель останавливался прямо во время движения и отказывался запускаться. Именно поэтому большинство инвалидов (особенно пожилого возраста) в морозы предпочитало не пользоваться своим транспортом.

С3Д был самым распространенным изделием Серпуховского мотозавода.

В Серпухове, как и на других советских заводах, в 70-е годы производство мотоколясок шло полным ходом, показатели были улучшены и планы перевыполнены. Благодаря этому завод достиг нового уровня, выпуская более 10 000 мотоколясок ежегодно, а в пиковые периоды (середина 70-х) — более 20 000. За 27 лет производства, с 1970 по 1997 год, было выпущено около 230 000 мотоколясок моделей СМЗ-С3Д и СМЗ-С3Е, включая модификацию для управления одной рукой и одной ногой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: