История микроавтобуса РАФ-977

История микроавтобуса РАФ-977

Когда мы слышим знакомое название «Рафик», в нашем воображении обычно возникают образы привычных микроавтобусов с угловатым кузовом, которые уже более 30 лет курсируют по дорогам бывшего СССР. Однако мало кто помнит, что у модели РАФ-2203 был свой предшественник, РАФ-977, который в 60-70-е годы был не менее популярным в нашей стране. В настоящее время количество автомобилей этой модели, оставшихся в странах бывшего Союза, считается на пальцах, и их часто путают с более новым автомобилем Ереванского автозавода — ЕрАЗ-762, разработанным на основе РАФ-977.

История создания первого отечественного микроавтобуса пришлась на конец 1950-х годов. В то время в Советском Союзе не было доступа к многим полезным и удобным транспортным средствам, которые широко использовались в Западной Европе, включая микроавтобусы. Вместо них использовались дорогие и неудобные легковые автомобили ЗИС-110, которые служили служебным транспортом, маршрутными такси и скорой помощью. Большой размер, высокое потребление топлива и неэффективное использование пространства — все это делало объективной необходимость заменить ЗИСы на микроавтобусы.

Производство городских микроавтобусов было запланировано на Рижской автобусной фабрике (РАФ), которая действует под аналогичным названием на латышском языке — Rigas Autobusu Fabrika. В 1949 году это предприятие было создано с целью производства деревянных кузовов для автобусов, основанных на шасси грузового автомобиля ГАЗ-51. После Второй мировой войны данной деятельностью занимались несколько авторемонтных заводов, включая рижский завод, который изначально назывался Рижский завод автобусных кузовов (РЗАК). Однако уже через пять лет, в 1954 году, на заводе был разработан собственный автобус вагонной компоновки, под названием РАФ-251, в связи с чем предприятие сменило название. А вскоре молодому коллективу была поручена ответственная задача — разработка нового микроавтобуса.

Для новой модели было принято решение использовать агрегаты знаменитой «Победы» — ГАЗ-М20. Кузов проектировали с учетом популярного немецкого Volkswagen-Transporter первой серии. Выпуск первой экспериментальной партии микроавтобусов РАФ-10 («Фестиваль») был связан с Международным фестивалем молодежи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. Однако РАФ-10 так и не стал серийным автомобилем. В 1958 году производство «Победы» было прекращено — на ее место пришла «Волга», ГАЗ-21. В связи с этим была пересмотрена конструкция микроавтобуса, и в 1959 году началось серийное производство другой машины на основе агрегатов ГАЗ-21, которая получила индекс РАФ-977 согласно Единой системе классификации автотранспортных средств 1945 года. РАФ-977 отличался от РАФ-10 также более узкой одностворчатой дверью в салоне (в РАФ-10 была двухстворчатая дверь) и дизайном передка. Машина получила собственное название «Латвия», которое в дальнейшем перешло и на следующую рижскую модель — РАФ-2203.

Отсутствие конвейера на Рижской автомобильной фабрике мешало наладить производство новой модели автомобиля в больших объемах. Однако в 1961 году появился усовершенствованный вариант этого автомобиля под названием РАФ-977Д. Он был выбран для производства на новом конвейере, который был создан в 1962 году. РАФ-977Д отличался от предыдущей модели (РАФ-977) следующими особенностями: он имел изогнутое переднее стекло вместо V-образного, а также были добавлены алюминиевые накладки на бортах и под оконной линией, чтобы скрыть швы между кузовными панелями. На автомобиле также появилась узкая решетка радиатора над передним бампером, которая стала его фирменным элементом. В середине 60-х годов РАФ-977Д был частично модифицирован: исчезло остекление в задней части кузова и на скатах крыши, изменились рамки дверей и петли.

В 1967 году произошла следующая модернизация 977-го РАФика, которая получила название РАФ-977ДМ. В 1969 году эта модификация полностью заменила предыдущую версию на конвейере. Новый РАФ-977ДМ имел три широких оконных секции с сдвижными стеклами вместо пяти узких, а дверь салона стала в два раза шире.

Главным событием 1970 года стало завершение производства ГАЗ-21 на Горьковском автозаводе. Его заменила новая модель «Волга» — ГАЗ-24. В то же время в Ригу все еще продолжались поставки деталей от ГАЗ-21, однако для того, чтобы производить микроавтобусы на базе ГАЗ-24, было решено открыть новый завод в Елгаве в 1976 году. Именно тогда был завершен выпуск микроавтобусов РАФ-977.

Микроавтобусы РАФ-977 имели широкое применение в различных областях: они использовались в качестве служебного автотранспорта, маршрутных такси, автомобилей скорой помощи и туристических микроавтобусов. С начала 1960-х годов продукция этой модели начала выходить на международные рынки, включая Болгарию, Венгрию, Кубу, Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.

Автомобили ЕрАЗ-762, выпущенные Ереванским автомобильным заводом, стали преемниками РАФ-977. В 60-х годах документация на производство грузового фургона, основанного на РАФ-977, была передана в Ереван, так как производственные мощности РАФа были недостаточны для его производства. В последующем под маркой ЕрАЗ-762 выпускались грузопассажирские автомобили и микроавтобусы, однако они никогда не использовались в качестве маршрутных такси или машин скорой помощи, как РАФ-977 в СССР. Качество сборки ЕрАЗов было значительно хуже, чем у рижских аналогов. Тем не менее, производство ЕрАЗ-762 было продолжено до 1996 года, и поэтому до сих пор на улицах наших городов можно встретить множество автомобилей из Еревана. В то время как РАФ-977, почти внешне идентичный ЕрАЗу, сегодня является редкостью, так как его производство было прекращено более 30 лет назад. В отличие от своих современников, таких как ГАЗ-21 или ЗАЗ-965, которые были сохранены многими автолюбителями, РАФ-977 только продавался предприятиям и организациям, где эти автомобили списывались после 10-15 лет эксплуатации, поэтому они исчезли с наших улиц в конце 80-х — начале 90-х годов.

Микроавтобус РАФ-977 представлял собой транспортное средство с несущим кузовом. Конструкция включала полноценную раму, которая была нераздельно связана с кузовом. Кузов изготовлен из стальных панелей, а для уменьшения массы крыша имела центральную часть из алюминия. Вход в кабину осуществлялся через две двери — со стороны водителя и пассажира. В салон также можно было попасть через две двери — одна на правой стороне и другая на задней панели кузова. Вместимость салона в варианте «микроавтобус» достигала 10 пассажирских мест.

В микроавтобусе ЗАЗ-21 был установлен карбюраторный мотор мощностью 75 л.с., который располагался в передней части автомобиля под кожухом водителя, между его рабочим местом и местом пассажира. Коробка передач была механической и трехступенчатой. Как и в ГАЗ-21 «Волга», использовались передняя и задняя подвески. Рулевое управление и приборная панель были аналогичны автомобилю «Москвич-408».

РАФ-977Е (РАФ-977ДЕ, РАФ-977ЕМ) – это модификация «люкс», которая была предназначена для экспорта и компании «Интурист». У микроавтобуса была передняя часть крыши, которая открывалась, и над задней частью находился открытый грузовой отсек с решетчатой конструкцией. Салон улучшенного оборудования имел более качественную отделку, также включал в себя микрофонную установку.

РАФ-977И (РАФ-977ДИ, РАФ-977ИМ) – автомобиль скорой помощи, который предназначен для перевозки пациентов. Салон данного автомобиля был специально разработан для комфортабельной и безопасной транспортировки двух лежачих больных. Чтобы обеспечить удобство и безопасность пассажиров, на полу машины были установлены специальные направляющие для носилок. Благодаря этому, врачи могли начинать оказывать медицинскую помощь пациентам уже во время транспортировки. Для этой цели в автомобиле были предусмотрены специальные ящики для медицинского инструмента и перевязочного материала. Также, РАФ-977И оснащен радиостанцией для связи с другими службами экстренной помощи. На крыше автомобиля, непосредственно над кабиной водителя, расположены два светофора — фара-искатель справа и осветительный красный крест слева. Фара-искатель предназначен для поиска табличек с номерами домов в темное время суток, а осветительный красный крест позволяет явно идентифицировать автомобиль скорой помощи. На базе медицинского автомобиля РАФ-977 Ворошиловградским автосборочным заводом также производился автомобиль для централизованной перевозки крови (АЦПК).

Фургон РАФ-977К был создан на базе микроавтобуса РАФ-977Д. Первая партия таких машин была изготовлена в 1962 году, но из-за ограниченных производственных мощностей не удалось начать серийное производство. Впоследствии производство аналогичных фургонов было организовано в Ереване под маркой ЕрАЗ-762.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: