Конструктор авто

Планка, конструктор, распил: что это такое и почему не стоит их покупать

Иногда в объявлениях о продаже автомобилей – обычно автомобилей с правым рулем – можно наткнуться на комментарии: «без распила», «без планки», «не конструктор». Что означают эти термины, почему они считаются нежелательными и почему не стоит покупать машины, относящиеся к этим категориям?

В чем вообще суть всех этих схем?

Перед тем, как разобраться в конкретных определениях, давайте кратко объясним, почему они возникли. Все эти варианты относятся к ввозу автомобилей из-за границы в личном порядке. Государство никогда не было заинтересовано в массовом импорте подержанных автомобилей, но до 2009 года ввозные пошлины были невысокими, а с 2009 года они значительно возросли, что сделало легальный ввоз автомобиля с таможенной очисткой невыгодным. Вступление России в ВТО в 2012 году снизило пошлины, но добавило утилизационный сбор, который с тех пор постоянно растет. В общем, главное, что стоит учитывать в контексте всех этих неясных схем — это желание обойти высокие ввозные пошлины на подержанные автомобили. Сегодня большая часть этих схем уже почти не актуальна, но при покупке автомобиля, особенно старого, на вторичном рынке о них необходимо помнить. Давайте рассмотрим, что именно стоит иметь в виду.

Конструктор

Одна из самых старых и наименее проблемных схем для ввоза автомобиля — это «конструктор». Она использовалась до 2009 года для получения практически нового автомобиля без пробега по России и с минимальными таможенными платежами. Для этого автомобиль при ввозе разбирали и растаможивали как отдельные детали — кузов, двигатель и т.д. Владелец аналогичного автомобиля в России оформлял замену кузова и двигателя, вписывая номера свежепривезенного экземпляра, и фактически получал другой автомобиль с прежними документами. Сами документы часто продавались, если автомобиль был разбит, разобран или утерян — вместо него «под документы» привозили другой автомобиль.

Со временем ситуация с использованием схемы «конструктора» изменилась. Вначале, в 2011 году, значительно возросла пошлина на импорт целого кузова, а в 2017 году было законодательно запрещено «заменять основные компоненты» автомобиля, включая кузов. Поэтому отмена высокой пошлины на импорт кузова в 2018 году уже не повлияла на ситуацию: официально заменить кузов с изменением его номера теперь невозможно. Таким образом, изначально высокая стоимость импорта целого кузова, а затем запрет на его замену сделали схему «конструктора» неактуальной. Однако, при покупке старого автомобиля встретить такой вариант все еще возможно.

Среди остальных автомобилей этот выглядит безобидным, ведь его кузов, двигатель и другие детали были полностью заменены. Однако, главная проблема может заключаться в переоформлении: если раньше продавцы не стали указывать в документах новый двигатель или кузов, то сегодня такой автомобиль будет невозможно легально переоформить. И если договор купли-продажи уже подписан и деньги уплачены, то покупатель останется с набором запчастей вместо автомобиля, который невозможно будет использовать в соответствии с законом.

Еще один способ обхода ввозных пошлин для автомобилей — это так называемая «планка». Этот метод заключается в том, что часть моторного щита или весь моторный щит от автомобиля, зарегистрированного в России, вваривается в автомобиль, который ввозится из-за рубежа в качестве конструктора. Например, если у растаможенного автомобиля, зарегистрированного в России, есть поврежденная или гнилая часть кузова с номером, то эта часть может быть вырезана и вварена в новый автомобиль, который привезен в замен старому.

Однако, если «конструктор» раньше мог быть считаться условно легальной схемой, то подделка номерной части автомобиля, как можно догадаться, является нелегальным действием. Проблемы такого рода могут возникать не только с праворульными машинами, иногда владельцы западной части страны также практикуют этот способ «замены автомобиля», и это может быть не только кусок моторного щита, но и другой участок кузова, где находится номер. Следует понимать, что при переоформлении автомобиля сотрудники ГИБДД очень внимательно проверяют номера и при подозрении в их подделке могут отправить автомобиль на экспертизу. А если будет доказано, что часть кузова с номером была переварена, то автомобиль также превращается в набор запчастей.

Один из самых абсурдных, но все же широко распространенных способов обхода ввозных пошлин — это распил. Когда пошлины на автомобили и целые кузова стали слишком высокими, автомобили начали ввозиться в страну по частям. То есть, машина разрезалась пополам и доставлялась как набор запчастей, а затем здесь ее можно было собрать в полноценный автомобиль. Распиливались машины по определенным схемам: либо по передней части кузова, либо по задней. В первом случае распил проходил через передние стойки и пол под ногами водителя и пассажира, а во втором — через задние стойки и пол второго ряда пассажиров. В России такие машины обычно просто сваривали обратно и продавали. В процессе таких работ иногда также вносились изменения в номерные части кузова.

Естественно, о заводской прочности кузова после разделения говорить не приходится. Однако, многое все равно зависит от качества обратной сборки: некоторые автомобили самопроизвольно разделяются пополам через несколько лет, а некоторые «разрезы» до сих пор с переменным успехом передвигаются по дорогам. Более безопасный вариант разделения — это рамные внедорожники, у которых основная несущая функция выполняется рамой, а не кузовом. В этом случае рама не разрезается, а разделенный и сваренный кузов, снова установленный на целую раму, имеет немного меньше шансов нанести необратимый вред владельцу при столкновении. Однако, в любом случае, разделение — это один из самых худших вариантов при покупке подержанного автомобиля вообще. У такого способа ввоза есть и другие возможные проблемы: разделенные и снова собранные провода и повреждение других элементов при разделении кузова. Но на фоне общей опасности такого автомобиля — это всего лишь мелочи.

Кстати, распил как способ ввоза используется и по сегодняшний день, но уже в законных целях. Обычно автомобили привозятся в виде распилов для последующей разборки и продажи запчастей. За границей все еще существует достаточное количество старых автомобилей в хорошем состоянии, а спрос на недорогие детали в России будет высоким еще много лет.

Какие еще существуют проблемные варианты автомобилей?

Описанные выше варианты — не исчерпывающий список проблемных вариантов. Например, помимо распила на две части существовал также и «карпил», когда автомобиль разбирался до голого кузова, а передняя рамка крепления радиатора (так называемый «телевизор») и часть лонжеронов отрезались от кузова. В таком случае силовая структура кузова страдает меньше, но это не уменьшает проблемность автомобиля. Еще один популярный вариант — это машины-двойники, но эта схема связана не только с импортом и обходом пошлин, поэтому мы расскажем о ней в отдельной статье.

Как избежать покупки подделки, некачественного товара или неполного комплекта?

Нет универсального способа полностью избежать потенциальных проблем при покупке автомобиля, к сожалению. Однако, если вы рассматриваете покупку б/у автомобиля, особенно с правым рулем, вам следует быть особенно внимательными к деталям. Проверка документов и сопоставление всех идентификационных номеров, таких как номер кузова, рамы и двигателя, является обязательным этапом при покупке любого автомобиля. Если оригинал ПТС отсутствует, стоит поискать хотя бы фотографии оригинального паспорта, выданного таможней, в котором указаны все данные. Замена каких-либо узлов и агрегатов, отраженная в документах, также должна вызвать у вас повышенное внимание. Конечно же, сам автомобиль тоже следует тщательно проверить: осмотреть места, где могло быть произведено распиливание, измерить их толщиномером, изучить идентификационные детали кузова и окружающую их область, а также внешний вид всего кузова в целом. Еще один эффективный способ — попросить продавца присутствовать в ГИБДД при перерегистрации автомобиля. В целом, все эти советы актуальны для покупки автомобиля любого возраста и стоимости, просто старый «японец» может быть более рискованным вариантом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: