Лада гранта с автоматической коробкой передач

Сергей Знаемский испытал Ладу Гранта с автоматической трансмиссией Jatco: как она проявила себя на дороге?

Сергей Знаемский опробовал Ладу Гранта с автоматической трансмиссией Jatco: как едет?

Сергей Знаемский

Фото: Сергей Знаемский

Я увидел паровозы на площадке технического музея ВАЗ и мгновенно понял, что это идеальное место для съемки портрета Гранты с «автоматом»! Я схватил свой телефон и начал звонить в администрацию с просьбой разрешить мне проехать на закрытую территорию. Это было в субботу вечером. К счастью, у Олега Груненкова, ведущего инженера ВАЗ, был пропуск-«вездеход», который давал ему доступ в любую часть завода. Однако Олег вздохнул с отчаянием: «Опять получается, что Гранта выглядит архаично, как паровоз, и имеет такой же низкий КПД».

В начале июля в редакцию пришло приглашение, в котором было сказано, что знакомство с «автоматической» Грантой состоится в Тольятти в середине июня! Кто именно опоздал на месяц — вазовцы или электронная почта — я не успел разобраться, так как сразу же обнаружил еще более интересные даты в программе мероприятия: вылет из Москвы — 19 мая, возвращение — 22 июля. Два месяца в Тольятти?

Оказалось, что дело было в простых опечатках: первые Лады с автоматическими трансмиссиями сошли с вазовского конвейера 19 июля этого года.

— Приготовьтесь! Через пять кузовов пойдет наша машина!

Вазовцы шевелились, журналисты сгрудились, работники старались проникнуть на свои рабочие места. И вот по просторам «калиновского» сборочного цеха на конвейере сборочной линии появляется серебристая Гранта. Под вспышки фотокамер к ней подвели шестнадцатиклапанный двигатель 1.6 с пристыкованной гидромеханической коробкой передач японской компании Jatco.

Моторный отсек — вид снизу

Блок управления коробкой

Технологический термин «соединение кузова с силовым агрегатом», который используется для обозначения процесса «женитьбы», всегда вызывал интересные ассоциации, и в данном случае это не исключение. Во-первых, при внедрении «автомата» АвтоВАЗ явно выступал в роли невесты, а во-вторых, на следующее утро после церемонии Волжский автозавод официально отмечал свой день рождения: молодому исполнялось сорок шесть. Лада с «автоматом» — это задержанное женское счастье?

В то время как автоматические Гранты проходят через конвейер с большими промежутками — к концу августа будет сделана только партия для дилерских шоу-румов. К началу следующего года планируется собрать 10 тысяч машин, а в следующем году — уже 70 тысяч, то есть каждая седьмая выпущенная Лада будет оснащена автоматической трансмиссией. Однако Гранты будут в меньшинстве среди этих машин, так как главную роль «автоматоносителя» получит улучшенная новая Калина. Зато Гранта — самый доступный автомобиль с автоматической трансмиссией на российском рынке!

— ZAZ Chance и Chery Indis не являются нашими конкурентами, — заверяет Олег Хромков, который руководил внедрением японской АКПП на ВАЗе. — У «китайца» есть «робот», и он дергается, а Chance стоит почти на 50 тысяч дороже.

Говорят, что без Олега Хромкова ВАЗ не смог бы создать «автомат». Он окончил Куйбышевский авиационный институт (ныне Самарский аэрокосмический университет) и в конце 80-х годов работал на ВАЗе, занимаясь калибровкой двигателей по их токсичности и разработкой спортивных автомобилей. Однако в 2006 году он решил поплыть по течению и стал директором СеАЗа. Три года назад он вернулся и стал руководить работами по интеграции японской трансмиссии. Хромков выделяется среди других специалистов ВАЗ своим словарным запасом, знанием английского языка и умением подобрать подходящий стиль одежды, что создает впечатление, будто он принадлежит к новому поколению специалистов ВАЗ.

У Лады Гранты стоит гидромеханический четырехступенчатый «автомат» модели JF414E, который является самым старым и простым из всех предлагаемых фирмой Jatco для двигателей объемом более одного литра. Недавно коробка передач была модернизирована, но до сих пор только два автомобиля в мире оснащены этой трансмиссией — наша Гранта и китайская сборка Nissan March (также известная как Micra). Вазовцы признают, что выбрали более простую трансмиссию, чтобы сэкономить деньги, но старая конструкция можно считать гарантией надежности.

Летом 2010 года, когда на ВАЗе, в конце концов, поняли, что «автомат» нужно запускать или сейчас, или уже никогда, в списке претендентов на коробки передач помимо Jatco был также DP0, автоматическая коробка передач от Логана, а также трансмиссия FT702 от московской компании КАТЕ. Это та самая «инновационная» семиступенчатая планетарная трансмиссия без гидротрансформатора, которую Максим Нагайцев, бывший вице-президент АвтоВАЗа, нынешний руководитель НАМИ и соинвестор КАТЕ, обещал запустить в серию уже последние пять лет. Одна Калина с такой «автоматом» даже приняла участие в оценочных испытаниях, но силовой агрегат оказался склонным к перегреву, и все закончилось на этом. Вазовцы утверждают, что реальных сроков завершения работ над этой коробкой не было и нет.

Французский «автомат» был отвергнут из-за того, что при схожей стоимости он был еще менее современным, чем японский.

Автоматическая трансмиссия Jatco JF414E, выпущенная в 2010 году, является результатом единственной модернизации четырехступенчатой коробки передач, которая впервые появилась на автомобиле Nissan Sunny в 1989 году. За 22 года было произведено более 11 миллионов таких трансмиссий. Модернизация не затронула архитектуру: использование новых материалов и технологий позволило сократить длину корпуса на 11% и сделать агрегат на 15% легче.

Кстати, АвтоВАЗу был предложен вариатор нового поколения X-tronic от Jatco, но он оказался на 20% дороже гидромеханической трансмиссии, хотя позволяет экономить 1 литр топлива на 100 километров. Вариатор был отложен на будущее. Грантовский «автомат» не имеет спортивного и зимнего режимов, а также возможности ручного переключения передач. Однако пластиковая рукоятка упругая и приятная на ощупь, есть «фартучек» из кожзаменителя, а селектор перемещается с благородным усилием. В общем, неплохо. А если вспомнить «кочергу» логановского «автомата». С другой стороны, в грантовской пластиковой отделке рычаг новой трансмиссии выглядит как яйцо Фаберже на придорожном рынке.

Дизайн селектора передач — отечественный, но поставщик зарубежный. Рычаг расположен выше, чем у «механики», ход небольшой, паз прямой и легко промахнуться мимо положения «Драйв», особенно если не привыкнуть, проще простого. В положениях 1 и 2 трансмиссия ограничивает переключения выше указанных передач. Слева у основания есть кнопка «отключение четвертой передачи».

Хотя здесь уже есть и кондиционер, и пассажирская подушка безопасности. Кроме них специально для версии с «автоматом» к обычной комплектации «Норма» добавлены также и АБС, и различные мелочи, например, потолочные ручки для задних пассажиров. Магнитолы, правда, нет.

Во время журналистской презентации вице-президент АвтоВАЗа по продажам и маркетингу Артем Федосов (слева) убеждает главу Jatco в России Тадаси Ясуду (справа) организовать сбор «гарантийных» коробок через вазовскую «дочку» Лада-Сервис, что можно назвать корпоративной коммуникацией по-тольяттински.

На данный момент все автоматические Гранты будут выпускаться только в такой расширенной комплектации Норма Плюс. Версия Люкс будет доступна позже, в ней будет и «музыка», включая мультимедийный экран, и «цветная» панель приборов, и система стабилизации.

АвтоВАЗ оценил стоимость автоматической трансмиссии в 35 тысяч рублей, поэтому можно предположить, что Гранта в версии «люкс» будет стоить около 400 тысяч рублей. Калина с автоматической трансмиссией будет еще дороже. Что касается Приоры, внедрение автоматической трансмиссии в ее устаревшую конструкцию будет слишком дорогостоящим — она получит ее только в будущих поколениях.

Олег Груненков проводит семь совещаний в рабочий день. Он начал свою карьеру в АвтоВАЗе как обычный конструктор, но в сорок лет стал руководителем самых важных проектов компании: Калина, Гранта, Datsun. Груненков является одним из «новых» топ-инженеров АвтоВАЗа, который критически смотрит на продукцию компании, хорошо разбирается в экономических вопросах и принял решение самостоятельно поступить на курсы MBA.

АвтоВАЗ потратил около 17 млн евро на то, чтобы соединить автоматическую коробку передач с собственным двигателем. Контракт с японской компанией Jatco рассчитан на три года с возможностью продления, и они будут поставлять полностью собранные трансмиссии на АвтоВАЗ со своего завода в городе Фуджи. Вопрос о производстве трансмиссий в России возникнет только в случае, если продажи превысят 100 тысяч автомобилей в год. Пока что японская компания только открыла представительство в России.

Тадаси Ясуда, ответственный за сотрудничество с АвтоВАЗом и теперь проживающий в Тольятти, отвечает на вопрос о самой сложной части работы над проектом ВАЗ следующим образом: необходимо удовлетворить потребности местных потребителей.

В процессе настройки трансмиссии сотрудники ВАЗ обратились за помощью к австрийской компании AVL. Они взяли за основу работу автоматической коробки передач на хэтчбеке Nissan Note. Однако японские калибровки, предложенные изначально Jatco и AVL, не устроили сотрудников ВАЗ.

«Реакция на педаль, работа коробки при трогании — все получилось плавно, как на электровозе», — объясняет Хромков. — «Это различие в ездовой философии и менталитетах! У них на маленьких бюджетных машинах ездят потихоньку, а у нас…»

У нас для Гранты и Калины с «автоматами» был выбран самый мощный двигатель — 98-сильный шестнадцатиклапанник ВАЗ-21126 с облегченной шатунно-поршневой группой. Совместно с австрийскими специалистами из AVL, вазовцы адаптировали калибровки «автомата» в соответствии с их собственной философией вождения. И, вероятно, не случайно они позволили журналистам прокатиться на картодроме.

Я думаю, Ясуда-сан понял все потребности местных потребителей, особенно после того, как один из журналистов прокатил его пассажиром — бессмысленно и беспощадно, с «ручником» и дымом из-под колес. Я уверен, что, выходя из автомобиля, побледневший японец размышлял о разнице в менталитете.

«Мы должны быть готовы искать альтернативных поставщиков», — подшучивали вазовские инженеры.

Индикация работы трансмиссии находится в правом верхнем углу дисплея на панели приборов. Здесь отображается режим коробки и номер используемой передачи. Однако планка с символами режимов «автомата» возле рычага не подсвечивается. Интересно, что у японской коробки есть так называемая «виртуальная пятая передача». Это означает, что если водитель начинает разгоняться «в полпедали» на четвертой передаче и скорости выше 50 км/ч, коробка не переключается на более низкую передачу, а остается на высшей передаче и кратковременно разблокирует гидротрансформатор для увеличения крутящего момента. В результате машина едет, будто с полувыжатым сцеплением. Это можно заметить по стрелке тахометра, которая подскакивает почти на 1000 об/мин.

Индикатор режимов «автомата» возле рычага не светится, поэтому единственным способом визуального отображения работы трансмиссии является дисплей на панели приборов, расположенный в правом верхнем углу. На этом дисплее отображается текущий режим коробки передач и номер используемой передачи. Кстати, у японской коробки есть функция, которую вазовцы называют «виртуальная пятая передача». Суть этой функции заключается в том, что если водитель находится на четвертой передаче и разгоняется со скоростью выше 50 км/ч, то коробка передач не переключается на более низкую передачу, а остается на текущей и на короткое время разблокирует гидротрансформатор для увеличения крутящего момента. В результате автомобиль едет, будто с полувыжатым сцеплением, что можно заметить по стрелке тахометра, которая подскакивает примерно на 1000 об/мин.

Я запускал Гранту с осторожностью, так как мои руки и ноги еще помнили седан в комплектации Стандарт, который недавно был у нас в редакции на «примерке».

Вот такая простая формула человечной Лады: автоматическая коробка передач, кондиционер и усилитель руля. Больше нет необходимости в сложной механике и множестве органов управления, с которыми водитель должен иметь дело — и вот, Гранта расцвела. Даже на престижных иностранных автомобилях редко встречается такой приятный гидромеханический автомат, как на Ладе!

При нажатии на педаль акселератора машина мгновенно реагирует и быстро разгоняется. Переключение передач происходит плавно и без рывков. Работа двигателя в городском режиме почти идеальна. Хотя время разгона до 100 км/ч увеличилось с 11,6 до 13,5 секунд, оно все равно проходит быстро и без напряжения.

Пружины передней подвески на этой модели немного жестче, чем на обычной Гранте. В результате автомобиль стал тяжелее на 45 кг, но это почти не отразилось на его ездовом комфорте. Подвеска успешно поглощает все неровности дороги, а салон остается тихим и комфортным.

Двигатель с шестнадцатью клапанами работает бодро как на средних оборотах, так и на высоких. Он остается относительно тихим до 4500 об/мин. При скорости 120 км/ч автомобиль легко поддерживает комфортную поездку, но при интенсивном обгоне он уже проявляет свою боевую сущность с воплем мотора.

Все еще нет желания разгоняться свыше 130 км/ч. Шасси Гранты с короткой рулевой рейкой (3,1 оборота от упора до упора) и АБС остается неудовлетворительным с вялыми тормозами. Новый вакуумный усилитель с «дотормаживателем», который повышает давление в системе по мере замедления, придает педалям тормоза большую жесткость, но сам тормозной механизм остается неизменным. В результате нужно сильнее нажимать на педаль, но Гранта все равно неохотно замедляется, и АБС срабатывает позже момента блокировки колес.

Олег Груненков, ответственный за все работы по Калине и Гранте, говорит, что он знаком со всеми проблемами и что в следующем году шасси Гранты будет модернизировано. Тормоза будут усилены, электроусилитель будет отрегулирован (чтобы избавиться от пустоты в «нуле»), в подвеске появятся улучшенные пружины, амортизаторы и стабилизаторы.

Надежность? По утверждению японцев, нормативный срок службы «автомата» составляет десять лет. Однако заводская гарантия на Гранту с АКПП такая же, как и на автомобили с «механикой»: три года или 50 тысяч километров. Ремонт трансмиссии в дилерских центрах не проводится — для оборудования и обучения сервисных работников требуются деньги и время. Поэтому на первых порах дефектные коробки АвтоВАЗ будут полностью заменяться, а их восстановлением займется Автофрамос. Вероятно, это произойдет в ближайшее время: к концу дня моя машина из пилотной серии начала издавать звук на второй передаче и немного дрожать на холостых оборотах.

Триста семьдесят три тысячи рублей — это меньше, чем стоит Приора с «механикой» в схожей комплектации Норма. При этом Гранта — первый автомобиль ВАЗ за долгое время, который не оправдывает свою низкую цену, а, кажется, предлагает выгодную сделку покупателю. Это первая Лада, которая стоит своих денег.

И не только Лада.

Гранта с «автоматом» — это практически такой же седан Datsun, который появится в продаже в России в 2014 году. Компания Nissan не только приобрела права на платформу от ВАЗ, но и практически полностью заимствовала автомобиль.

К сожалению, комплектация Норма Плюс Гранты не претерпела значительных изменений в салоне, за исключением кондиционера, пассажирской подушки безопасности, АБС и других прелестей. Однако, обещают, что версия Люкс будет доступна к концу года.

Полтора года назад, перед выпуском Гранты, компания Nissan приняла стратегию разработки бюджетных автомобилей на локальном уровне, используя производственные мощности и технические ресурсы соответствующих стран. В России японцы тайно приобрели пять Калин и отправили их в Англию для тестирования. Результаты оказались разочаровывающими — проблемы с управляемостью, тормозами, шумами и вибрациями. Однако, было заявлено, что после доработок платформа АвтоВАЗа может быть использована для производства автомобилей Nissan. Японцы запросили у вазовцев стратегию развития, и те представили им свой проект Гранты.

В настоящее время Груненков продолжает руководить разработкой Датсуна. Внешность автомобиля будет украшена японскими декоративными элементами на передней и задней частях, но практически весь технический комплект будет нашим, включая кузов, шасси и даже двигатели. На базовую модель Datsun будет установлен восьмиклапанный двигатель от ВАЗ с механической коробкой передач, а на более дорогую версию — шестнадцатиклапанный двигатель ВАЗ-21126 с автоматической коробкой передач Jatco, такой же, как на Гранте и Калине.

Я говорю: «Datsun» — и у Груненкова загораются глаза так же, как никогда не загорались у сотрудников ВАЗ после появления французов из Renault в Тольятти.

— Работать с японцами очень интересно! Французские партнеры из Renault проявляют сильные навыки в маркетинге, планировании и работе с поставщиками. А сотрудничество с ниссановцами впечатляет своим подходом к инжинирингу. Мы получаем огромный опыт.

Прослушивая Груненкова, я словно собираю огромный пазл от Вазовского. Становится понятно, почему вопрос с «автоматом», который не могли решить на заводе в течение десятилетий, внезапно был разрешен всего за два года. И почему именно этот «автомат» был выбран. И даже почему в моем приглашении значились три разные даты!

Захватив Nissan, Гранта потащила за собой весь завод.

Ведь на самом деле японцы пролоббировали выбор «автомата» от компании Jatco, которая на 75% принадлежит Ниссану. А сама Jatco, в свою очередь, установила сроки работы над «автоматической» Грантой — 16 месяцев.

Правда, на ВАЗе никто не верил, что «автомат» будет готов в срок. И пресс-служба, и даже высокопоставленные менеджеры, по старой традиции, рассчитывали на задержку и ожидали готовую машину с «автоматом» в августе или сентябре. А команда Олега Хромкова закончила проект в июле, отстав от графика всего на четыре дня.

Другие программы тоже взволновались. Поскольку «автомат» уже готов, нет смысла задерживать запуск обновленной Калины, для которой и была разработана трансмиссия. Некуда откладывать установку механической коробки передач ВАЗ-2180 с тросовым приводом, которая должна была появиться два года назад (АР №9, 2010), так как модернизация грантовского шасси уже на подходе.

Вазовцы получили опыт, накопленный во время сотрудничества с фирмой Porsche, который хватит им на три десятилетия. В ближайшее время Nissan планирует стать совладельцем АвтоВАЗа — через новое совместное предприятие с компанией Ростехнологии японцы получат 15% акций. Мне показалось, что на заводе это слияние воспринимается как признание, а не как угроза самобытности, а также как надежда на будущее. Как билет в будущее.

Когда я подводил Ладу к паровозу, я думал о Локомотиве. Но в музее ВАЗ не было более современных моделей. Может быть, когда-нибудь среди экспонатов появится поезд Сапсан, и тогда я обязательно сделаю фотографию новой Лады на его фоне. Или, может быть, на фоне Datsun.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: