Легковой автомобиль ГАЗ М-72

ГАЗ-М72: правда и вымысел о первом советском кроссовере

В настоящее время полноприводные кроссоверы прочно заняли свое место под солнцем, пользуясь стабильным спросом у автомобилистов всего мира. В первую очередь — благодаря привлекательному сочетанию некоторой проходимости и легкового комфорта. Тем удивительнее тот факт, что первый автомобиль с подобным функционалом в СССР был разработан более шести десятилетий назад. Однако в силу своей небольшой распространенности полноприводная версия Победы под индексом ГАЗ-М72 обросла множеством легенд и небылиц. Сегодня мы будем отделять правду от вымысла, вспоминая мифы и факты из истории этой необычной машины.

МИФ 1: Техническое задание на разработку полноприводной Победы дал лично Никита Хрущев правда

В 1953 году, когда Никита Сергеевич Хрущев стал главой СССР, он часто устраивал охоту, приглашая партийную элиту республик и даже иностранных гостей на правительственные угодья. Обычный «козлик» ГАЗ-69 не был подходящим для таких мероприятий, так как был слишком простым и неудобным, а обычная легковушка не могла проехать по таким местам. Однако до войны Горьковский автозавод выпускал полноприводную модификацию «эмки» — ГАЗ-61-73, которая сочетала в себе комфортабельный легковой кузов и внедорожную трансмиссию.

gaz_61-73_1

ГАЗ-61-73 – один из первых в мире полноприводных внедорожников с комфортабельным кузовом от легковушки

Председатель Коммунистической партии Советского Союза действительно поручил вновь созданному Министерству машиностроения СССР (включая бывшее Министерство автомобильной и тракторной промышленности) разработать автомобиль, который был бы полезен не только для редких поездок на природу самому Хрущеву, но и идеально подходил бы в качестве транспортного средства для высокопоставленных руководителей в сельской местности — таких как председатели колхозов и секретари обкомов. Другими словами, для всех тех, кто должен передвигаться по не самым лучшим дорогам, но уже имеет достаточный статус, чтобы ездить на Победе, а не на примитивном «газике».

gaz_m-20_pobeda__6

В пятидесятые годы ГАЗ-М20 стал практически универсальным служебным автомобилем для многих учреждений и организаций СССР.

gaz_m-20_pobeda_6

У стандартной Победы не возникало проблем с клиренсом. Однако для бездорожья она, конечно же, не подходила

В начале 1954 года горьковские конструкторы получили соответствующее техническое задание, которое требовало создания полноприводной машины на базе ГАЗ-М20, которая не уступала «исходнику» по уровню комфорта, но имела проходимость, близкую к ГАЗ-69.

МИФ 2: Превращение легковушки в «джип» удалось осуществить быстро и без особых затрат миф

В Советском Союзе считали, что ГАЗ-М72 — это просто кузов Победы, установленный на мостах внедорожника.

001-ГАЗ-М20

ГАЗ-М20 отличался от предыдущих советских автомобилей своим несущим кузовом, что усложнило создание внедорожной версии.

Однако при разработке этой модели инженеры столкнулись с несколькими серьезными проблемами. Во-первых, они были вынуждены отказаться от идеи соединить рамное шасси внедорожника с кузовом Победы, так как такая конструкция была бы перегруженной. Во-вторых, просто приварить к днищу кронштейны для деталей и узлов полноприводной трансмиссии было невозможно, так как это нарушило бы характеристики прочности и жесткости кузова Победы, который был спроектирован для легковых подвесок. А жесткие передние рессоры и тяжелые мосты внедорожника просто разрушили бы несущую конструкцию кузова ГАЗ-М20.

gaz_m-20_pobeda_1

Испытания обычной Победы на бездорожье показали, что ей не хватает не только полного привода, но и жесткости кузова на изгиб и кручение

Тем более, что монтаж компонентов полного привода требовал удаления некоторых элементов пола – то есть, еще большего ослабления силовой структуры!

ГАЗ-М72
ГАЗ-М72-2

ГАЗ-М72 на чертежах выглядит как просто «приподнятая Победа на мостах ГАЗ-69». В действительности же конструкторам пришлось внести десятки изменений в узлы и агрегаты обеих машин

Именно поэтому конструкторам пришлось пойти иным путём, занявшись серьезным усилением кузова при минимальном увеличении его веса.

МИФ 3: После проведения ряда научных исследований и лабораторных испытаний по новой методике, было выполнено усиление кузова ГАЗ-М20, и это правда.

В 1954 году в Горьком впервые в советском автомобилестроении была запущена научно-исследовательская лаборатория электрических испытаний. Оборудование этой лаборатории позволяло измерять усилия в любой точке кузова, к которой был подключен специальный тензометрический датчик. Это дало возможность конструкторам понять, какие именно элементы кузова подвергаются критическим нагрузкам и требуют обязательного усиления, а на какие детали воздействуют небольшие усилия.

После проведения испытаний, мастера кузовного цеха под руководством Абрама Исааковича Гора быстро изготовили дополнительные элементы для усиления кузова полноприводной Победы. Это включало в себя подмоторную раму и раскосы, поперечный усилитель моторного щита, а также дополнительные короба для днища и усилители стоек крыши.

Добавление этих 14 новых деталей увеличило общую массу автомобиля всего на 23 кг, но при этом жесткость кузова на кручение увеличилась на целых 50%, а на изгиб – на 30%!

Таким образом, несмотря на незначительное увеличение веса, кузов полноприводной Победы стал намного более жестким и прочным. Особенно важно, что усиление произошло именно в тех местах, где это было необходимо, сохраняя требуемую эластичность основной структуры кузова.

МИФ 4: ГАЗ-М72 по конструкции ходовой части близок к ГАЗ-69 миф

Несмотря на то, что разработчики заимствовали многие элементы и компоненты от ГАЗ-69, даже эти детали потребовали множество изменений, связанных с другой массой автомобиля и его более «легковым» назначением. Поэтому количество листов в рессорах было изменено: спереди был добавлен один, а сзади — наоборот, один был удален, и длина самих рессор изменилась. Для повышения устойчивости высокого автомобиля в заднюю подвеску был добавлен стабилизатор поперечной устойчивости. Уменьшение ширины передней оси потребовало изменений в правом чулке картера переднего моста, что привело к модернизации рулевых тяг.

Кроме того, на ГАЗ-М72 применили новый задний мост с полуразгруженными полуосями, который способен выдерживать «внедорожные» нагрузки, но при этом он гораздо легче, чем мост «козлика».

На полноприводной Победе использовали только раздатку ГАЗ-69, но для ГАЗ-М72 на заводе выбирали самые точно изготовленные и «тихие» экземпляры.

razdatkaM72

На ГАЗ-М72 без изменений использовалась раздаточная коробка ГАЗ-69.

Также были внесены изменения в двигатель: за счет повышения степени сжатия с 6,2 до 6,5 немного увеличилась его максимальная мощность (на 3 л.с. — до 55 л.с.), а также мотор получил более эффективную систему охлаждения с масляным радиатором и шестилопастной крыльчаткой вентилятора.

gaz_m-20_pobeda_2

На нескольких моделях Горьковского автозавода был установлен мотор Победы с нижним расположением клапанов.

МИФ 5: Поздний рестайлинг передка обычной Победы ГАЗ-М20 связан с особенностями конструкции ГАЗ-М72 правда

Реальные испытания первых прототипов показали, что несмотря на улучшенную систему охлаждения, двигатель «легкового внедорожника» склонен к перегреву. Внимательно изучив вопрос, инженеры пришли к выводу, что причиной проблемы является форма облицовки радиатора ГАЗ-М20 с множеством горизонтальных перегородок, которые не позволяют достаточно пропускать воздух при движении на низких скоростях.

gaz_m-20_pobeda_3 gaz_m-20_pobeda_predserijnyj_3

Ранняя облицовка радиатора с множеством горизонтальных пластин — так называемая «тельняшка»

gaz_m-72__pobeda__opyitnyiy_1

На ГАЗ-М72 была установлена та же облицовка, что и на первых сериях Победы

gaz_m-20v_pobeda_8 gaz_m-20v__pobeda__5

ГАЗ-М20В — это модернизированная третья серия Победы, которую легко отличить по облицовке радиатора от ГАЗ-М72

gaz_m-72 gaz_m-72_1

Серийный ГАЗ-М72 получил новый дизайн передней части

Поэтому на ГАЗе была оперативно разработана новая облицовка радиатора, где элементы были размещены на большем расстоянии друг от друга. Чтобы избежать выпуска нескольких вариантов одной и той же детали, осенью 1955 года эту облицовку начали устанавливать на обычную заднеприводную Победу, которая после технической модернизации получила индекс ГАЗ-М20В. В то же время на заводе активно велась разработка новой модели — будущей Волги ГАЗ-М21, и дни Победы на конвейере уже почти закончились, независимо от обновления.

МИФ 6: Полноприводная Победа была престижной, но массовой машиной и правда, и миф

До 31 мая 1958 года, то есть за 12 лет в общей сложности было выпущено около 240 тысяч Побед трех производственных серий — ГАЗ-М20 (1946-1948 гг. и 1948-1955 гг.) и ГАЗ-М20В (1955-1958 гг.). Победы первых двух серий выпускались как с закрытым несущим кузовом, так и в виде кабриолета с мягким верхом, но модификация ГАЗ-М20В производилась исключительно с жесткой крышей. Полноприводный же ГАЗ-М72 по ряду причин выпускался в значительно меньших количествах, чем обычная легковая Победа. Во-первых, не было необходимости в больших объемах производства специфического автомобиля, который мог использоваться в основном в сельской местности, но далеко не всеми потребителями, многим из которых он не полагался по рангу. Ведь полноприводная модификация на тот момент стоила даже дороже, чем обычный ГАЗ-М20!

gaz_m-72_predserijnyj

GAZ-M72-Pobeda-5 GAZ-M72-Pobeda-9

ГАЗ-М72 имел хорошую проходимость. На самом деле, в этом отношении полноприводный автомобиль не сильно отставал от «козлика», но заметно превосходил его по уровню комфорта.

В основном, этот достаточно редкий автомобиль занимает промежуточное положение между ГАЗ-69, Победой и ЗИМом благодаря уникальному сочетанию противоречивых качеств. Не стоит забывать, что именно ГАЗ-М72 стал первым автомобилем в истории советского автомобилестроения, который был оснащен ламповым радиоприемником, после представительских лимузинов ЗИС и ЗИМ. Также на ГАЗ-М72 впервые появился омыватель ветрового стекла.

Слухи о массовом производстве ГАЗ-М72 сильно преувеличены, если сравнивать его с обычной Победой. Полноприводные модификации собирались на одном конвейере с ГАЗ-М20В, но в совершенно других количествах — от 1 000 до 2 000 ежегодно за период с 1955 по 1958 годы. Общее количество выпущенных Побед со всеми ведущими колесами не превысило 5 000 штук. Поэтому нельзя считать эту модификацию массовой, хотя она была серийной.

pobeda3

Каждый год в Горьком собирали от 1 000 до 2 000 автомобилей ГАЗ-М72. По данным завода, общее количество машин этой модели составило 4 677 экземпляров

МИФ 7: ГАЗ-М72 мог приобрести и обычный советский гражданин правда

Среди советских водителей ходило мнение, что многие модели автомобилей (включая ГАЗ-М72) не продавались в свободной продаже, так как был официальный запрет на их продажу частным лицам. На самом деле, в середине 1950-х годов и Победу, и ее полноприводную модификацию мог приобрести любой желающий — конечно, если у него была нужная сумма и автомобиль был физически доступен в магазине.

Свободная продажа автомобилей гражданам СССР началась 1 сентября 1948 года. Именно в этот день в Москве на Бакунинской улице открылся первый советский магазин «Автомобили».

Кроме того, в то время за 40 000 рублей можно было купить даже ЗИМ ГАЗ-12! Все эти автомобили были классифицированы как легковые, поэтому не было никаких ограничений на их покупку — в отличие от ГАЗ-69, который был грузовиком и не продавался частным лицам.

В практике покупки автомобиля обычным советским гражданином до начала 60-х годов было редким явлением. Это было исключение из правил. Одной из причин этого было то, что для обычных советских работников автомобиль был не только средством передвижения, но и роскошью, на которую у них не хватало денег в первые послевоенные годы. Ведь средняя зарплата в СССР в 50-е годы составляла около 700 неденоминированных рублей, а обычный ГАЗ-М20 стоил около 16 000.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: