Легковой автомобиль Луаз 969

ЛуАЗ-969 «Волынь»: история и гибель «Еврейского броневика»

Этот непривлекательный, почти безобразный автомобильчик способен превзойти в грязи и УАЗ, и «Ниву», и Hummer. Он начал свой путь в советских ВДВ, прожил его на сельской местности, получил международные награды и ушел в небытие в 90-х годах, оставшись непризнанным и забытым.

Сам факт того, что этот «механизм» стал серийным легковым автомобилем, поражает воображение. Это как если бы из ракеты «Протон» сделали прогулочный паровозик для детского парка. Или атомную подводную лодку попытались превратить в стиральную машину.

Звучит забавно, но на самом деле нет никаких гарантий, что у вас получится какой-то невероятно крутой паровозик или космическая стиральная машинка.

Мы изучаем историю удивительного автомобиля ЛуАЗ-969 «Волынь» и пытаемся понять, был ли это феноменальный успех или фатальная ошибка.

1_.jpg

Ура, Воздушно-десантные войска!

Луцк расположен в Западной Украине. Это административный центр Волынской области, и это небольшой город с богатой историей. То же самое можно сказать о Луцком автомобильном заводе — он никогда не стремился к масштабному производству, но оставил заметный след в истории. Всё началось почти случайно — в 1950-х годов ремонтные мастерские преобразовались сначала в авторемонтный завод, а затем в машиностроительный. Завод выпускал сельскохозяйственное оборудование и прицепы, а также занимался ремонтом грузовиков. И всё бы так и продолжалось, если бы не…

2_.jpg

Если бы в Национальном агентстве машиностроения и инженерных изысканий по заказу Министерства обороны Российской Федерации для Воздушно-десантных войск не был разработан транспортер переднего края — ТПК. Это был полностью военный проект: моторизованная тележка, которая может быть выброшена с парашютом из самолета, принимает на борт, помимо водителя, пару носилок или шестерых сидячих раненых, имеет высоту не более полуметра и обладает полным приводом и лебедкой.

Кроме того, она является амфибией, способной передвигаться по воде благодаря вращению колес. Она предназначена для перевозки раненых, транспортировки боеприпасов и буксировки легких орудий. Водитель может управлять ТПК, находясь в сиденье или даже ползая рядом с ним и держась за руль. Это особенно актуально, когда вокруг происходят интенсивные перестрелки.

Сражаться с «Огоньком»

Хотя это еще не похоже на обычный автомобиль, верно? Однако разработчики очень любили свое творение — в некоторых источниках первый прототип, созданный в 1958 году, известен под милым названием НАМИ-049 «Огонек». У него был полный постоянный привод, межосевой и два межколесных дифференциала с блокировками, колесные редукторы, независимые торсионные подвески на продольных рычагах. Не очень прочный стеклопластиковый кузов и 22-сильный мотоциклетный двигатель МД-65. Это было приемлемо для прототипа (или, точнее, для ходового образца), но, конечно же, не для принятого на вооружение боевого автомобиля.

3_.jpg

Таким образом, второй прототип НАМИ-049А был оснащен открытым стальным кузовом с тентом. В процессе улучшения конструкции было решено отказаться от межосевого дифференциала, а задний мост был сделан отключаемым, чтобы обеспечить возможность движения по дорогам с твердым покрытием. Однако основным улучшением стал более мощный (27-сильный!) V-образный 4-цилиндровый двигатель объемом около 0,9 литра (887 куб.см) с воздушным охлаждением. Интересно, что такой же двигатель планировалось установить на модернизированный ЗАЗ-965А «Запорожец». Это связано с тем, что в разработку были вовлечены специалисты из ЗАЗа. Именно наличие родства с известным «горбатым» и позднее с «ушастым» определило окончательную архитектуру военного транспортера и то, что он стал в результате конверсии.

Преобразование

Производство ЛуАЗ-967, разработанного транспортера, было запущено в Луцке. Эти автомобили были выпущены с 1961 по 1989 годы и время от времени модернизировались. В 1969 году транспортер был принят на вооружение армии СССР и использовался в войсках ВДВ и мотострелковых частях. Он также экспортировался в страны Варшавского договора, включая армию ГДР, где было около 250 советских ЛуАЗов.

Говорят, что у этого транспортера-амфибии нет прямых аналогов. Последней «эволюционной ступенью» был ЛуАЗ-967М, который уже больше походил на легкий джип, чем на тележку с мотором. Часть деталей была унифицирована с машинами других марок (электрика от УАЗа, гидравлика от «Москвича»), а область применения расширилась — на машины стали устанавливать легкие пулеметы. В начале 1990-х годов появились даже трехосные варианты, но дальше опытных образцов дело не пошло.

4._.jpg

Основой для создания уникального советского автомобиля повышенной проходимости «Волыня» послужил ТПК. Инженеры разных стран и поколений использовали военную технику для удовлетворения потребностей сельской местности, и для советских инженеров это был единственный путь.

Было решено отказаться от «амфибийности», а водителя и пассажиров разместили в автомобиле «по-граждански». Брезентовый верх был дополнен брезентовыми боковинами, а форма кузова была изменена. В остальном «сельский джип» остался тем же самым ТПК. Первые 30 экземпляров под названием ЗАЗ-969 были выпущены в 1964 году в Запорожье, а в Луцке конструкция была доведена до промышленного уровня и начала серийное производство в 1967 году.

Первый автомобиль с передним приводом в СССР

Споры о том, какой автомобиль считать первым советским переднеприводником, продолжаются до сих пор. Аргументы могут быть разными, но на самом деле первым серийным автомобилем с приводом на переднюю ось был ЛуАЗ-969В. Этот «проходимец», который вырос из ТПК, был именно переднеприводным, с возможностью подключения заднего моста.

К тому же, к началу серийного производства Мелитопольский моторный завод не успел обеспечить новую модель редуктором заднего моста, поэтому этот автомобиль пошел в серию с передним приводом, и в названии модели появилась буква В, чтобы отличать переднеприводную модификацию. Вал отбора мощности в КПП, который не использовался по прямому назначению, был адаптирован для привода сельскохозяйственного оборудования.

5_.jpg

Сейчас бы сказали, что тип привода данного автомобиля определила «архитектура платформы», ведь 30-сильный двигатель МеМЗ-969, который устанавливали на ЛуАЗ-969В, перешел с «Запорожца», у которого он находился сзади, передавая крутящий момент на заднюю ось. Чтобы создать переднеприводник, нет более простого способа, чем взять заднеприводный заднемоторный автомобиль, повернуть силовой агрегат на 180 градусов и переместить его в переднюю часть машины. До начала 1970-х годов таких переднеприводных ЛуАЗов успели произвести более 7 000 экземпляров. Потом проблемы с комплектующими были решены, автомобиль получил полный привод и свой первоначальный индекс, ЛуАЗ-969 — или ЗАЗ-969, потому что в начале 70-х ЛуАЗ и ЗАЗ входили в одно производственное объединение. Иными словами, производственное объединение.

Рожденный ползать

Этот автомобиль может вызывать у вас смех, когда вы видите его на дороге, но на самом деле он очень хорошо справляется с бездорожьем. Благодаря своим военным «амфибийным» генам, в нем компактно расположены двигатель, коробка передач, главная передача и карданный вал, все эти узлы находятся в одном герметичном корпусе, а «кардан» протянут сквозь трубу. Кроме того, у него есть независимая торсионная подвеска на продольных рычагах спереди и сзади, которая имеет огромные ходы, а штатные 13-дюймовые шины обладают отличным грунтозацепом.

6_.jpg

Включите в этот автомобиль колесные редукторы, задний межколесный дифференциал с блокировкой и удачную развесовку — салон и силовой агрегат смещены вперед, что позволяет полностью загрузить переднюю ось и обеспечить отличную проходимость, даже без блокировки переднего межколесного дифференциала. У ЛуАЗов есть клиренс в 280 миллиметров и очень низкий центр тяжести. Именно поэтому он способен преодолевать любые бездорожья. Посмотрите на фото и сравните его с другим автомобилем, который, возможно, пытается преодолеть тот же самый бугор. Кажется, что «гражданский» вариант справляется с задачей не хуже! При этом автомобиль надежен и неприхотлив, как танк. Маленький танк с мотором от «Запорожца».

На асфальте

Многие поклонники этого автомобиля утверждают, что именно последний фактор — двигатели МеМЗ, изначально разработанные для «Запорожцев», серьезно испортили характеристики этого автомобиля. Однако стоит отметить, что именно этот двигатель придал ЛуАЗу жизнь — без него, вероятно, не было бы и «Волыни».

Кроме того, на переднемоторном внедорожнике этот агрегат работал намного лучше, чем на заднемоторном «Запорожце» — не было проблем с перегревом. Но с другой стороны, именно слабый двигатель с воздушным охлаждением не позволил «Волыни» стать полноценным автомобилем с комфортным микроклиматом, низким уровнем шума и динамикой. Вот такое противоречие.

7 (Журнал За рулём №5 1969 год)_.jpg

Фото: Журнал «За рулём», 1969 г., выпуск 5

Как проходило это путешествие? Честно говоря, с трудом. Чтобы не быть просто словами, приведем цитату из «тест-драйва» тех времен. Вот как описывал свою поездку на этом автомобиле из Луцка в Тольятти испытатель Вадим Александрович Котляров в книге «Эх, дороги»*: «Двигатель довольно слабый, 40-сильный. Поэтому инженеры вынуждены были сильно увеличить передаточные числа коробки передач — чтобы автомобиль хоть как-то двигался. Первая передача мне напомнила танк (ведь я танкист!). Двигатель ревет, автомобиль еле ползет. Включаю вторую — все почти то же самое. Только на последней, IV передаче получается что-то вроде движения. Потом выяснилось, что на ней можно без особого труда даже тронуться с места — конечно, на ровной дороге или на спуске. … Ехать на «Волыни» по шоссе на большие расстояния — дело не для слабонервных. Ни в гору, ни под гору — больше 60 км/ч никак не получается. Здесь одно спасение — постоянная размеренная езда. Тогда постепенно входишь в ритм, останавливаясь только для заправки».

Обновление и международный успех

В период советской эпохи автомобиль неоднократно подвергался улучшениям, и можно сказать, что с успехом. В 1975 году на модель «Волынь» был установлен прогрессивный двигатель МеМЗ-969А мощностью 40 л.с. от «Запорожца». Модификацию автомобиля назвали логично — ЛуАЗ-969А, а спустя четыре года, в 1979 году, была запущена в серийное производство модель ЛуАЗ-969М, то есть «модернизированная». У автомобиля были две отдельные тормозные системы с усилителем на переднем колесе, обновленная передняя панель, измененная форма лобового стекла, двери с замками (да, раньше они отсутствовали!) и рамками окон, пластиковая приборная панель, безопасная рулевая колонка и сиденья от «Жигулей».

8_.jpg

Передняя часть кузова была изменена, и это сразу придало автомобилю новый облик. Верится с трудом, но небольшой автомобиль из небольшого советского города получил международное признание: еще до начала серийного производства в 1978 году ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы на Международном автосалоне в Турине! Конечно, рынок внедорожников, так же как и рынок автомобилей в целом, был совсем другим в то время, но это не меняет сути.

В 90-х годах

Изменение индексов моделей в СССР привело к тому, что ЛуАЗ-969М стал ЛуАЗ-1302. Однако, эти индексы были изменены в 1985 году, а первые автомобили с новым обозначением появились только в 1990 году, согласно большинству источников. И это был уже совершенно другой, более «взрослый» автомобиль. Основным изменением был двигатель, который удалось заменить наследство от «Запорожца» с помощью «Таврии»!

Да, ЗАЗ снова пришел на помощь своим коллегам из Луцка, и внедорожник получил новый двигатель с жидкостным охлаждением, который имел 4 цилиндра и мощностью 53 лошадиных сил. Все это гарантировало хорошую разгонную динамику и, что самое важное, экономичность. Модель 969М потребляла 10 литров бензина на 100 километров при скорости 60 км/ч, но при более высоких скоростях расход увеличивался гораздо быстрее. Новая модель «Волынь» же потребляла всего 7,7 литра и при этом могла развивать большую скорость — максимальная скорость выросла с 85 до 100 км/ч.

9_.jpg

24 августа 1991 года, примерно через год после начала производства ЛуАЗ-1302, Украина вышла из состава СССР и стала независимым государством. Контакты ЛуАЗа с Россией прекратились. ЛуАЗ-1302, помимо двигателя, заимствовал у «Таврии» сиденья (например, от ВАЗ-2108), а также получил усиленные лонжероны и дополнительную шумо- и виброизоляцию. Автомобиль получился хорошим — более быстрым, тихим и экономичным, чем его предшественник. Однако для российских поклонников марки такие машины уже были недоступны.

Феномен названия

Интересно, но в доступных источниках не удалось найти точную дату, когда этой модели было присвоено имя «Волынь». И это объяснимо — в СССР автомобилям давали имена без системы, почти случайно, и с приближением к развалу Союза это происходило все реже.

Красивое название автомобилю в СССР было нужно исключительно для эстетического восприятия, поскольку задача украсть покупателей у конкурентов не стояла. В любом случае, название «Волынь» в разных источниках используется как для первой версии внедорожника ЛуАЗ-969, выпущенной в 1967 году, так и для более поздних моделей этой серии, ЛуАЗ-969М, производившихся с 1979 по 1990 год. Однако народ, восхищенный этим автомобилем, придумал свои варианты названия:

  • «Волынка» — здесь не только производное от основного названия, но и намек на «благородный» звук мелитопольского двигателя;
  • «БМВ» — расшифровывается как «Боевая Машина Волыни»;
  • «Луноход» — известен своими колесными редукторами и уникальной внешностью;
  • «Лунтик» — это сокращение от слова «луноход», которое появилось в 2000-х годах;
  • «Лумумзик» — происходит от ЛуМЗ, раннего названия завода ЛуАЗ, когда он был еще машиностроительным, а не автомобильным;
  • «Луиза» — производное от ЛуАЗ;
  • «Тушканчик» — известен своей способностью «прыгать» по любым поверхностям;
  • «Штудебеккер» — известен своей прожорливостью;
  • «Хаммер» — известен своей проходимостью;
  • «Чебурашка» — известен своими большими фарами;
  • «Утюг» — получил свое название из-за формы кузова;
  • «Фантомас» — известен своей комедийно-злодейской внешностью;
  • «Еврейский броневик» — получил свое название из-за сочетания качеств, полученных за небольшие деньги.

10_.jpg

Кроме того, автомобиль называют «Лошариком», «Чапиком» и «Пианино» О_о. Вероятно, ЛуАЗ можно считать автомобилем с наибольшим количеством прозвищ среди автомобилей бывшего СССР. Признайтесь, скучная «Волынь» на фоне этой выставки достижений народного творчества выглядит не очень.

Варианты

Как известно, у ТПК, из которого возникла «Волынь», существовали различные варианты, включая трехосные машины. Конечно же, у самой «Волыни» было множество вариаций. Интересно, что большинство из них было создано уже после распада Советского Союза на основе модели 1302. Завод одновременно пытался адаптироваться к законам рыночной экономики и выполнять государственные заказы. Известны модификации с различными типами кузовов, удлиненной колесной базой, жесткой крышей, удлиненным задним свесом и четырьмя дверьми (одна слева, две справа и задняя), а также специальные версии, такие как «Форос», который имел дизайн в стиле внедорожника, и уникальный шестиколесный плавающий «Геолог».

11_.jpeg

Эти автомобили, несущие на себе «родное пятно» армейского транспортного средства переднего края, легко проходили там, где страдали более тяжелые ГАЗы, УАЗы и даже «Нивы», в отдаленных районах значительно облегчая работу ремонтных бригад, геологов и врачей. К сожалению, сейчас все эти автомобили уже в прошлом, хотя бездорожья на территории бывшего Советского Союза заметно уменьшились.

Попытки продолжения

Почему «Волынь» с двигателем от «Таврии» имела индекс 1302, а не 0101, как следовало бы по новой классификации? Это связано с тем, что индекс 1301 уже с 1984 года был занят для другой модели автомобиля. К сожалению, ЛуАЗ не смог избежать основной проблемы, характерной для всего советского автопрома — инертности.

Медленный темп обновления во многом испортил судьбу «Волыни». Например, по некоторым данным, первые полностью готовые к производству экземпляры улучшенной модели 969М появились в 1973 году, но на конвейер они пошли только в 1979 году! Однако инженеры старались изменить ситуацию в меру своих возможностей.

12_.jpg

В 1984 году в Луцке была разработана машина с использованием прежней платформы, но с абсолютно новым кузовом из пластика. Именно эту модель планировали обозначить индексом 1301. В течение десяти лет, из-за невозможности начать производство, автомобиль проходил изменения (существуют упоминания о четырех прототипах, созданных в разные годы, а также модификация для «Скорой помощи») и улучшения. В конце 1990-х годов он снова стал предметом обсуждения в прессе, даже был намечен срок начала производства (2003 год), был объявлен конкурс на лучшее название, но, к сожалению, все оказалось напрасным.

13_.jpg

В 1988-89 годах группа разработчиков из ленинградской лаборатории макетирования перспективных автомобилей НАМИ создала альтернативный вариант ЛуАЗ-1301. Этот вариант имел пластиковый кузов, который был более стильным и прогрессивным. Машина была оснащена шестиступенчатой коробкой передач, двигателем от «Таврии» и оригинальной схемой трансмиссии с подключаемым передком. Она также имела «интегральный» капот, который откидывался вместе с крыльями. Внешность машины была привлекательной даже по сегодняшним меркам, и она получила название «ЛуАЗ-Прото». Этот прототип так и остался.

Конец истории

Таким образом, попытки запустить новую модель и удержаться на плаву в море капитала не удалось. В период с 1990 по 2000 годы ЛуАЗ занимался сборкой автомобилей ВАЗ и УАЗ по контракту, а в 2006 году был приобретен корпорацией «Богдан» и переименован в «Автосборочный завод №1». Он прекратил производство автомобилей, полностью отказался от собственных разработок и переключился на сборку автобусов. Несколько лет спустя сама корпорация «Богдан», владеющая несколькими сборочными заводами, столкнулась с серьезными проблемами из-за экономического кризиса и сложной политической обстановки на Украине — производство было остановлено на всех предприятиях. К концу 2014 года весь украинский автопром, включая корпорацию «Богдан», фактически прекратил свою деятельность.

14_.jpg

В период с 1966 года по 1989 год ЛуАЗ выпустил около 182 000 автомобилей в Советском Союзе. Это небольшое количество, но давайте задумаемся: завод, состоящий из нескольких маленьких цехов, стал известен только благодаря одной модели. Именно эта модель, «Волынь», вызывает одинаково сильные чувства любви и ненависти, и равнодушных к ней нет!

Ведь, будучи уникальным в своем роде «вездеходом», этот автомобиль полностью лишен элементарного комфорта. Но зато какой он интересный для творчества! «Волынь» пользуется не меньшей популярностью как объект тюнинга, чем как объект для придумывания прозвищ. Любовь и ненависть — вот то, что объединяет нас, жителей бывшего СССР. Мы умеем одинаково сильно любить и ненавидеть, будь то машины или люди.

«Волынь-2»?

В апреле 2014 года возникла неожиданная новость о возобновлении производства транспортера переднего края «Волынь-2» для украинской армии. Государственный концерн «Укроборонпром» выразил намерение создать новую модель, так как старые образцы уже износились и нуждались в замене. На данный момент площадка для производства еще не определена, но это не означает, что проект будет отменен. Новый транспортер будет оснащен новым двигателем, коробкой передач, светотехникой и приборами.

15_.jpg

Истории имеют свойство повторяться, и если решено возродить ТПК, то, возможно, на его основе когда-нибудь снова появится гражданский автомобиль? Дизайнер Артём Синицын по нашей просьбе даже попробовал представить, как могла бы выглядеть такая машина — хотя, конечно, это всего лишь смелая фантазия, особенно с учетом нынешних реалий. Но ведь все войны когда-нибудь заканчиваются, и так хочется верить, что возможна «Волынь-2», объединяющая в себе проходимость и неприхотливость первой машины и потребительские качества сегодняшнего дня. Только вот к российскому автопрому, в общепринятом теперь для россиян смысле слова «российский», эта история уже не будет иметь никакого отношения.

* Эту увлекательную книгу довольно сложно найти в библиотеках и в Интернете, но легко найти ее «приквел» — книгу «Вижу цель», первый сборник рассказов Вадима Котлярова о тестировании автомобилей и путешествиях. Рекомендуем прочитать!

** Если вы уже решили стать владельцем «Луизы» или «Утюга», работающие экземпляры можно найти в России по цене от 60 000 до 160 000 рублей. Причем за максимальную цену — идеальные автомобили.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: