Впечатления от тест-драйва полноприводного Москвича-410Н: компромисс – не так уж и плох
Удивительно, однако в СССР есть размышления о комфортных внедорожниках. И эта экзотическая машина является «младшим братом» полноприводной «Победы» и альтернативой жесткому и бескомпромиссному ГАЗ-69. Это настоящий эксклюзив — как в прошлом, так и в настоящем.
С внешней стороны автомобиль может показаться чем-то вроде Big Foot, комбинацией утилитарного внедорожника и легкового автомобиля. Дорожный просвет (430 мм) и объем колесных арок таковы, что компактный кузов седана кажется вроде бы установленным на раму мощного внедорожника.
Но так и есть, это впечатление обманчиво — просто данная полноприводная машина разрабатывалась для истинного, «взрослого» бездорожья, а по лужам и легким буеракам (эка нечто!) в 1950-х годах в СССР легко передвигалась любая заднеприводная легковушка. Итак, давайте разберем суть: «Москвич»-410 — это полноприводная версия обычного «Москвича»-402, седана с несущим (хотя и усиленным) кузовом, непоколебимой рессорной подвеской и понижающей передачей в «раздатке».
Когда мы говорим о таких автомобилях, всегда возникает вопрос — что это — кроссовер или внедорожник? Внешний вид указывает на первый вариант, поскольку база автомобиля является легковой. Однако, можно предположить, как и в статье о первом в мире кроссовере Matra Rancho , что термин «кроссовер» в первую очередь имеет маркетинговое значение, а не техническое, и его смысл заключается в создании имиджа автомобиля, который способен справиться с бездорожьем, не обладая впечатляющим полноприводным потенциалом. Поэтому, хотя в 50-х годах никто не задумывался о маркетинговом сегментировании, «Москвич»-410 логично было бы отнести к внедорожникам. Однако, как и всегда, понятие, которое не формализовано в законах или стандартах, остается предметом дискуссии.
По грязи с уютом
Садясь в этот автомобиль, рассотрудничать неудобно: щель между дверью и полом низкая, пол сам по себе высокий и держаться негде, отсутствуют подножки, а огромная «руль» занимает половину пространства над сиденьем. Но потянувшись вверх и схватив за край крыши потерянную кепку, втиснулся на неожиданно мягкую подушку и… осознал, что сидеть удобно! Салон жесткого внедорожника такой же комфортный, как у исходного автомобиля «Москвича»-402. Милые небольшие окна, мягкий диван на всю ширину салона, ход стрелок часов, янтарное освещение шкалы приемника и почти ласковый звук, нет, не котенка у печки, а двигателя где-то под ногами… Мотор на холостом ходу действительно едва слышен. Этот на старомодном малооборотном двигателе объемом 1.4 л в модели «четыреста десятого» развивал всего 35 л.с., а в модификации «410Н» двигатель стал верхнеклапанным и получил уже 45 «лошадок». Именно такая версия вездехода 1960 года выпуска была предоставлена нам для тест-драйва. Ну что ж, давайте посмотрим, как этот непривычный комфорт передвигается по местности.
Совсем не страшно
Когда я пробовал педали, заметил, что у меня повезло: если бы я был немного ниже ростом, то было бы трудно нажать на длинную педаль сцепления. Удивительно в том, что передний диван двигается вперед и назад только после того, как открутят два мощных винтовых болта, и спинку можно наклонить только горизонтально (в то время даже для «Запорожцев» предусматривалась возможность ночевки!). Несмотря на маленькие окна, обзорность действительно неплохая — в 1950-х годах уже было понятно, как проектировать салон. Добавьте сюда высокое расположение кузова над дорогой и снизьте заднюю часть — зеркала все же не лучшие. Рычаг коробки передач странно выдается из боковой поверхности центрального тоннеля, но ведь помнится, что у «Москвичей» был аккуратный рычаг на руле. Переключение передач происходит не так, как у «Москвичей», а легко и точно — не знаю, это высокое качество реставрации или именно так было полвека назад… В любом случае у «410-го» коробки была своя особенная боковая крышка с механизмом кулисы. Машина разгоняется с места без усилий, но не особенно быстро. Рулится, естественно, не резко, так же как и тормозит. Уникальность заключается в том, что в этой машине есть мягкий и уверенный стиль вождения. Кстати, также себя ведут и моноприводные прототипы — «Москвичи» моделей 402 и 407.
Оффроуд из прошлого
Подвеска у «четыреста десятого» полностью независимая — имеются два крупных неразрезных моста, которые подвешены на продольных рессорах. Весь этот набор выглядит чересчур внушительно для цельного кузова обычного легкового автомобиля. Впрочем, это неудивительно: детали шасси 4×4 переданы из конструкторской группы ГАЗа на Московский завод малолитражных автомобилей, где и разрабатывался этот суровый джип для сельской глубинки. Поэтому подвеска «Москвича-410» обладает хорошей прочностью и энергоемкостью: автомобиль легко справляется с глубокими колеями, независимо от их направления и скорости движения. Быстро и беспрепятственно мы проходим поваленные деревья, буквально взмахнув капотом в воздухе и не слыша ни стука, ни скрипа. И так мы продолжаем медленно двигаться вперед. Мы проходим по колее, снегу, песку, грязи… Интересно, что в мануале, найденном на задней полке салона, указан особый достоинством подвески — это конструкция ведущих мостов с продольной линией разъема в картере. Разработчики внедорожника говорят, что такие мосты не очищают грязь перед собой и не создают трудностей при преодолении сложного бездорожья. Другими словами, конструкторы официально признают, что у автомобиля будет достаточно тяги, чтоб проехать по густой грязи, почти по ступицам колес!
Штатные сюрпризы
Удивительно, но пришлось снова обратиться к руководству по эксплуатации, чтобы открыть багажник автомобиля. Ручка для открытия замка расположена в салоне, но находится в необычном месте — у заднего правого пассажира, как это бывает у современных «корейцев». Сам багажник поразил только одним вопросом: как в него удалось поместить такую большую запаску? Ведь багажник достаточно маленький, но в нем уместилось полноразмерное 15-дюймовое колесо с высоким профилем для внедорожной езды?
Что в итоге?
«Москвич» был впереди своего времени в каком-то смысле, предвосхищая эпоху «дружелюбных» внедорожников. Машина имела удивительные возможности для езды по грязи и достаточно комфортный салон с мягкими креслами и низким полом… Однако было выпущено всего чуть более 7 000 экземпляров таких автомобилей, включая модели 410 и 410Н. Почему? Во-первых, потому что на бездорожье эта компромиссная машина оказалась, все-таки, недостаточно прочной, по сравнению с настоящими внедорожниками, такими как ГАЗ-69. Во-вторых, носимый кузов не выдерживал тяжелых нагрузок, а узкая колея и большая высота делали машину неустойчивой на поворотах. Возможно, если бы водители тех времен были спрошены о том, где им было бы удобнее ездить, они бы предпочли «Москвич» ГАЗ-69, но в те времена комфортностью никто не задумывался. Другое государство, другая эпоха… Поэтому тогда компромиссов не было.
Краткие технические характеристики Москвич 410Н
Размеры (Д х Ш х В), мм | 4055 × 1540 × 1670 |
Масса без нагрузки, кг | 1 150 |
Зазор, мм | 430 |
Объем багажника, л | нет информации |
Емкость топливного бака, л | 35 |
Двигатель | бензиновый с карбюратором 1.3 л, 45 л.с |
Коробка передач | механическая 4-ступенчатая с понижающим рядом |
Привод | полный с возможностью подключения |
Разгон 0-100 км/ч, с. | нет информации |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Средний расход топлива, л/100 км | 9.5 |