Москвич 2141: легковой автомобиль

Ах, Алеко: вспоминаем факты и опровергаем мифы о Москвиче-2141

Вероятно, ни одна модель, выпущенная Московским автомобильным заводом имени Ленинского комсомола, не вызвала такого отклика у советской общественности, как первый переднеприводный Москвич, который получил название АЗЛК-2141 и имя Алеко. И, нужно сказать, на это были свои причины. Сегодня мы вспомним семь мифов об этом автомобиле и узнаем, какие из них имели реальное основание, а какие были просто вымыслом.

Первый сороковой Москвич сильно отличался от предыдущих моделей по всем параметрам — дизайну, внешнему виду, двигателю… Кроме того, его цена была в полтора раза выше не только обычных заднеприводных Москвичей, но и популярных автомобилей Волжского автозавода! Однако создание новой модели было непростым заданием для завода — особенно с проблемами, связанными с двигателем Москвича. В итоге, под капотом автомобиля появился подходящий двигатель, который был взят из тольяттинской «шестерки», с которой Москвичу АЗЛК-2141 предстояло конкурировать!

Поэтому непосредственно после начала производства переднеприводного Москвича появились различные мифы и легенды. В то время, пожалуй, единственным источником информации для большинства автолюбителей был журнал «За рулем», который, хотя и ограниченно, но все же освещал вопросы о запуске каждой модели и технические особенности новинок, включая «сорок первый» Москвич.

Новый Москвич успел «засветиться» на обложке «За Рулем» еще в 1986 году, но массовое производство этого автомобиля началось позже

Однако не все владельцы автомобилей (как их называли в то время — автолюбители!) могли или хотели прочитать свежий выпуск журнала, но все советские автолюбители любили обсуждать новые автомобили. И очень часто в середине-конце 80-х годов можно было услышать о «сорок первом», Орбите из Ижевска, Спутнике из Тольятти, Волге ГАЗ-3102, «семёрке» Жигулей, Таврии и других новинках советской автомобильной промышленности, которые не всегда соответствовали действительности. Такое народное мифотворчество объяснялось просто: в прессе было мало достоверной информации, а в то время негде было найти интересующие сведения.

Многие эксперты и автолюбители, не имеющие достаточной информации или не обладающие глубокими знаниями о деталях автомобиля, придумывали собственные версии истории. Проверить или опровергнуть эти домыслы и слухи было невозможно, поэтому еще до начала производства «сорок первого» в курилках и гаражных кооперативах появилась альтернативная история.

Миф первый:

конструкторы АЗЛК не справились с самостоятельной разработкой новой модели (миф)

Ранее мы уже подробно рассказывали о экспериментальных автомобилях Москвич, над которыми на автозаводе в Москве работали около десяти лет. Именно они должны были заменить обычную модель «четыреста двенадцатая». К сожалению, все пошло не так: новое руководство, известное как «зиловская команда», видело будущее Москвичей совсем по-другому и препятствовало творческому потенциалу сотрудников предприятия. В частности, конструкторам предлагалось не идти своим путем, а приобрести готовую иностранную разработку, например, Citroёn или Fiat, по аналогии с ВАЗом. Однако, советская администрация и возможные зарубежные партнеры так и не достигли конкретного соглашения и остались на уровне «прожекта».

Впоследствии на предприятии снова вернулись к своей основной теме — разработке заднеприводного преемника АЗЛК-2140, результатом которой стал макет двухобъемного автомобиля с индексом С-3. Таким образом, инженеры и дизайнеры АЗЛК приблизились к замене привычного Москвича новым автомобилем, но с классической компоновкой.

К сожалению, в Министерстве автомобильной промышленности СССР решили, что развитие автомобилей с задним приводом не стоит продолжать, и приказали заводу заняться разработкой своего собственного автомобиля — точнее, нелицензионной копией европейского хэтчбека Simca 1308, который был признан автомобилем года-1976.

Миф второй:

АЗЛК-2141 полностью «передран» с французской Simca (частично правда)

Несмотря на то, что чиновники Минавтопрома практически на официальном уровне приказали скопировать Симку, сотрудники Московского автозавода и не желали, и не могли этого сделать. Во-первых, подобное издевательское требование по понятным причинам не нашло понимания и поддержки у заводчан, так как для талантливых конструкторов это было явным оскорблением.

Во-вторых, сотрудники АЗЛК не имели опыта в создании автомобилей с передним приводом, поэтому не было никаких разработок в этой области. Без технической документации было практически невозможно просто «скопировать» незнакомую машину для ее производства на АЗЛК. В наше время многие китайские производители просто копируют технические решения и конструкцию чужих автомобилей, но на АЗЛК и других советских автозаводах в середине 70-х годов не было опыта в создании переднеприводных машин! За исключением, конечно, украинского ЛуАЗ, который в обычных условиях ездил без задней оси.

Именно поэтому будущий «41-й» схож с французским автомобилем только верхней частью кузова, в то время как платформа у них существенно отличается. Если Simca имела поперечное расположение силового агрегата (как у нашей «восьмерки»), то новому Москвичу предстояло остаться с продольным мотором, который должен был сочетаться с принципиально новой для завода переднеприводной трансмиссией. Ведь уже в то время конструкторы поняли, что они вынуждены будут использовать на новой модели старую агрегатную базу – по крайней мере, на момент работы над незнакомой для себя компоновочной схемой.

Для этого одной из приобретенных Симок просто отрезали переднюю часть и прикрепили новую – с продольно расположенным двигателем от М-412.

Таким образом, у будущего Москвича с его «министерским» прототипом получилось не так уж и много общего – точнее, «сорок первый» напоминает Simca 1308 только внешне.

«Максимка», как именно назвали гибрид на самом заводе, был готов уже через четыре месяца после начала работ по переднеприводнику, однако впоследствии внешность автомобиля несколько раз менялась – от серии к серии прототипы дорабатывались в том числе и для того, чтобы снизить стоимость новой модели. Именно поэтому многие элементы декора опытных образцов просто убрали.

Внешний вид автомобиля не похож на обычный французский хэтчбек, а больше напоминает Audi 100 C2.

simca_1307_2 azlk_2141_-moskvich-_7
У Москвича мотор установлен продольно, в отличие от Simca 1308 (на фото – слева), у которой силовой агрегат расположен поперечно. Из-за этого компоновка передней части у Симки и «сорок первого» различается.

Выбор данной компоновочной схемы объясняется не только близостью класса «сорок первого» и немецкого автомобиля, но и необходимостью размещения под капотом достаточно крупных двигателей УЗАМ и ВАЗ-2106, которыми планировалось оснастить новую модель в начальный период. Именно поэтому новый Москвич имеет продольное расположение силового агрегата, причем первичный и вторичный валы в коробке передач находятся горизонтально и практически на одной высоте. Такое решение в сочетании с модифицированной системой впуска позволило разработчикам максимально снизить высоту силовых агрегатов, что позволило уместить их в длинный, но достаточно плоский «нос» Москвича.

Кроме этого, советский хэтчбек был оснащен совершенно иную заднюю подвеску – вместо независимой торсионной «сорок первому» досталась обычная для переднеприводных автомобилей того времени зависимая балка.

Таким образом, несмотря на явное сходство внешнего вида между АЗЛК-2141 и Simca 1308, их конструкция отличается, за исключением верхней части кузова. Особенно заметны различия в передней части автомобилей, где силовая структура Москвича существенно отличается от французского исходника.

Салон нового Москвича получился самобытным. Увы, не обошлось без эргономических огрехов.

Миф третий: АЗЛК-2141 был самым дорогим автомобилем в СССР (миф) Так случилось, что с начала 70-х годов главным конкурентом Москвичам стала продукция Волжского автозавода. В то же время Жигули считались более престижными и комфортабельными, чем автомобили, выпущенные АЗЛК, хотя у Москвичей была своя целевая аудитория.

Если раньше Москвичи стоили примерно столько же, сколько базовые модели ВАЗ (в первую очередь, 2101), то «сорок первый» был представлен как автомобиль премиум-класса – и, соответственно, ему присвоили гораздо более высокую цену.

В стране с планово-административной экономикой понятие цены было условным. Например, разные модели Жигулей имели разную стоимость, отличающуюся почти на 2 000 рублей. Это трудно объяснить более богатым оснащением или декоративной отделкой. Москвичу сразу присвоили статус самых престижных моделей Жигулей, поэтому его розничная цена превышала 9 000 рублей. В то же время, «сорок первый» не был самым дорогим автомобилем. В зависимости от модификации, его цена при выходе на советский рынок составляла около 9 600 рублей для версии с двигателем ВАЗ-2106-70, в то время как ГАЗ-24-10 стоил около 16 000 рублей.

Однако уже в 1990 году после незначительного обновления Москвич в зависимости от типа двигателя получил индексы 2141-01 и 21412-01, а его стоимость в рознице выросла до 13 500 рублей – то есть, практически на 40% больше, чем изначально!

В 1991 году произошло повышение цен на товары народного потребления, включая автомобили. Перед распадом СССР цены на автомобили уже не слишком сдерживались административными методами. В результате цена на АЗЛК-21412-01 с двигателем УЗАМ-330.1 в конце весны 1991 года составляла около 20 000 рублей, что на две с половиной тысячи больше, чем стоила популярная на тот момент вазовская «девятка». Однако, купить автомобиль по такой цене в 1991 году могли только те счастливчики, которым удалось получить право на его приобретение по государственной цене. Фактически новые автомобили оценивались в полтора-два раза дороже своей номинальной стоимости.

Миф номер четыре:Москвич был более престижным, чем «девятка» (правда)В советские времена ходила обидная поговорка: «бывает автомобиль, а бывает Москвич». Так поклонники продукции Волжского автозавода выражали свое презрительное отношение к заднеприводным Москвичам.Когда о «сорок первом» заговорили всерьез, а первые коммерческие автомобили оказались в руках новых владельцев, впервые с 1970 года у Москвича появились все шансы стать более престижным не только «заслуженно любимых» Жигулей, но и более современных переднеприводных Спутников!

В 1987-1989 годах новый Москвич был значительно престижнее, чем «восьмерки», а пятидверная Самара считалась автомобилем нижнего класса по сравнению с АЗЛК-2141. Новая модель Московского автозавода не только выглядела хорошо, но и превосходила по размерам и простору салона как заднеприводную «классику», так и Самару! Кроме того, задние пассажиры в «восьмерках-девятках» чувствовали себя довольно тесно, в то время как «сорок первый» радовал обитателей своего салона практически «волговским» пространством!

Неудивительно, что в «ряды москвичеводов» довольно быстро перебрались даже поклонники тольяттинской техники. Многие из них логично рассуждали: «сорок первый» больше, тяжелее, современнее и мощнее «зубил», поэтому разница в стоимости Москвича и Спутника в 500-800 рублей вполне оправдана. К тому же первые Москвичи практически всегда комплектовались самым мощным двигателем, который выпускался в СССР для автомобилей малого класса.

Говоря о двигателе автомобиля ВАЗ-2106, стоит отметить, что его объем составлял 1 600 кубических сантиметров, а мощность достигала 80 лошадиных сил — весьма приличные показатели для 80-х годов. В то же время, большинство первых моделей ВАЗ-2109 оснащались 1,3-литровым двигателем ВАЗ-2108, который развивал мощность в 64 лошадиные силы. Именно поэтому ВАЗ-2106 привлек внимание даже тех, кто прежде предпочитал автомобили Волжского автозавода. К сожалению, Москвичу не удалось сохранить свою престижность надолго — только до начала серийного производства ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: