Мотоколяска «Инвалидка» от Серпуховского Мотозавода

Распространенные заблуждения и правда о СМЗ-С3Д

В конце прошлого века характерное грохотание этой необычной машины можно было услышать в самых отдаленных уголках огромной страны. «Инвалидка» — именно такое прозвище буквально приклеилось к мотоколяске, произведенной на Серпуховском Мотозаводе. Крошечная машинка очень нравилась мальчишкам примерно десятилетнего возраста, ведь она по размерам казалась им практически идеальным детским автомобилем. Однако СМЗ-С3Д, несмотря на свои скромные размеры и простой внешний вид, выполнял гораздо более важную функцию, служа транспортным средством для передвижения людей с ограниченными возможностями.

Возможно, по этой причине обычные автолюбители были недостаточно информированы о технических деталях этого «автомобиля», а также о других нюансах, которые остались «за кадром» для многих жителей СССР. Именно поэтому здоровые граждане часто ошибались в отношении конструкции, реальных недостатков и особенностей эксплуатации «инвалидной» машины. Сегодня мы вспомним факты и опровергнем мифы, связанные с СМЗ-С3Д.

Немного истории

В период с 1952 по 1958 годы в Серпухове был выпущен трехколесный автомобиль-мотоколяска С-1Л, который в конечном итоге был переименован в С3Л. После этого модель С3А пришла на смену трехколесному микроавтомобилю. Она стала известной как «моргуновка» и отличалась от предыдущей модели наличием четырех колес.

seaz_smz_s-3a_2 smz_s-3a
На фото: СЗД-С3А – знаменитая «моргуновка»

В конце 60-х годов отдел главного конструктора СМЗ приступил к разработке нового поколения мотоколяски, которая была выпущена на конвейер в 1970 году под названием СМЗ-С3Д.

Эта модель была серьезно модернизированной версией «моргуновки».

В СССР многие модели автомобилей появлялись постепенно — например, «шестерка» ВАЗ выросла из ВАЗ-2103, а «сороковой» Москвич был создан на основе АЗЛК М-412.

Однако третье поколение мотоколяски из Серпухова имело существенные отличия от предыдущих «микробов». Во-первых, создание модели СМЗ-С3Д было стимулировано новым мотоциклетным двигателем ИЖ-П2 от Ижевского машиностроительного завода, вокруг которого началось разработка новой модели. Во-вторых, автомобиль наконец-то получил закрытый кузов, который был выполнен из цельного металла, хотя на ранних стадиях рассматривался стеклопластик в качестве материала для его изготовления. И, наконец, в задней подвеске, а также в передней, были использованы торсионы с продольными рычагами вместо пружин.

smzs-zd-razmer
СМЗ-С3Д имел меньшие габариты, чем любой советский автомобиль. Однако длина кузова была на 30 см больше, чем у Smart City Coupe!

Именно поэтому СМЗ-С3Д следует считать уникальной конструкцией, которую отличает только концепция — двухместная четырехколесная мотоколяска.

СМЗ-С3Д представлял собой простую конструкцию для своего времени. Большинство автолюбителей советской эпохи считали «инвалидку» убогим и устаревшим техническим изделием. Однако некоторые конструктивные решения СМЗ-С3Д были весьма передовыми для своего времени. Например, плоскопараллельный дизайн был очень актуален.

Все характеристики «инвалидки» — поперечное расположение двигателя, независимая подвеска всех колес, реечное рулевое управление и тросовый привод сцепления — делают ее уникальной!

Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел
Независимая передняя подвеска была объединена с реечным рулевым механизмом в единый узел

Кроме того, мотоколяска оснащена гидравлическим приводом тормозов на всех колесах, 12-вольтовым электрооборудованием и «автомобильной» оптикой.

Однако мотоциклетный двигатель оказался недостаточно мощным для С3Д.

Водители в СССР испытывали неприязнь к «инвалидкам» на дороге, так как мотоколяска с медленным инвалидом за рулем замедляла даже редкий по современным стандартам поток автомобилей.

СМЗ-С3Д имел недостаточно выдающиеся динамические характеристики из-за слабого двигателя ИЖ-П2 мощностью всего 12 л.с., который был установлен на 500-килограммовый микроавтомобиль. В результате, уже через полтора года после начала производства новой модели, в 1971 году, на мотоколяски стали устанавливать более мощный двигатель ИЖ-П3. Однако, даже с 14 «лошадьми» проблема не была решена — даже исправный автомобиль был громким, но медленным. С водителем, пассажиром и 10 килограммами груза на борту, он мог разогнаться только до 55 км/ч, и делал это очень медленно. Конечно, в советские времена некоторые владельцы серпуховской машины могли хвастаться, что достигали 70 километров в час, но…

Инвалидку предоставляли бесплатно и навсегда любому инвалиду. В конце восьмидесятых годов СМЗ-С3Д стоил 1 100 рублей. Мотоколяски распространялись через органы соцобеспечения среди инвалидов различных категорий, и была возможность частичной или полной оплаты. Бесплатно её выдавали инвалидам первой группы, включая ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров и тех, кто получил инвалидность на производстве или во время службы в Вооруженных Силах. Инвалиды третьей группы могли приобрести её примерно за 20% от стоимости (220 рублей), но для этого им приходилось ждать в очереди около 5-7 лет.

12 7
На ранних вариантах (слева) применялись круглые фонари, характерные для УАЗ, тогда как на поздних моделях использовались более крупные фары, взятые из грузовиков и сельскохозяйственной техники

Мотоколяска выдавалась на пять лет с одним бесплатным капитальным ремонтом через два с половиной года после начала использования. После этого инвалид должен был вернуть мотоколяску в органы Собеса, и только после этого он мог получить новую. Некоторые инвалиды, однако, умудрялись получить 2-3 машины! Иногда полученную бесплатно машину не использовали вообще или ездили на ней всего пару раз в год, не испытывая особой необходимости, потому что во времена дефицита таких «подарков» от государства люди с ограниченными возможностями в СССР никогда не отказывались.

Если до получения травмы или заболевания ног водитель был активным участником дорожного движения, но после этого его состояние здоровья не позволяло продолжать водить обычный автомобиль, то все категории его водительского удостоверения аннулировались и вместо них была добавлена отметка «мотоколяска». Люди с ограниченными возможностями, которые ранее не имели водительского удостоверения, проходили специальные курсы для обучения управлению мотоколяской и получали удостоверение отдельной категории (не А, как для мотоциклов, и не Б, как для легковых автомобилей), которая разрешала управление только «инвалидкой». Однако на практике сотрудники ГАИ практически не останавливали такой вид транспорта для проверки документов.

9 8
Управление осуществлялось целой системой рычагов. Переключение передач – последовательное

Серпуховская мотоколяска объединяла в себе уникальные характеристики – будучи социальным явлением, она, тем не менее, служила полноценным личным транспортом. Конечно, с учетом того, что ее предоставлял Собес.

Зимой на мотоколяске невозможно было ездить. СМЗ-С3Д была оснащена мотоциклетным двигателем, который не имел системы охлаждения, поэтому в мотоколяске не было привычной «печки», как в обычных автомобилях. Однако, как и в Запорожцах с двигателями с воздушным охлаждением, конструкторы предусмотрели автономный бензиновый отопитель для езды в холодное время года. Он был не очень надежным, но позволял создать в салоне «инвалидки» приемлемую температуру воздуха — по крайней мере, выше нуля.

Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска
Салон СМЗ-С3Д 1982 года выпуска

Кроме того, отсутствие стандартной системы охлаждения было не недостатком, а плюсом автомобиля, потому что владельцы мотоколясок избавлялись от мучительной ежедневной процедуры по заливке и сливу воды. Ведь в 70-х годах только немногие счастливчики, владеющие Жигулями, могли ездить на привычном для нас антифризе, а все остальные советские машины использовали обычную воду в качестве охлаждающей жидкости, которая, как известно, замерзала зимой.

Кроме того, «планетовский» двигатель легко запускался даже в холодную погоду, поэтому потенциально автомобиль подходил для использования в зимнее время даже лучше, чем Москвичи и Волги. Однако на практике в холодные дни внутри диафрагменного бензонасоса образовывался конденсат, который моментально замерзал, после чего двигатель переставал работать и отказывался запускаться. Именно поэтому большинство инвалидов (особенно пожилого возраста) в зимний период предпочитало не пользоваться собственным транспортом.

С3Д был самым распространенным продуктом Серпуховского мотозавода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: