Особенности автоматической коробки передач и вариатора

Вариатор или автомат: какой выбрать?

Многие водители не в курсе, в чем заключается разница между вариатором и автоматической коробкой передач. Но ведь эта разница очень важна. Рассмотрим, как они работают, и в чем отличие вариатора от автомата.

Вариатор или автомат

Выбор между вариатором и автоматической коробкой передач

Автоматическая коробка передач

Давайте начнем с классического автомата. В сущности, такая коробка почти не отличается от роботизированной или механической («ручной»). У них одинаковый принцип работы.

В каждой коробке передач есть шестерни, которые соединяются попарно, и каждая такая пара представляет собой одну передачу. Одна из шестерень в паре получает вращающий момент от двигателя и передает его другой шестерне и так далее. Передаточное число каждой передачи определяется соотношением количества зубьев у шестерен. При изменении передаточного числа меняется и передаваемый крутящий момент на колеса, то есть «тяга» машины.

Для того чтобы избежать рывков и износа деталей коробки передач при переключении, необходимо прерывать связь двигателя и коробки. Для этого в механике и роботе используется особый узел — сцепление. Единственное отличие заключается в том, что в механике переключает передачи водитель, а в роботе за это отвечает электроника.

В автомобиле с автоматической коробкой происходит совершенно другой принцип действия. Отсутствует сцепление, но присутствует гидротрансформатор. Гидротрансформатор состоит из трех основных компонентов: насоса, специальной жидкости и турбины. Насос запускается двигателем и создает давление в жидкости, которая затем передает это давление на турбину. Турбина начинает вращаться под воздействием этого давления. Принцип работы гидротрансформатора можно проиллюстрировать, представив себе два обычных бытовых вентилятора, расположенных напротив друг друга. При включении одного вентилятора воздух направляется на второй вентилятор и его лопасти начинают вертеться. В данном случае происходит то же самое, только вместо воздуха силу передает жидкость.

На самом деле это представляется некоторым упрощением. В реальной жизни существует еще одна составляющая между насосом и турбиной гидротрансформатора, называемая статор. Статор дает возможность в определенных пределах изменять режим работы и передаваемый гидротрансформатором крутящий момент. Получается, что на одной и той же передаче тяга автомобиля может варьироваться.

Связь между двигателем и коробкой передач здесь не является «жесткой» через контактные детали сцепления, а «мягкой» — через жидкость, все работает очень плавно. Именно такая система позволяет автомобилю с автоматической трансмиссией оставаться на месте с включенной передачей и нажатой педалью тормоза.

Традиционный автомат является очень надежным и неприхотливым. Единственное, что нужно делать периодически — менять жидкость, но и то не так часто. Это особенно важно при покупке подержанного автомобиля.

Плюсы и минусы автоматической коробки передач

Таким образом, преимущества автоматической коробки передач выглядят следующим образом.

  • Частота переключений передач и резкий скачок при этом меньше, чем у робота.
  • Возможность манипулировать крутящим моментом на одной передаче, что может быть полезно, например, для бездорожья или разгона.
  • Автомат надежен и не требует сложного обслуживания.

Каких-либо явных недостатков у автоматических коробок передач нет, однако можно выделить некоторые небольшие недочеты.

  • Рывки при переключении все-таки существуют (в отличие от вариатора).
  • По сравнению с современными роботизированными коробками передач переключения могут быть несколько дольше (применительно только к спортивному стилю вождения).
  • Вариатор или бесступенчатая коробка передач

    Давайте рассмотрим, что представляет собой вариатор. Если быть точным, назвать вариатор коробкой передач – не совсем верно, поскольку у него отсутствуют передачи и шестеренки. Его конструкция совершенно отличается.

Исходный текст:

    Вариатор или бесступенчатая коробка передач

    Теперь посмотрим, что такое коробка вариатор. Строго говоря, называть вариатор коробкой – неверно, так как никаких передач и никаких шестерёнок у него нет. Он устроен совсем по-другому.

Передача усилия от двигателя в вариаторе осуществляется через ремень или цепь, в отличие от шестерен. Чтобы понять, как работает вариатор, представьте себе два цилиндра (шкива), которые связаны между собой овальным ремнем. Можно сделать простое сравнение с двумя карандашами и растянутой между ними резинкой для канцелярских нужд. Если вращать первый карандаш, то второй будет вращаться с такой же скоростью. А если вместо цилиндров использовать конусы, то двигая по ним ремень, можно изменять скорость вращения второго конуса. Для примера, если ремень будет находиться на самой узкой части первого конуса и на самой широкой у второго, то возникает понижающая передача.

Таким образом, вариатор не имеет фиксированных передач и позволяет плавное перемещение ремня или цепи по шкивам. Это позволяет также плавно изменять передаточное соотношение. Поэтому вариатор позволяет свободно распоряжаться крутящим моментом, который передается на колеса. Например, при быстром разгоне, двигатель может работать на оптимальных оборотах, а тяга автомобиля все равно будет изменяться. Кроме того, в вариаторе не возникают толчки при разгоне, так как нет необходимости переключать передачи, которых в этом случае нет.

Современные вариаторы позволяют водителю вручную выбирать виртуальные передачи, то есть определенные передаточные числа. Это особенно полезно при торможении двигателем на спуске с горы.

Возможно, появление вариатора может показаться наиболее современным развитием типов трансмиссий, превосходящим традиционную автоматическую трансмиссию. Однако у вариатора есть и свои недостатки.

Вариаторы не могут работать в сложных условиях и с мощными двигателями. Поэтому они никогда не устанавливаются на внедорожники, спорткары, а также на премиальные автомобили с большой мощностью и весом. Не так давно многие автолюбители относились к вариаторам с недоверием, полагая, что они ненадежны и капризны. Обслуживание вариатора стоит довольно дорого, а ремонт их трудоемок.

Плюсы и минусы вариатора

Сделаем обобщение. Среди положительных сторон вариатора:

  • возможность гибкого регулирования крутящего момента;
  • отсутствие резких толчков и рывков во время разгона.

Недостатки этого вида передачи могут быть следующими:
не подходят для экстремальных условий;

  • дорогой сервис;
  • трудный ремонт.

Что лучше — вариатор или автомат? На этот вопрос нет однозначного ответа. Если бы одна трансмиссия была значительно лучше другой, то все автопроизводители использовали бы только её. Поэтому каждый автолюбитель должен самостоятельно выбрать, исходя из своих предпочтений.

  • Вариатор — это механическая система переменной передачи мощности между двигателем и колёсами.
  • Автоматическая трансмиссия — это система, которая автоматически переключает передачи в зависимости от обстановки на дороге.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: