Перегон ЛАЗ 699 автобуса из Ижевска в Санкт-Петербург

Лев с мягким характером и жестким телом

Событие, произошедшее в июне 2016 года, — это переезд автобуса ЛАЗ-699Р из Ижевска в Санкт-Петербург. Денис Шаляпин, один из явных участников этого путешествия, рассказывает историю. В данной статье приводится его текст и фотографии, опубликованные с его разрешения. Развернутую версию этой истории можно найти на сайте автора.

По предложению Фёдора Черноусова и согласованию с руководством ГУП «Пассажиравтотранс» в Санкт-Петербурге был приобретен автобус ЛАЗ-699Р, что помогло пополнить коллекцию автобусного музея. Этот автобус был куплен на предприятии в Ижевске и приобретен в хорошем состоянии.

Несмотря на странность ситуации, до сих пор в российской провинции можно найти автобусы 690-й серии, произведенные в Львове, разных моделей. В течение многих лет «львы» перевозили туристов и отдыхающих по городам и поселкам Советского Союза, а затем и России. В отличие от икарусов, «львы» были более простыми и следовательно надежными. Значительная унификация с известным грузовиком ЗИЛ-130 давала очевидное преимущество в ремонте и обслуживании. Возможно, поэтому и «львы» дожили до наших дней, частично из-за отсутствия альтернативы. Однако в нашем городе такой автобус уже может считаться экзотикой.

Водители называли автобусы моделей 697 и 699 мягкими. Для большинства пассажиров они были известны как экскурсионные, туристические или междугородние. Именно такие автобусы долгие годы перевозили туристов по Ленинграду.

Для транспортировки приобретённой автобусной машины в город на Севере страны была организована команда с Фёдором во главе, в которую вошел и я. Здесь я представляю краткий отчет о нашем путешествии.

Прибыв в аэропорт Пулково за полтора часа до запланированного времени, делегация, в которой были Фёдор Черноусов, Валерий Самгин и ваш покорный слуга, медленно расселись на свободных сиденьях и приступили к обсуждению предстоящих действий. Здесь надо сразу сказать, что вся эта операция — чистейшая авантюра. Профессионалы оценят: автобус, стоявший около четырех лет возле забора и до этого работавший Бог знает где и как, предстояло проехать до Санкт-Петербурга (это примерно 2 тысячи километров) самостоятельно. При этом единственным инструментом у нас была рулетка из белой изоленты, которую я взял с собой. Все, что было известно об автобусе — это то, что он был покрашен довольно неплохо.

Перелеты из Санкт-Петербурга в Ижевск осуществляются компанией «Ижавиа». Компания использует только отечественные самолеты. Нам предстоял полет на самолете Як-42Д. Наш борт RA-42343 был изготовлен в 1987 году и уже летает 29 лет. Опытный самолет…

Очевидно, уже привыкшие к коридорам, ведущим прямо на самолет, мы были немного озадачены способом посадки в самолет через «задний вход». Нас забрал аэропортовский автобус и поднялся на борт по трапу, спущенному из самолета, заняли свои места.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Як, конечно, не Боинг, но такой же хороший. Он даже немного экзотичный. В других самолетах я не видел, чтобы сиденья перед вами складывались вперед, освобождая пространство, пока пассажиры не займут свои места. У нас также есть пепельницы в поручнях. Кстати, в салоне всегда горела табличка с надписью «не курить, пристегнуть ремни». Скоро мы взлетели и полетели. За окнами промелькнули виды нашего города, но потом мы взлетели выше облаков, и мне уже неинтересно было смотреть в окно. Через два с половиной часа мы благополучно приземлились в аэропорту Ижевска. Когда мы обсуждали полет, мы согласились с тем, что уровень подготовки экипажа нашего самолета выше среднего для пилотов больших авиакомпаний.

Мы прибыли в Ижевск, где нас уже ждала предварительно заказанная машина. Мы не стали терять время и моментально покинули аэропорт, направляясь прямиком к железобетонному заводу. ООО «Завод ЖБИ» — это именно тот завод, который решил избавиться от автобуса из Львова, который они ранее приобрели. Сам завод находится не слишком далеко от города. Нас встретили и сразу провели к автобусу, специально припаркованному на видном месте. Мы быстро осмотрели машину, а Фёдор с руководителем завода отправились оформлять необходимые документы. В это время мы решили более подробно рассмотреть автобус.

Конечно, в первую очередь я интересовался мотором. Попросили завести. После нескольких попыток мне удалось. О, ужас! Плотный белый дым, вырывающийся из глушителя, мгновенно окутал всю окружающую территорию. Когда двигатель немного прогрелся и дым стал менее густым, стали видны еще более неприятные проблемы. Выпускной коллектор был запачкан маслом. Сливы масла были заметны везде. Оно проливалось из-под клапанной крышки, между головкой блока и прокладкой, а также прямо через прокладку между блоком и выхлопной трубой. «Кольца просядели» — прокомментировали тузы из окрестностей — «долго простоял, вот и просядели».

Очевидно, что у нас не хватит масла, которое мы получили на заводе, и нам нужно купить еще 20 литров. В лучшем случае этого должно хватить. Рабочий день на предприятии подходил к концу. Время в Ижевске отстает на час от московского времени. Утром следующего дня планировалась установка автобуса в яму и его подробное исследование. Вечером первого дня в Ижевске мы решили осмотреть местные достопримечательности.

Нас с завода сопроводили представители администрации завода и помогли добраться в город. Мы остановились в небольшой, недавно открытой гостинице «Силуэт» на улице Дзержинского. Рядом с нашим местом проживания находилось трамвайное кольцо. Мы решили отправиться в город на трамвае.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Ижевск – замечательный город! Мне он очень понравился. Единственное, что у меня вызвало некоторые замечания – это состояние местных дорог. Пешком по ним ходить достаточно просто, но вот ездить на автомобиле – непростая задача. Мой друг Федя, который бывал здесь раньше, говорил, что этот участок дороги уже отремонтирован, а раньше было гораздо хуже.

Когда мы подошли к кольцу, мы сели в старую двухдверную Татру 1971 года с номером 1111. Да, это был довольно старый трамвайчик, чуть моложе меня. В наших местах таких долгожителей на линии больше не встретишь. Год выпуска был указан прямо за кабиной водителя. Этот раритет быстро провёз нас по узким улочкам и проспектам Ижевска. Для меня, привыкшего к широким магистралям, где трамвай виден на фоне загруженных автотрасс, такой деревенский вид за окном был совсем необычным.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Плотно стоящие друг за другом небольшие частные домики со своими дворами и заборами пролетали мимо. Интересно, что трамвай двигался не по обычной улице, а по заднему двору. Здесь дороги почти не было. Что же хранится во дворах? Всякие не очень нужные хозяйственные вещи, которые жалко выбрасывать. Все это можно было наблюдать из окна трамвая. Рыже-белый пушистый кот без хвоста стоял на небольшом холме и смотрел на проезжающий трамвай, иногда поворачивая голову в противоположную сторону движения. Его черный пушистый товарищ лежал возле забора и не обращал никакого внимания на окружающую действительность.

Однако вскоре уютные деревенские виды закончились. Трамвай покинул район частного сектора и вышел на более подходящие для столицы республики трассы. Вот на остановке с интересным названием «центр» мы и покинули этот восхитительный транспорт. Трамвайчик продолжил свой путь, а мы, пройдя вокруг собора Александра Невского и по подземному переходу, который также имеет свое название «Невский», спустились к реке Иж и водохранилищу, которое местные называют «Ижевский пруд».

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

На нашем пути к нам присоединился Азат Романов — местный житель и друг Фёдора. Вся дальнейшая прогулка была проведена под его руководством, и мы несказанно благодарны ему за это. Вместе с Азатом мы пробежались вдоль основного здания оружейного завода, который сейчас находится в плачевном состоянии, прогулялись по набережным и рассмотрели современные металлические скульптуры. Поднявшись по огромной лестнице, мы достигли Центральной площади. Уже в полной темноте мы осмотрели интересную мозаику на автомобильную тему, после чего добрались до гостиницы и сразу же погрузились в объятья Морфеуса.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

На следующее утро мы уже занялись автобусом. Специально для подготовки к движению нам поставили ЛАЗ на яму. Осматривая автобус снизу, мы не обнаружили ничего такого, что вызывало бы ужас. За исключением небольших течей масла у редуктора моста, уровень смазки которого был сразу же проверен. Но двигатель пугал. Он был весь в масле. После некоторого времени прогрева двигателя в яме, воздух в боксе стал настолько загрязненным, что все механики постепенно покинули помещение. Машина запускалась плохо. Слышались хлопки в глушителе. Повороты распределителя зажигания в разные стороны, а также настройка винтов карбюратора дали некоторый результат. Наконец удалось установить приемлемые холостые обороты.

На пришлогочеловека насмотрелись, который делал работу в этом автобусе. Нам былажадно, но обрадоваться только успели, как радость закончилась. Товарищ сделочно вожделел эту машину — ЛАЗ, но это было около года назад, и состояние ее на тот момент он не мог осмысленно сказать. Собственно, то, что автобус так продолжительное время бездействовал, конечно, не радовало. Бывший водитель познакомил нас с методом переключения передач. Как в последующем выплыло, он это делал не до конца верно…

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

На протяжении всей истории Львовской кулисы ее размах был последним разговором. Разброс передач на нашем «льве» достигал невиданных масштабов. Иногда казалось, что чтобы попытаться включить скорость, нужно было вынести рычаг за пределы автобуса и вставить его в дверь. Как только они были вставлены, передачи упорно не хотели выходить, видимо, полагая, что все затруднения, сделанные для их включения, должны быть вознаграждены. Особенно упорно сопротивлялась выключению задняя передача.

Прилетело время сменить колёса. Они оказались совершенно разными, что немного расстроило. Задние колеса были классическими дисками с гайками, в то время как передние колеса были цельными, без дисков и с простыми гайками. Было бы лучше, если бы передние колеса были сегментовыми… Местные жители долго искали запасное колесо, но они нуждались именно в запасном колесе для передних колес, иначе им просто не было возможности продолжать своё путешествие. В конце концов, они нашли то, что нужно. Они накачали его и установили на своё место. Фёдор съездил в город и купил огнетушители, масло, гаечные ключи, хомуты и другие необходимые вещи для всяческих ситуаций на дороге. Они установили новый фильтр и подключили бак (раньше двигатель работал на топливе из канистры).

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

«Вы прилетели на чём?» – спросил главный автомеханик, проявляя интерес. Его удивление было безграничным, когда мы ответили, что прибыли на самолёте. Несмотря на это, он с сожалением посмотрел на нас и настоятельно посоветовал приобрести шланг для накачки шин. Затем, он пошарил где-то в своих запасах и принёс нам весьма достойный, хотя поржавевший, буксировочный трос. В дальнейшем мы ещё несколько раз замечали, как местные работники с сочувствием смотрят на нас. Вероятно, атмосфера сострадания передалась и руководству предприятия – они бесплатно накормили нас в местной столовой и предоставили нам разнообразные выпечки на дорогу.

«Когда мы покинем этот завод, все они погрузятся в забытье. В дыму они исчезнут, – задумчиво философствовал Валера. Не было просто не согласиться с ним. Автобусы, когда-то устраивавшиеся на предприятии с верностью и преданностью, стали абсолютно ненужными и уже давно выставлены на продажу. Кроме нашего ЛАЗа, на заводе стояла шведская «гармонь» и еще один «лев», но в городском исполнении (695Н).

К вечеру были закрыты все финансовые сделки, завод получил оплату за продажу автобуса, и мы могли отправиться. Наполнив все пустые емкости водой и подняв дым в ремонтной мастерской при нагреве двигателя и накачке воздуха, мы выехали со завода. Механик на своей машине решил нас проводить до заправки.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

После прощания с нами и пожелания удачной дороги механик на заправке отпустил нас в свободное плавание. Проехав еще полтора десятка километров, автомобиль снова закипел. На остановке мы нашли палку, которой подперли крышку моторного отсека, и дальше продолжили путь с открытым капотом. Предвосхищая события, скажу, что постепенно мы демонтировали все, что могло помешать охлаждению. Сначала мы сняли заслонку с правой стороны радиатора, затем полностью сняли крышку-отсек радиатора. Но даже после принятых мер автомобиль продолжал упорно перегреваться через каждые 15-20 километров. Каждый раз мы были вынуждены останавливаться, доливать потерянную воду и ждать охлаждения двигателя.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Проехав близкие 200 километров, Валера внезапно пришел к гениальному выводу — а не проверить ли, как работают цилиндры? В следующий раз, когда двигатель снова перегрелся, мы остановились и заглянули в моторный отсек. Как оказалось, два цилиндра были перепутаны местами. Все это время мы ехали на шести цилиндрах… Позор! Исправив эту ошибку, мы продолжили движение. Машина пошла лучше, но продолжала нагреваться. Хотя хлопки в выхлопной системе прекратились. Их причиной является загрязнение сальников.

После проезда через яму, в районе левого переднего колеса прозвучало ритмичное скрежетание. Внешний осмотр не показал никаких видимых дефектов. Мы решили, что это только временное явление и сорежется само собой. И так оно и произошло. Тормоза работали неплохо. Но иногда заедали при полной остановке. При трогании явно чувствовался стук, вызванный расклинивающимися колодками.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Первая остановка для проверки уровня масла в двигателе была сделана неподалеку от города Можга. В то же место мы также решили проверить уровень бензина. К сожалению, датчик не работал, поэтому нам не удалось провести проверку с помощью классического способа — с помощью палки в баке. Это было невозможно, поскольку оба бака находились под полом и к ним ведёт сложная система трубопроводов. Поэтому мы решили демонтировать люк бака в салоне и снять датчик уровня топлива. Для оценки остатка бензина мы использовали мерную палку, вставив ее в бак. После этого мы долили масло в двигатель. Также мы провели замену воды.

Сотрясаясь и скрипя, с последовательным переливанием воды из канистры в двигатель, мы проехали через Удмуртию и попали в Татарию. Видя за окном Елабужский и Мамадышский районы, мы поняли, что впереди находится Казань. Однако мы решили не заезжать в город. Хотя мы проехали мимо дорожного знака, указывавшего на въезд в столицу Татарстана. Во время движения по обходной дороге нам пришлось найти магазин с трубами. Один из шлангов уже давно протекал, и я временно починил его изолентой. Конечно, уехать далеко было невозможно. К счастью, нам удалось найти необходимые запчасти. Но и здесь произошло небольшое приключение. Оказалось, что шланг, который мы нашли, оказался длиннее, чем нужно. Пришлось его обрезать. В автобусе не было подходящего инструмента. Тогда Валера, проявив незаурядную сообразительность, нашел на дороге осколок бутылки и, используя его в качестве ножа, привел запчасть в порядок.

После установки высоковольтных проводов, мы периодически проверяли зажигание и винты регулировки карбюратора. Чтобы получить консультацию по регулировкам и перегреву, мы связались с Мишей Моисеевым, нашим коллегой, который отлично разбирается в зиловских моторах. Он посоветовал нам проверить наличие термостата, и если таковой имеется — выкинуть его и заткнуть малый круг. На заводе нам говорили, что термостат отсутствует, но мы сами не проверили это. Мы проверили и убедились, что термостат действительно отсутствует. Мы заменили патрубок малого круга. Однако, как впоследствии выяснилось, это не привело к значительному улучшению, поскольку машина продолжала перегреваться. По совету Михаила, мы заткнули входное отверстие в диафрагме на карбюраторе, чтобы ограничить обороты коленвала.

Основным регулировщиком был Валера. После продолжительных корректировок работы двигателя, в один не самый лучший момент двигатель просто отказался запускаться. Это был настоящий «сюрприз». К счастью, аккумулятор не подвел. Мы вертели его долго…

Мы начали разбираться с зажиганием. Проверили, есть ли искра. Сняли и разобрали карбюратор. Оказалось, что игла застревала в поплавковой камере. Мы прочистили ее и продули. Затем мы собрали и вернули карбюратор на место. Машина запустилась на половине оборота и мы продолжили путь. По ощущениям, машина стала заметно более живой. Мы ехали в Чувашию.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Тяжело-тяжело, последовательно меняя друг друга (приближенное время за рулем – 4 часа), прибыли в Нижегородскую область. В Нижний въехали около 2 часов ночи. Рулевое устройство, которое и раньше не особо радовало, теперь совсем испортилось. При открытии капота обнаружили порванный шланг гидроусилителя и лужи маслянистой жидкости вокруг него. С собой имели небольшой отрезок кислородного шланга, который был взят ещё на заводе. Закрепили его, и облили утечку моторного масла. К счастью, масло было куплено заранее. Двигатель запустился. Проверили уровень масла в двигателе, и оказалось, что он был слишком низким. Долили масло. Учитывая время суток, спокойно проехали через центр Нижнего Новгорода, что днём было бы невозможно.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Температура на улице заметно упала. Всего 5 градусов тепла. Вот это действительно везение! Автомобиль постепенно перестал перегреваться так часто, как в начале поездки. Первый рекорд установил Фёдор — 30 километров без перегрева. Это было великим достижением! Затем было еще лучше — достигли 36 километров. Оставалось только молиться высшим силам, чтобы за окнами не согрелось…

На заправке в Нижегородской или Владимирской губернии был обнаружен следующий недостаток — радиатор протекал. Это было очень плохо. В ближайшем магазине было куплено волшебное средство для устранения утечек, которое затем было добавлено в систему охлаждения. Но, к сожалению, это не дало никаких результатов. Возможно, дыра в радиаторе была слишком большой или же средство не было достаточно магическим… С течением времени было замечено интересное явление: утечка возникала только при выключенном двигателе. Во время движения она либо отсутствовала, либо сокращалась до минимума.
Однако возник и другой эффект — автомобиль перестал нагреваться. Мы подумали и пришли к выводу, что в радиаторе есть какая-то засор. В результате многократного перегрева и регулярной замены охлаждающей жидкости, этот засор пробился, что улучшило эффективность теплообмена радиатора, но также создало в нем дефект. Со временем утечка в радиаторе стала все сильнее и стала постоянной как при отключенном двигателе, так и при движении.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Беготня с канистрами не прекратилась, но приняла другую форму. Теперь, когда мы замечали даже незначительное перегревание, мы постепенно добавляли воду в расширительный бачок во время движения. И при каждой удобной возможности (в основном на заправках) мы пополняли запасы воды в машине. Однако скорость движения уже не сравнима с той, что была в начале поездки автобуса. Мы могли ехать со скоростью не 35-40 км/ч, а уже 70 и даже 80! При этом мы начали чувствовать себя полноправными участниками движения. Я даже помню, что нам удалось обогнать пару машин. Это поистине величественное достижение, это успех! Если бы ситуация не изменилась, время, потраченное на поездку, увеличилось бы в несколько раз.

Ясно, что автобус осознал, что эти трое странных людей не смогут остановить его. Они могут его улучшить, отремонтировать, заклеить, но он все равно довезет их до запланированного места назначения. Машина сдалась. Она повиновалась человеку. Это и должно было произойти, мы все были уверены в этом.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Мы покинули Владимирскую область. Проехали через Петушки, которые были известны благодаря Ерофееву. Мы уже оставили позади Сергиев Посад и Дмитров. В Московской области нас встретил Андрей Михайлов, который является известной фигурой среди людей, интересующихся автобусами. У нас прошла небольшая фотосессия после встречи с ним. Затем мы продолжили движение. Изначально у нас возник выбор, ехать ли по МКАДу или по дороге с бетонным покрытием. Мы выбрали вариант с бетонной дорогой, и это оказалось правильным решением. Единственная проблема с движением на всем пути ожидала нас в Твери. И даже та проблема была искусственной — это было ДТП на участке дороги, который всегда находится на ремонте. Как ни странно, мы очень легко проехали через Вышний Волочек (кстати, мы не поехали по платной дороге), хотя нам встретилась серьезная пробка начиная с водохранилища и до светофора, который, по словам местных жителей, «контролирует всю Россию».

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

В конечном итоге, без каких-либо приключений, мы проехали через Новгородскую и Ленинградскую области. В городе Чудово наша группа немного уменьшилась. Из города ушел Валерий, который живет там. У нас уже была уверенность в том, что автобус работает исправно. А с водой, которую необходимо было заливать каждые полчаса, мы смогли справиться прекрасно и вдвоем.

Фото в бортжурнале ЛАЗ-699Р

Перевозка автобуса заняла около 59 часов, включая время на ремонт и питание. За это время мы проехали примерно 2000 километров. Можно обозначить наш маршрут следующим образом: 18-16-21-52-33-50-69-53-47-78. Во время путешествия мы неоднократно останавливались в дорожных кафе. Особенно понравилось нам кафе «Рожков» на 148 км трассы М7 «Волга», Владимирская область. Мы также успели пополнить запас воды во время пути. Самым интересным местом для нашего жаждущего льва был родник «Двенадцать месяцев» в Тверской области.

В третьем часу ночи автобус ЛАЗ-699Р прибыл в Северную Пальмиру. Так окончилось увлекательное путешествие, результатом которого стало пополнение коллекции автобусного музея новым экземпляром. Этот автобус, безусловно, заслуживает быть выставленным. Предстоит сложная работа по ремонту автомобиля и подготовке его к экспонированию. Но это уже совсем другая история…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: