Процесс зарядки аккумулятора автомобиля

Как правильно подзаряжать аккумулятор автомобиля

Не каждый автомобилист обладает знаниями о том, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля, а некоторые даже не совершают этого действия вообще. Однако, даже если устройство функционирует безупречно, оно все равно нуждается в регулярной подзарядке.

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Один из самых популярных типов аккумуляторов для автомобилей — это аккумуляторная кислотная батарея (АКБ). Его срок службы составляет около 3-5 лет, но, если узнать больше о его устройстве и научиться использовать его правильно, его срок службы можно значительно продлить.

Желательно полностью заряжать аккумулятор автомобиля хотя бы 2 раза в год — перед зимним периодом и после. Однако лучше делать это каждый раз, когда заряд батареи падает до 50-70%. Если игнорировать это, то батарея будет постоянно заряжена не полностью, даже при работающем генераторе. На первый взгляд это может не казаться проблемой, но стоит изучить эту тему немного глубже.

Как следует из названия, аккумуляторная батарея функционирует на основе кислотного раствора. Внутри устройства всегда происходят активные химические процессы. Поэтому пластины незаряженного аккумулятора покрываются слоем сульфата свинца — этот процесс известен как сульфатация. Из-за этого параметры батареи значительно снижаются.

Чем дольше аккумулятор работает в разряженном состоянии, тем больше нарастания на пластинах и тем меньше емкость аккумуляторной батареи. В холодное время года пускового тока может оказаться недостаточно для запуска двигателя, и машина не заведется. Именно по этой причине зимой возрастает спрос на аккумуляторные батареи — люди думают, что устройство сломалось, и они спешат приобрести новое.

Однако, сульфатация может быть отменена. При полном заряде аккумуляторной батареи, сернистый соединитель свинца диссоциирует на отдельные компоненты в результате химической реакции. Это позволяет увеличить его срок службы и сохранить емкость батареи. В связи с этим, необходимо знать, как правильно заряжать автомобильный аккумулятор и как измерять его энергетический запас.

Как определить, что аккумулятор нуждается в зарядке

Если во время запуска двигателя электроприборы начинают работать хуже или машина не заводится вообще, возможно, аккумулятор разрядился. Есть несколько способов убедиться в этом. Почти все они связаны с измерением напряжения аккумулятора или плотности электролита — раствора, находящегося в батарее.

Уровень заряда аккумулятора важен не только в случае чрезвычайных ситуаций. Его нужно регулярно проверять и, если необходимо, своевременно заряжать аккумулятор. Мы расскажем, как определить эту необходимость и сохранить АКБ от быстрого износа.

Как узнать заряд аккумулятора по плотности электролита

Важно отметить, что этот способ измерения является очень точным. Однако он не подходит для аккумуляторов без обслуживания, то есть для закрытых батарей без доступа к раствору. Этот метод основан на простом принципе: чем выше плотность электролита, тем больше заряд в аккумуляторе.

Чтобы измерить плотность электролита, можно использовать ареометр или рефрактометр. С их помощью можно определить точную плотность электролита. Исходя из результатов измерений, можно сделать вывод о заряде аккумулятора:

  • 1,28 г/см³ — 100%, аккумулятор полностью заряжен и готов к использованию,
  • 1,19 г/см³ — 50%, аккумулятор наполовину заряжен и требует подзарядки,
  • 1,10 г/см³ — 0%, аккумулятор полностью разряжен и требует зарядки или замены.
  • Значение плотности электролита также зависит от температуры, что следует учесть. При более низкой температуре на улице плотность электролита будет выше. Приведенные выше значения актуальны для измерения при 25 градусах. В случае более теплого или холодного климата значения, соответствующие 100% заряду, будут другими: от 1,24 г/см³ до 1,31 г/см³.
  • Дополнительно, с помощью ареометра можно обнаружить дефект в одной из банок аккумулятора. Для этого необходимо измерить плотность во всех емкостях — у исправного аккумулятора значение будет одинаковым везде. Однако, если произошел замыкание в одной из банок, плотность раствора в ней будет значительно ниже, чем в других.

Лучшие устройства для обнаружения радаров

Есть несколько способов определить уровень заряда аккумулятора по напряжению. Однако, если вы только что сняли батарею с зарядки или использовали её в автомобиле, её напряжение будет выше обычного. Поэтому, для получения точных данных, рекомендуется дать ей «остыть» в течение нескольких часов.

Существуют два способа измерить напряжение аккумулятора. Первый — измерение без нагрузки. Для этого вам понадобится мультиметр или вольтметр. Мультиметр является универсальным инструментом для измерения различных электрических характеристик. Он включает в себя функцию вольтметра, поэтому эти устройства могут считаться одним и тем же — последовательность действий будет одинаковой в любом случае:

  1. Выключите зажигание и все электроприборы, а также свет, иначе результат может оказаться неточным.

  • Чтобы быть уверенным в точности измерения, ограничьте диапазон на вольтметре до 20 В — это значение превышает напряжение стандартной батареи 12 В, которое может быть в любом состоянии.
  • Подключите концы проводов (щупы) к клеммам аккумулятора. Важно помнить, что красный провод соединяется с положительной клеммой, а черный — с отрицательной.
  • Таким образом, устройство будет указывать текущее значение напряжения аккумуляторной батареи. Аккумулятор считается полностью заряженным, если его напряжение составляет 12,7 Вольт. Уменьшение значения на 0,1 Вольт означает потерю 10% запаса энергии. Следовательно, если прибор показывает значение 12,4 Вольта или ниже, аккумулятор нужно зарядить.

    Второй способ проверки чаще всего применяется в автосервисах, однако владельцы автомобилей могут использовать его самостоятельно. Для этого нужна нагрузочная вилка — это устройство с резистором, имеющим функции вольтметра. С ее помощью создается кратковременная нагрузка на аккумулятор, и после этого измеряется напряжение аккумулятора.

    Вариант измерения с использованием нагрузочной вилки обеспечивает более точные результаты. Уровень напряжения 10,2 В является оптимальным показателем, который указывает на целостность и полную зарядку аккумулятора. Если напряжение около 9 В, это означает, что батарея нуждается в дополнительной зарядке и ее энергетический запас находится на среднем уровне. Если значение напряжения ниже 8 В, то аккумулятор полностью разрядился или неисправен.

    Следует обратить внимание на важные особенности второго способа измерения:

    • Не рекомендуется применять нагрузочную вилку к аккумулятору при холодной температуре. Температура воздуха должна быть не ниже 20 градусов.
    • Сила тока во время нагрузки должна составлять 100 А, иногда может быть увеличена до 200 А.
    • Аккумулятор требуется нагружать в течение 5 секунд, и самое точное измерение проводится в конце пятой секунды.
    • После нагрузки напряжение должно вернуться к нормальному уровню. То есть, напряжение, которое было изначально 10,2 В, должно возрасти до 12,6 В или выше.
    • Если у вас нет нагрузочной вилки, вы можете включить фары автомобиля — это также будет нагрузкой для аккумулятора. Однако в этом случае вам нужно ориентироваться на другие значения напряжения: 11,8 В — это высокий уровень заряда аккумулятора, а 10 В и ниже — аккумулятор разрядился или почти разрядился. Тем не менее, этот метод нельзя назвать точным.

    При отсутствии нагрузочной вилки можно использовать фары автомобиля в качестве альтернативной нагрузки для аккумулятора. Однако при этом необходимо учитывать другие значения напряжения: 11,8 В соответствуют высокому уровню заряда аккумулятора, а 10 В и ниже указывают на его разряд или близость к разряду. Тем не менее, этот метод является приблизительным и не всегда точным.

    Если у вас нет нагрузочной вилки, можете подключить фары автомобиля — это также будет нагрузкой на аккумулятор. Однако в этом случае необходимо руководствоваться другими значениями напряжения: 11,8 В — это высокий заряд аккумулятора, а 10 В и ниже — аккумулятор разряжен или почти разряжен. Тем не менее, это не является точным методом.

    Если у вас нет нагрузочной вилки, вы можете использовать фары автомобиля в качестве альтернативной нагрузки на аккумулятор. Однако следует учитывать другие значения напряжения: 11,8 В соответствуют высокому заряду аккумулятора, а 10 В и ниже указывают на то, что аккумулятор разряжен или почти разряжен. Тем не менее, этот способ не всегда является точным.

    Если у вас нет нагрузочной вилки, можно включить фары автомобиля — это также будет нагрузкой на аккумулятор. Однако, в этом случае нужно ориентироваться на другие значения напряжения: 11,8 В — это высокий заряд аккумулятора, а 10 В и ниже — аккумулятор разряжен или почти разряжен. Однако точность этого метода остается сомнительной.

    Как измерить заряд без вольтметра или ареометра

    Если у вас не под рукой устройства для измерения плотности или напряжения, можно воспользоваться альтернативными методами:

    1. Проверка с помощью индикатора. Некоторые аккумуляторы имеют специальные «глазки», которые изменяют цвет в зависимости от уровня заряда. Зеленый цвет указывает на полностью заряженный аккумулятор, белый — на низкий уровень заряда, а черный — на разряженное или неисправное устройство. Однако стоит отметить, что этот индикатор — это не просто лампочка, а шарик. То есть, это линза, отражающая свет в отверстие на крышке. Поэтому точность такого измерения не очень высока, и зеленый свет может сохраняться даже при наличии 70% заряда — когда на самом деле аккумулятор уже нужно заряжать.
    2. Проверка зарядного устройства. Это простой способ — некоторые зарядные устройства оснащены специальной кнопкой для проверки. Необходимо подключить прибор к клеммам аккумулятора и нажать на нее, а затем записать показания.
    3. Проверка с помощью сигнализации. На некоторых пультовых сигнализациях есть специальная кнопка. При коротком нажатии кнопки, можно увидеть уровень напряжения аккумулятора на дисплее. Если система безбрелковая, ту же информацию можно найти в приложении для сигнализации с GSM-модулем.
    4. Проверка уровня раствора. Мерную стеклянную трубку необходимо опустить в жидкость до соприкосновения с твердой деталью аккумулятора. Значение 10-15 мм на шкале указывает на полностью заряженный аккумулятор.
    5. Автоиндикатор напряжения системы автомобиля. Это специальное устройство, которое подключается к прикуривателю и предназначено для контроля напряжения в бортовой сети.

    Есть еще несколько способов проверки заряда аккумулятора и его исправности, но многие из них не безопасны или не достаточно точны.

    Как правильно подготовить аккумулятор к зарядке

    Зарядка аккумулятора — процесс простой, но требующий ответственного отношения и серьезного подхода. Внутри аккумулятора содержится серный раствор, который является опасным для человека. Кроме того, во время зарядки выделяются газы, включая взрывоопасный водород.

    Соблюдение правил безопасности — это не просто формальность. Знание и соблюдение этих правил может зависеть от здоровья или даже жизни многих людей. Поэтому очень важно следовать правилам безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора:

    • Прежде всего, необходимо одеть специальную одежду или одежду, которая полностью закрывает тело. Хлопчатобумажная одежда не подходит, так как кислота легко ее разъедает. Главное — защитить глаза с помощью стеклянных или пластиковых очков, а также надеть резиновые перчатки на руки.
    • Затем нужно проверить крышку аккумулятора автомобиля на наличие повреждений и утечек электролита. Однако, если обнаружена кислота, не пытайтесь удалить ее механически или смыть водой. Для этих целей используйте соду. Если аккумулятор в хорошем состоянии, его можно извлекать из автомобиля.
    • АКБ не следует заряжать в плохо проветриваемом помещении или в квартире, где находятся дети. Лучше всего делать это в гараже. Причина заключается в опасных газах, которые выделяются в процессе зарядки.
    • Запрещено курить на месте, где происходит зарядка аккумулятора. Одна искра может вызвать взрыв.
    • Если аккумулятор был длительное время на холоде, следует дать ему прогреться до комнатной температуры.
    • Перед подключением зарядного устройства необходимо очистить корпус аккумуляторной батареи от грязи. Также нужно удалить окисление с контактов аккумулятора.
    • Аккумуляторную батарею следует заряжать вдалеке от других электрических приборов. Рекомендуется снять металлические аксессуары с рук и удалить электронные гаджеты.
    • Если в аккумуляторной батарее имеется заливное отверстие, ее нельзя трясти и переворачивать. Необходимо быть предельно осторожным при работе с такими аккумуляторами, иначе раствор кислоты может пролиться.
    • Снять крышки с аккумуляторных емкостей, если они есть. У необслуживаемых батарей нужно убрать заглушку с газоотводного отверстия. Это необходимо для того, чтобы испарения веществ не накапливались внутри емкости.
    • При эксплуатации аккумулятора рекомендуется всегда иметь под рукой раствор соды (концентрацией 10%), который можно использовать для нейтрализации кислоты. В случае попадания батарейной жидкости на кожу, если сода отсутствует, ожоговое место необходимо тщательно промыть проточной водой из крана. Также не забывайте о том, что после работ по зарядке аккумуляторов необходимо вымыть руки теплой водой с мылом.

    Причины непуска двигателя автомобиля

    Для запуска двигателя автомобиля можно использовать два различных метода. В обоих случаях фокусируются на одной из двух ключевых электрических характеристик. Поэтому рекомендуется приобрести устройство для зарядки, с помощью которого можно контролировать как ток, так и напряжение. Владелец такого устройства может самостоятельно выбрать метод зарядки.

    Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля? Нет однозначного ответа на этот вопрос, но более рекомендуемым является метод с постоянным напряжением. У обоих методов есть свои преимущества и недостатки. Подробнее о них мы расскажем ниже.

    Зарядка постоянным током

    Для зарядки аккумулятора необходимо поддерживать постоянное значение тока. Но это не означает, что ничего не нужно менять во время процесса зарядки — на самом деле наоборот. Нам нужно будет ручным способом уменьшать зарядный ток (измеряемый в амперах — А). Для этого следуйте этим шагам:

    1. Установите на зарядном устройстве силу тока. Ее значение должно быть в 10 раз меньше емкости вашего аккумулятора. Например, если на батарее написано 70 А*ч, то установите значение силы тока 7 А.
    2. Ваш аккумулятор начнет заряжаться, и его напряжение будет постепенно возрастать. Когда напряжение достигнет 14,4 В, уменьшите силу тока в 2 раза.
    3. Когда напряжение достигнет 15 В, еще раз уменьшите силу тока в 2 раза. Такое пошаговое уменьшение снижает риск повреждения устройства.
    4. Полный заряд аккумулятора достигается, когда ни ток, ни напряжение не изменяются в течение 1-2 часов.

    1. Зарядка аккумулятора постоянным током выполняется достаточно быстро — примерно за 10 часов. Однако у такого метода есть свои недостатки:
    2. Аккумулятор быстрее изнашивается.
    3. При зарядке аккумулятора выделяется большое количество газов, особенно когда он почти полностью зарядился.
    4. В процессе зарядки необходимо постоянно следить и контролировать его: периодически менять силу тока и проверять температуру аккумулятора (если она превышает 40 градусов, необходимо отключить зарядку и продолжить ее позже).

    На постоянной основе лучше не использовать этот метод. Вместо этого он может быть полезен, когда нет времени на полную зарядку, но аккумулятор все равно нуждается в подзарядке.

    Подзарядка при постоянном напряжении

    Этот метод противоположен предыдущему. На устройстве устанавливается постоянное напряжение (обычно в вольтах), ток при этом изменяется. Сначала ток будет сильным, особенно если батарея разряжена. Поэтому важно иметь ограничитель на зарядном устройстве (обычно до 20 А). Затем ток будет постепенно уменьшаться, так как с увеличением заряда батареи устройство нуждается в меньшем количестве энергии.

    Как зарядить батарею при постоянном напряжении:

    1. Установите напряжение зарядки на устройстве в 14,5 В и включите зарядку.
    2. Контроль процесса зарядки в этом способе не так необходим, как в первом. Напряжение останется постоянным, а сила тока будет снижаться.
    3. Когда ток практически снизится до нуля, зарядка будет завершена. Также можно учитывать значение, которое на 100 раз меньше емкости аккумулятора. То есть, если аккумулятор имеет объем 70 А·ч, а сила тока в процессе снизится до 0,7 А, значит аккумулятор будет почти полностью заряженным.
    4. Для этого метода лучше всего подходит ЗУ с цифровым дисплеем. Поскольку на старых экранах с стрелкой сложнее различить точное значение силы тока.
    5. В конце можно позволить батарее «отдохнуть» и проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Если оно соответствует заданному значению, то есть 14,5 В или выше, значит аккумулятор заряжен.

    Зарядка аккумулятора постоянным напряжением является рекомендуемым методом, так как он способствует медленному износу батареи. Тем не менее, этот способ имеет некоторые недостатки:

    • Аккумулятор не заряжается полностью, а только на 80-85%. Если использовать постоянное напряжение 15 В вместо 14,5 В, то можно достичь зарядки на 90%.
    • Этот метод зарядки занимает длительное время — аккумулятор может заряжаться более суток.
    • При низкой температуре невозможно корректно зарядить кислотную батарею постоянным напряжением из-за повышенного внутреннего сопротивления холодного аккумулятора.
    • Советуется использовать вариант с неизменным напряжением, так как он считается предпочтительным. Если нет необходимости в спешной зарядке, следует остановиться именно на нем.

    Как правильно зарядить аккумулятор автомобиля

    Если вы хотите узнать, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля с помощью зарядного устройства, то вам понадобится следовать нескольким простым шагам:

    1. Сначала необходимо правильно подключить клеммы зарядного устройства к контактам аккумулятора. Пожалуйста, обратите внимание на то, что «красный» провод должен быть подключен к плюсу, а «черный» провод — к минусу.
    2. Затем вы можете включить зарядное устройство в сеть.
    3. Настройте параметры зарядного устройства с помощью соответствующих кнопок. Их значения зависят от выбранного вами метода зарядки.
    4. После установки нужных параметров, нажмите кнопку «включить зарядку» или, если ее нет, процесс начнется автоматически.
    5. При получении полного заряда аккумуляторной батареи, требуется осуществить отключение в обратном порядке: сначала выключите зарядное устройство, затем извлеките штепсель из розетки и только в конце — удалите ЗУ соединения с контактами аккумуляторной батареи.
    6. Если следовать всем указаниям, проблем не возникнет. Главное помнить, что в помещении с аккумулятором не должно быть огня или искр. Поэтому клеммы следует подключать к аккумулятору сразу в начале процесса, еще до его включения в сеть — это самый важный шаг.
    7. Как определить, сколько времени нужно заряжать аккумулятор автомобиля? Это зависит от способа зарядки. Многие современные зарядные устройства оснащены индикатором, который покажет, когда аккумулятор полностью заряжен. Обычно этот процесс занимает около суток.

    Показать больше

    Как заряжать аккумулятор автомобиля от другой машины

    Если аккумулятор у автомобиля разрядился и не хватает энергии для запуска стартера, можно подзарядить его от генератора другого автомобиля используя специальные пусковые провода с крокодилами. Этот метод также известен как «прикуривание». Для успешной подзарядки необходим 12-вольтовый аккумулятор, поэтому аккумуляторы грузовиков и тяжелой техники с напряжением 24 В или 48 В не подойдут для прикуривания легкового автомобиля. Обычно пусковые провода имеют стандартные цвета — черный и красный.

    Возникающие неполадки при попытке запустить автомобиль иногда требуют серьезных финансовых затрат от его владельцев. В случае неправильных действий можно полностью вырубить электрооборудование или разрядить аккумулятор автомобиля. Поэтому важно знать правильную последовательность действий:

    1. Сначала необходимо установить машины таким образом, чтобы провода «крокодилов» достигали обоих аккумуляторов.
    2. На функционирующем автомобиле, то есть на машине, которая будет использоваться в качестве «донора» заряда, необходимо выключить все электрооборудование и зажигание.
    3. Затем нужно соединить красным пусковым проводом положительные клеммы аккумуляторов на этих автомобилях.
    4. С отрицательными клеммами нужно быть осторожным. Один зажим черного провода крепится к отрицательной клемме автомобиля-донора. Второй зажим соединяют с голой металлической частью кузова или двигателем другого автомобиля. Это позволяет избежать разрядки аккумулятора автомобиля-донора в процессе подзарядки.
    5. Убедитесь, что провода не застревают и не находятся рядом с движущимися частями двигателя.
    6. Заведите исправный автомобиль и не глушите его в течение минимум 5 минут, особенно если на улице холодно. Затем непременно заглушите двигатель и отключите зажигание.
    7. Теперь можно проверить, запускается ли машина, у которой был разряжен аккумулятор.
    8. После выполнения всех операций аккуратно отсоедините пусковые провода, не касаясь других контактов зажимами.
    9. Этот способ, который обычно используется в крайних случаях. После прикуривания автомобиль будет заводиться и функционировать некоторое время, однако это не означает, что можно отказаться от нормальной зарядки. Желательно полностью зарядить аккумулятор, чтобы сохранить его емкость и прочие важные характеристики.
    10. Популярные вопросы и ответы

    11. На самые распространенные вопросы о зарядке автомобильного аккумулятора мы попросили ответить эксперта — генерального директора автосервиса «Детали» Николая Баранова.

    Можно ли заряжать аккумулятор, не снимая его с автомобиля?

    Нельзя удалять аккумулятор с автомобиля, но необходимо отключать клеммы для правильного заряда. Потому что в процессе могут возникать резкие скачки напряжения, которые негативно сказываются на электронных системах автомобиля.

    Что лучше заряжает — генератор или зарядное устройство?

    Определенно зарядное устройство, генератор выдает очень слабый ток и предназначен больше для поддержания заряда аккумулятора, а не для полноценной зарядки.

    Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

    Если аккумулятор не замерз, то его можно зарядить даже при низких температурах. Однако, существует большая вероятность того, что зарядится он не полностью. При этом необходимо постоянно контролировать напряжение, силу тока и плотность электролита, чтобы избежать поломки и окончательного выхода из строя аккумулятора.

    Сколько заряжать аккумулятор автомобиля?

    Согласно мнению эксперта, время зарядки аккумулятора зависит от его емкости, состояния, температуры, степени разряда, а также характеристик зарядного устройства. При различных условиях зарядка может занимать от нескольких часов до двух суток. Например, если аккумулятор емкостью 60A*ч разряженный, но не имеющий внутренних неисправностей при комнатной температуре, его зарядка займет около 10-12 часов. Однако, если аккумулятор замерзший, требуется сначала разморозка, а затем зарядка на минимальном токе. В случае автоматической зарядки в режиме «замерзший аккумулятор», время зарядки увеличится несколько раз. Иногда бывает так, что полностью разряженный аккумулятор заряжается за пару часов, что свидетельствует о потере его ёмкости, вызванной сульфатацией пластин. Основными причинами является естественное старение аккумулятора при продолжительной эксплуатации и постоянный недозаряд или разряд аккумулятора.

    Нужно ли заряжать новый аккумулятор автомобиля?

    При покупке нового аккумулятора в магазине не всегда можно встретить его с полным зарядом. Обычно продавец измеряет напряжение аккумулятора мультиметром и, если оно около 12,50 В, то это означает, что аккумулятор заряжен на 80%. Зарядка при данном показателе не требуется, но вы можете это сделать для своего спокойствия и для продления срока службы аккумулятора. Но если напряжение аккумулятора составляет 12,1 В, то это минимально допустимое значение для запуска автомобиля, поэтому зарядка в этом случае обязательна.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
    Toyota Club
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: