Шпаклевка для автомобиля: как выбрать и использовать

Различные виды шпаклевок и их применение в автомобильном ремонте — часть 1 из 2

Здравствуйте всем, я решил создать уникальную статью, которая поможет разрешить множество споров и вопросов. На рынке существует огромное разнообразие шпаклевок, и для обычного человека очень сложно разобраться в них. Поэтому я хотел бы рассказать вам о принципах устройства и состава шпаклевок, а также о методах их применения в автомобильном ремонте. Возможно, будут люди, которые не согласятся со мной, но в основном я опираюсь на информацию, полученную от одного из ведущих производителей шпаклевок — компании VOSSCHEMIE.

Для тех, кто любит проводить дискуссии о правильном написании слов «шпаклевка» и «шпатлевка», предлагаю перейти по ссылке, где можно будет успокоиться — оба варианта написания являются корректными.

Хотя рынок России значительно отстаёт от европейского и мирового, существующие материалы в продаже позволяют осуществить качественный ремонт, если придерживаться правильной технологии, не прибегая к покупке дорогостоящих «волшебных материалов».

2 Что такое шпаклевка?

3 Какие бывают виды полиэфирных шпаклевок?

4 Состав шпаклевок и проблема, связанная с их усадкой

6 Области применения шпаклевок и технология проведения ремонта

В конце 1950-х годов широко начали применять шпаклевку. Тогда кузовные детали не производились с использованием пресов, как это делается сейчас, а изготавливались полностью вручную. Поэтому каждая деталь имела свою оригинальную форму и размер, и для устранения вмятин и выравнивания поверхностей использовались легкоплавкие припои. Сначала деталь рихтовали с помощью молотка и подкладного штампа (вспомните, кузовные панели были гораздо толще в то время), затем повреждения заливали расплавленным припоем с помощью газовой горелки, а окончательную подгонку по форме производили с помощью специальных напильников.

Этот процесс является мелким, кропотливым и затяжным, совсем не соответствующим духу нашего времени. Кроме того, требования к антивандальной защите в наше время выросли на совершенно новый уровень, а работа по технологии лужения не способна полностью защитить металл. Более того, работа с открытым огнем и расплавленным материалом в цеху, полном свинцовой пыли и кислотных паров, представляет опасность для здоровья работников. И если в 50-х годах этому не уделяли большого внимания, то в настоящее время требования к безопасности и охране труда стали более строгими. Сегодня детали изготавливаются с использованием штампов, и размеры и форма всегда идеальны, поэтому технология ремонта с использованием плавления ушла в прошлое, и неудивительно, что пастоподобный продукт, который можно легко и быстро перемешивать, наносить и моделировать без нагрева и специального оборудования, стал очень популярным…

Каково предназначение шпатлевки?

В соответствии с ГОСТом 28246-89, который устанавливает терминологию, связанную с лакокрасочными материалами, шпатлевка представляет собой продукт пастообразной или жидкой консистенции, используемый для исправления небольших поверхностных дефектов перед покраской. Любая шпатлевка состоит из смеси наполнителей с пигментами (первые обеспечивают заполняющие свойства, прочность, легкость обработки, степень усадки, упругость, вторые — цвет) в связующем веществе (отвечает за сцепление с поверхностью, скорость полимеризации, степень усадки, прочность и упругость), а также различными добавками (пластификаторы, стабилизаторы и др.). В настоящее время наибольшее распространение при ремонте автомобильных кузовов получили полиэфирные шпатлевки (ПЭ) (исходя из химического состава связующего вещества). По сравнению с шпатлевками на основе акрила и нитро, полиэфирные шпатлевки имеют наименьшую степень усадки (при относительно большой толщине наносимого слоя) и наиболее быструю скорость полимеризации. Однако многие мастера даже не догадываются о существовании других видов шпатлевок — так велика сегодня популярность полиэфирных шпатлевочных составов. В настоящее время также применяются шпатлевки на основе эпоксидных смол, что делает их более полезными с точки зрения антикоррозионной защиты.

ПОЛИЭФИРНЫЕ ШПАКЛЕВКИ РАЗНЫХ ТИПОВ

Выравнивание поверхности, как процесс, можно разделить на две основные фазы: первичную обработку и финальную отделку.

Сначала осуществляется предварительное выравнивание, устранение глубоких неровностей, чтобы создать плоскую поверхность, на которой будет происходить восстановление окончательной формы. Затем выполняется окончательная отделка поверхности. Все шпаклевки можно разделить на две основные группы: заполняющие шпаклевки и отделочные шпаклевки. Заполняющие шпаклевки позволяют быстро заполнить глубокие неровности. Однако часто такие шпатлевки имеют крупнозернистую структуру и не способны создать гладкую, непористую поверхность (например, стекловолоконная шпатлевка), поэтому требуют последующего нанесения отделочных шпатлевок. Отделочные шпаклевки — это мелкозернистые материалы, которые легко наносятся, обладают эластичностью и легко шлифуются. Они применяются как отделочные после крупнозернистых шпатлевок, а также для устранения мелких дефектов. Существуют также универсальные шпатлевки, которые одновременно обладают свойствами заполняющих и отделочных шпатлевок. Для нанесения на металл и пластик также используются разные материалы. В зависимости от способа нанесения, шпатлевки могут быть жидкими (для нанесения под пистолет, кисть или валик) или компактными (наносятся шпателем). Чтобы определить, какую шпаклевку лучше использовать для разных видов работ, давайте более подробно рассмотрим особенности основных видов шпатлевок, предложенных ведущими производителями ремонтных материалов.

Высоконаполненные, усиленные стекловолокном, карбоном или кевларом (градус Цельсия, фибра, волокно, углерод и и так далее)

Если нужно восстановить сильно деформированную деталь, обычно это деталь, которая поступает после кузовного ремонта или рихтовки. Чтобы восстановить ее, используют шпатлевку, которая усиливается стекловолокном или другими армирующими элементами. Добавки коротко рубленного стекловолокна позволяют этой шпатлевке иметь высокую прочность и армирующие свойства, а также наноситься достаточно толстыми слоями, чтобы быстро устранить глубокие неровности. В случаях заделки различных сквозных повреждений и мест разрыва металла используют шпатлевку с длинным волокном. Здесь стеклянные волокна играют роль мостиков, которые предотвращают проваливание материала в пустые места. Многие мастера неправильно считают эту шпаклевку низкокачественной и т.д., на самом деле это один из основных видов шпатлевок для ремонта. Основное преимущество этой шпатлевки — ее низкая усадка, она практически отсутствует, по крайней мере, очень редко встречается. Среди других преимуществ можно отметить более длительное время жизни этой шпатлевки по сравнению с другими — до 8 минут (у других — до 5 минут), что очень удобно при работе с большими поверхностями и обеспечивает качественное шпаклевание.

Сегодняшняя материальная смесь с волокном из стекла, практически не подвержена усадке.

Классическая штукатурка с применением стекловолокна, не вызывает усадку!

Шпаклёвка с добавлением карбонового волокна, усадки отсутствуют, трещины возникли в результате попыток удалить шпаклевку с крышки…

Причиной плавного схода шпаклевки со стекловолокном является большое количество смолы и низкая вязкость.

На данный момент армированные шпаклевки предлагаются с широким спектром наполнителей. Они отличаются друг от друга:

1. Классическое стекловолокно с длинными волокнами:

  • Плюсы:
    • Обеспечивает хорошее наполнение и способна выравнивать большие неровности
    • Оптимально подходит для мест сварки
  • Минусы:
    • Сложно наносить из-за длинных волокон, которые трудно укладывать
    • Обладает высокой пористостью, поэтому требует дополнительного слоя наполнительной или финишной шпаклевки
    • Плохо шлифуется из-за высокой твёрдости
    • Сейчас редко применяется

2. Классическое стекловолокно со средним волокном:

+ Хорошо заполняет поверхность и идеально подражает движению шпателя. У него меньше пористость, чем у материалов с длинными волокнами. — Если смесь слишком густая, ее сложно равномерно нанести, возможно образование грубых соединений. Из-за высокой пористости требует дополнительного слоя наполнительной или финишной шпаклевки. Трудно шлифуется из-за своей высокой твердости.

Штукатурка из классического микроволокна из стекловолокна:

+ Имеет прекрасные свойства нанесения и обеспечивает еще более гладкую поверхность, чем предыдущие виды. Отлично повторяет движение шпателя, создавая ровную плоскость. В некоторых фирмах наблюдается более высокая степень усадки в сравнении с предыдущими видами.
В связи с высокой пористостью требует использования наполнительных или
финишных шпаклевок. Обладает высокой твёрдостью, что приводит к трудностям при шлифовке.
Состав волокна может содержать стекло в сочетании с карбоном или кевларом:

+ более гибкое покрытие, шпаклевка ложится равномерно, повторяя
контур движения, получаются идеально плавные переходы. — очень часто производители используют термин «Карбон» и
продают обычную стекловолоконную шпаклевку черного цвета,
будьте внимательны, проверить можно, промыв небольшую часть
материала в растворителе, настоящий «Карбон» не теряет цвет и не
обесцвечивается, оставаясь черным). Из-за высокой пористости,
необходимо покрытие наполнительными или финишными шпаклевками.
Очень плохо шлифуется из-за высокой твердости.

Смесь стекловолокна с легким наполнителем также может содержать волокна Карбона или Кевлара:

Один из самых новейших продуктов — это шпаклевка, которая наносится безупречно, практически без пор, легко шлифуется и может использоваться в качестве окончательного слоя перед грунтовкой. Она отлично подходит для больших поверхностей. Ее поверхность ровная и имеет более высокую устойчивость к механическому воздействию по сравнению с предыдущими версиями.

Также есть другие смесевые составы, например, с добавлением цинка. Однако, у меня остаются вопросы относительно смысла использования этой шпаклевки, поскольку цинк в данном случае играет только роль барьерной защиты, и в смеси его содержится ничтожно малое количество. Таким образом, не ясно, как именно работает эта шпаклевка.

В целом, я думаю, что это все варианты представленных армированных шпаклевок, которые сегодня есть на рынке.

НАПОЛНЯЮЩИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ (FULL, SOFT)

«Обычные», классические шпатлевки, используемые для выравнивания поверхностей, являются основным материалом. Они отличаются отличными наполняющими свойствами и прекрасно шлифуются, что делает их идеальными для обработки плоскостей и последующего рубанка. У них обычно минимальная усадка. Эти шпатлевки содержат природные минералы и тальк, что придает им высокую твердость и низкую усадку. Из-за наличия минеральных наполнителей они могут поглощать влагу, поэтому не рекомендуется использовать их для нанесения на голый металл, особенно если поверхность большая или подвержена коррозии (например, арки крыльев, капоты, пороги и т. д.).»

Очевидно, что этой наполняющей смеси не свойственно усадка, точнее, она в минимальной степени подвержена этому явлению.

Такие наполняющие смеси в силу их высокой вязкости могут различаться по степени пористости, подобно изображению, а нанесение данной смеси требует определенного мастерства и тщательности, а также высокого качества самой смеси.

Такое шпатлевание возможно без необходимости предварительного шлифования стекловолоконной поверхности (шлифовать ее вообще не рекомендуется из-за возможности попадания пыли в органы дыхания и высокой твердости). Как правило, используются материалы с крупными зернами, чтобы достичь наилучшего качества поверхности, необходимо перекрыть его мелкозернистой доводочной шпатлевкой.

Резкие сходы и оконтуривание могут возникнуть из-за использования очень грубого наполнителя и неиспользования финишных материалов. Для предотвращения этого рекомендуется использовать наполнители облегченные (Leicht, Light, Alloyd).

НАПОЛНЯЮЩИЕ ОБЛЕГЧЕННЫЕ (LEICHT, LIGHT, ALLOYD)

В настоящее время это является наиболее быстроразвивающимся направлением, все современные составы шпатлевки уже содержат облегчающий наполнитель, а самые новые практически полностью состоят из него. Вероятно, многие имели дело с ситуацией, когда поднятие капота становится похожим на тяжелую атлетику. Именно в таких случаях, когда необходима высокая производительность работ, а увеличение веса детали не должно быть заметно, рекомендуется использовать облегченную шпатлевку. Такая шпатлевка легче обычных на целых 30-40%! Такой низкий удельный вес достигается за счет специального наполнителя, который чаще всего представляет собой микроскопические пустотелые стеклянные или пластиковые шарики. В дополнение к низкому весу, это также обеспечивает легкость обработки шпатлевки, поскольку процесс шлифования сводится к разрушению стеклянных шариков, а не к удалению наполнителя из смолы. Кроме того, такая шпатлевка не затвердевает и одинаково хорошо поддается обработке через 30 минут и через 3 дня. Все это делает облегченную шпатлевку идеальным материалом для заполнения при работе на больших поверхностях (панели машин, автобусов, вагонов и т. д.), которые требуется быстро отшлифовать. На самом деле, такая шпатлевка достаточно универсальна, благодаря различным комбинациям размеров наполнителя можно добиться как хорошего заполнения и низкой усадки, так и плавных переходов на поверхность. Обычно такие составы шпатлевки имеют незначительную усадку по сравнению с классическими наполнительными шпатлевками, по крайней мере, по моему опыту.

Штукатурки такого рода обладают изящными переходами благодаря тому, что наполнитель распадается более равномерно. Однако возникает и проблема: переход получается плавным, но микропористым. Эта проблема настолько значима, что был разработан специальный наполнитель, предназначенный для заполнения таких пор.

Плавные сближения паров обеспечивают плавное переходы и отсутствие контурного изображения.

Микропоры легко заполнить при помощи универсального средства.

Название сказывает само за себя. Универсальная шпатлевка — это универсальный продукт с широким спектром применения. Такие шпатлевки в первую очередь отлично сцепляются со всеми типами поверхностей, которые встречаются в кузовном ремонте, включая алюминиевые, оцинкованные, стальные, пластиковые, стеклопластиковые (отсюда и название). Кроме того, они могут использоваться для создания как тонких, так и относительно толстых слоев. Не требуется использование финишных шпатлевок. После полимеризации они обладают высокой эластичностью и отличаются хорошей шлифовкой. Однако, несмотря на все эти преимущества, они имеют большую усадку по сравнению с предыдущими типами, поэтому я рекомендую использовать их для незначительных, мелких работ, чтобы избежать применения нескольких типов шпатлевок, а использовать только одну.

ДОВОДОЧНЫЕ (FEIN, FINISH)

Финишные шпатлевки обладают кремовой структурой и мельчайшей консистенцией, благодаря которой их применение достаточно легко и они не оставляют никаких пор. Они обладают эластичностью и идеально поддаются шлифовке, поэтому могут использоваться в качестве отделочного материала после применения грубых материалов (например, стекловолоконных, заполняющих или легких) а также в качестве самостоятельного материала для устранения мелких поверхностных дефектов (таких как царапины, поры или небольшие вмятины). Доводочные шпатлевки имеют белый цвет, что делает контроль качества поверхности при шлифовке сухим способом более удобным. Из-за ряда особенностей редко используется шпатлевка-наполнитель, так как она имеет высочайшую усадку (хотя иногда встречаются исключения) и сложно поддается шлифовке. Некоторые представители азиатского или американского рынка иногда проявляют настоящее волшебство при использовании этого материала.

Главное применение, конечно, это устранение небольших неровностей, возникающих при переходе с одного материала на другой, а также небольших царапин и других дефектов. Отличается очень плавными переходами на поверхности.

Ясно, что конечная стадия нанесения шпаклевки справилась с даже самыми маленькими изъянами, которые остались на обрабатываемой поверхности.

Никакой акриловый праймер не сможет покрыть такую линию, использование акрилового грунта с большим заполнителем гораздо более затратно и занимает больше времени.

Жидкая шпаклевка без труда справляется с задачей

Кстати, такие виды шпаклевок возможно нанести не только при помощи пистолета, но и с помощью валика или кисти, что позволит значительно ускорить процесс маскировки и смывку инструментов.

ПРИМЕНЕНИЕ НА ПЛАСТИКЕ (FLEX, PLASTIC, BUMPER FIX)

Для устранения дефектов на пластиковых поверхностях (бамперах, спойлерах, в местах спайки и склеивания пластмассовых элементов) используются специальные пластиковые шпатлевки. Их основу составляет смесь смол с измельченными частицами резины и пластмассы, благодаря которой такие шпатлевки обладают высокой эластичностью и отличной адгезией к пластиковым деталям. Из вышесказанного следует, что в арсенале авторемонтника необходимо иметь по крайней мере три типа шпатлевок: одну наполнительную, одну финишную и одну специально для пластика. Стоит отметить, что такие шпатлевки не предназначены для выполнения крупных ремонтных работ на мягком пластике, например, в случае бамперов. В таких ситуациях рекомендуется использовать другие материалы на основе отличных от смол веществ, но многие люди все же используют шпатлевки их их работаю, хоть и только временно, пока бампер не получит следующее повреждение. Однако гарантию на такой ремонт предоставить невозможно.

Улучшенная алюминиевая шпаклевка, особая

Если вам нужно исправить дефекты на поверхностях, которые подвержены воздействию температуры и вибрации (крыша, капот, моторный отсек), рекомендуется использовать металлизированную шпаклевку. Благодаря алюминиевому наполнителю, эта шпаклевка имеет почти такой же коэффициент температурного расширения, как и металл, что позволяет ей выдерживать циклы нагрева и охлаждения без трещин и отслоений, а также отводить тепло от проблемных участков. Несмотря на свою составляющую, эта шпаклевка имеет мелкозернистую структуру и может использоваться для ремонта небольших дефектов. При этом она идеально смешивается с поверхностью, не сколачивается на границе нанесения, что характерно для материалов со средней и крупной зернистостью. Однако эта шпаклевка может немного усадиться из-за своего состава.

В этом конкретном случае, у шпаклевки с названием АЛЮ уровень усадки является одним из самых низких, которые мне доводилось видеть.

Главная цель этого наполнителя — эффективное удаление тепла, что он успешно осуществляет при правильном использовании. Если его правильно нанести между слоями наполнителя, край шпаклевки всегда будет выступать за пределы наполнителя, обеспечивая эффективное удаление тепла.

Серая шпаклевка производится с использованием наполнителя из алюминия.

Среди других шпаклевок, которые можно выделить в этой группе, стоит отметить современные материалы с антикоррозионными свойствами. Такие шпаклевки применяются на различных подложках, включая голый металл, без предварительного использования антикоррозионных грунтов. Их состав обогащен фосфатными солями металлов (например, трифосфат алюминия) и другими добавками, позволяющими фосфатировать металлическую поверхность и удерживать проникающую влагу (например, карбонат стронция). Кроме того, в таких шпаклевках часто присутствует небольшое количество эпоксидной смолы, что также влияет на их гигроскопичность.
Результаты теста антикоррозионных шпаклевок:

Весьма часто производители, а главные продавцы со своим индивидуальным брендом используют термин SOFT — первоначально шпаклевка использовалась для работы с стекловолокном, она идеально заполняла поры и мелкие неровности, но потом термин SOFT стали относить к свойству шпаклевки с мягкой шлифовкой, говорили, что она мягкая). На самом деле такая шпаклевка имела достаточно большую усадку, в настоящее время с термином SOFT выпускается множество разновидностей и с точки зрения маркетологов, она должна обозначать для маляра, универсальное средство, которое легко шлифуется и наносится, но это не более чем маркетинг).

Представляем вам верные обзоры и испытания шпаклевок:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: