Уникальный гоночный автомобиль ГЛ-1

ГАЗ-ГЛ-1 — первый автомобиль для гонок, созданный в СССР.

1 мая 1938 года на Горьковском автозаводе им. Молотова во главе колонны новых машин стоял автомобиль ГЛ-1. Завтра этот автомобиль станет танкистом!». В том же 1938 году на Горьковском автозаводе им. Молотова был создан уникальный гоночный автомобиль ГЛ-1. Он стал первым советским гоночным автомобилем, который был разработан и построен специалистами автомобильного завода, а не энтузиастами-кустарями. На старте рекордно-гоночного автомобиля ГЛ-1.

Слухи ходят о том, что рекордный гоночный автомобиль ГЛ-1, созданный в 1938 году, был назван «Гоночная Лип-гарта первая». Если это так, то это является признанием главного конструктора и его умения видеть вперед и принимать решительные меры. Ведь ГЛ-1 стал первым советским гоночным автомобилем, разработанным и построенным автомобильным заводом, а не любителями-спортсменами в таксопарках, гаражах или клубных конструкторских бюро.

Основой для создания гоночного автомобиля послужил известный ГАЗ М-1, точнее, его шасси было использовано при строительстве, которое было обтянуто открытым двухместным кузовом. Крылья, подножки, фары — все было удалено.

А.А. Липгарт поручил разработку гоночного автомобиля талантливому конструктору, начальнику экспериментального цеха ГАЗа Евгению Викторовичу Агитову. Агитов, бывший боевой летчик царской армии, пришел на завод в сентябре 1929 года после окончания Ленинградского института труда и через полгода стал руководителем экспериментального цеха. В сентябре 1933 года на должность главного конструктора ГАЗа был назначен А.А. Липгарт, который приехал из Москвы. Он увидел в Агитове выдающегося специалиста и назначил его своим первым и единственным заместителем.

Для достижения главной цели — установления рекорда скорости, Агитов решил убрать все лишнее с автомобиля. Он заменил штатный кузов на двухместный открытый кузов обтекаемой формы, лишенный крыльев, дверей, подножек и фар. Это позволило значительно снизить вес автомобиля, который теперь составлял ровно одну тонну, вместо почти полутора тонн у серийной «эмки».

Для увеличения мощности двигателя ГАЗ-М1, Агитов использовал экспериментальную головку блока цилиндров, разработанную по документации Ford. Он также увеличил степень сжатия, число оборотов и размеры клапанов. Для лучшего впуска и выпуска газов, на двигатель были установлены два карбюратора, а патрубки впускного и выпускного коллекторов были отполированы изнутри. В результате этих мероприятий, мощность гоночной версии двигателя достигла 65 л.с. при 3200 об/мин, в отличие от штатной версии, которая выдавала только 50 л.с.

Первый официальный старт ГЛ-1 состоялся в сентябре 1938 года на Житомирском шоссе под Киевом, на 11 Всесоюзных авто-мото-соревнованиях. В соревнованиях приняли участие более двухсот спортсменов из тридцати городов, хотя основной состав составляли мотоциклисты. На автомобилях приехали ленинградские автогонщики А. Герель, Г. Клещев и Г. Цветков, которые уже имели опыт участия в подобных состязаниях и установлении рекордов. Аркадию Николаеву, 24-летнему технику-испытателю отдела дорожных испытаний КЭО ГАЗ, предстояло выступать на горьковском гоночном автомобиле. Механиком, занимающимся обслуживанием машины на соревнованиях, был Михаил Смирнов.

Агитов продолжал разрабатывать советский спорткар, и в 1940 году автомобиль был обновлен с установкой шестицилиндрового (3485 см’) двигателя ГАЗ-11.

Двигатель: количество цилиндров — 6, рабочий объем — 3485 см3, количество карбюраторов — 2, клапанный механизм — SV, мощность — примерно 100 л. с. при 3600 об/мин; количество передач — 3; размер шин — 6,50-16 дюймов; масса в рабочем состоянии — около 1100 кг; база — 2845 мм; максимальная скорость — 162 км/ч; время прохождения 1000 м с места — 35,5 секунды.

В то же время в Европе, а именно в Германии, также проводились работы по созданию самого быстрого гоночного автомобиля в мире. Сам Фердинанд Порше работал над «Серебряными стрелами», вступая в жесткую конкуренцию с инженерами Mercedes.

В то время как на ГАЗе пытались достичь скорости в 147 км/ч, в Германии, недалеко от Нюрбургринга, проводились совместные заезды Autounion и Mercedes.

Аркадий Николаев был испытателем ГАЗ и достиг скорости 143 км/ч на первом заезде в Киеве в 1938 году. В Москве он разогнал машину до 147 км/ч.

Вторая Мировая война повлияла на строительство гоночных автомобилей. Несколько экземпляров ГАЗ ГЛ-1, которые были созданы в 1938-40-х годах в качестве экспериментальных образцов, были уничтожены во время войны. По одной версии, они были разрезаны на заводе, как и многие машины, не пошедшие в серию. По другой версии, они были уничтожены во время бомбежек ГАЗа. Автомобиль не был запущен в серийное производство из-за того, что еще не был готов к этому.

Аркадий Николаев после окончания войны нашел себя в научной сфере. Он активно участвовал во множестве секретных государственных проектов, самым известным из которых стала успешная экспедиция к полюсу недоступности Антарктиды.

Евгений Агитов, напротив, несчастливо закончил свою жизнь. Проекты, над которыми он работал, были приостановлены во время войны, и конструктор решил покончить с собой.

В 70-х годах художник Александр Захаров вновь вернулся к теме ГЛ-1 и подробно изобразил его на основе имеющихся фотографий. А в 2006 году мастерская Александра Бушуева начала восстанавливать автомобиль в реальном масштабе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: