Уникальный текст про гоночный автомобиль ГЛ-1

Гонки в СССР: знаковая модель ГАЗ-ГЛ-1

1 мая 1938 года на Горьковском автозаводе им. Молотова состоялось величественное событие — во главе колонны новых машин проехал автомобиль ГЛ-1. Исторический момент был настолько значим, что сотрудники завода также провозгласили: «Завтра — танкист!». Однако, еще более важным является факт, что ГЛ-1 стал первой гоночной машиной в Советском Союзе, созданной и построенной профессионалами автомобильного завода, а не любителями-кустарями. На старте рекордно-гоночного автомобиля Г

ГАЗ откликнулся на вызов правительства СССР и приступил к созданию гоночных автомобилей. Ведущий конструктор завода, Андрей Александрович Липгарт, стал инициатором этой работы. Он осознавал важность гоночных машин и участия в соревнованиях лучше других. Желание быть первым стимулировало его конструкторскую мысль, а гонки позволяли быстрее находить оптимальные конструкции для различных узлов автомобиля и сразу проверять их эффективность и надежность. Участие в автогонках для завода не было целью само по себе — автоспорт позволял найти лучшую конструкцию для многих деталей и немедленно испытывать их в действии.

Считается, что ГЛ-1, рекордно-гоночный автомобиль, который появился в 1938 году, получил свое название по расшифровке «Гоночная Лип-гарта первая». Если это действительно так, то это знак смирения перед главным конструктором, проявление уважения к его таланту и решительности. Ведь ГЛ-1 был первым советским гоночным автомобилем, созданным и построенным на автомобильном заводе, а не любителями-спортсменами в таксопарках, гаражах или конструкторских бюро клуба.

В качестве основы использовался известный автомобиль ГАЗ М-1, правда, его шасси было использовано при сооружении, по сути, его снабдили открытой двухместной кабиной. Были убраны крылья, подножки, фары.

А.А. Липгарт поручил разработку гоночного автомобиля талантливому инженеру, начальнику опытного цеха ГАЗа Евгению Викторовичу Агитову. Бывший воздушный налетчик царской армии, Агитов присоединился к заводу в сентябре 1929-го, после окончания Ленинградского института труда и через полгода возглавил опытный цех. В сентябре 1933-го главным конструктором ГАЗа был назначен А.А. Липгарт, который приехал из Москвы. Он увидел в Агитове выдающегося профессионала и назначил его своим первым и единственным заместителем.

На шасси серийной модели «эмки» Агитов установил двухместный открытый кузов в обтекаемой форме. Кузов не имел крыльев, дверей, подножек и фар, что добавляло лишний вес и мешало достижению главной цели — установке рекорда скорости. Машина без этих деталей весила тонну вместо почти полутора тонн у стандартной модели «эмки». Четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М1 с экспериментальной головкой блока цилиндров был усовершенствован в соответствии с документацией Ford, которая тщательно изучалась и осваивалась на ГАЗе. Увеличение степени сжатия, числа оборотов и размеров клапанов привело к повышению мощности. На двигатель установили два карбюратора, а патрубки впускного и выпускного коллекторов отполировали изнутри. В результате, гоночная версия двигателя выдавала мощность в 65 л.с. при 3200 об/мин, в отличие от штатной версии, которая развивала 50 л.с. Это был предел возможностей четырехцилиндрового двигателя. Никто не смог добиться большего, чем сделал Агитов с двигателем M1. Первый официальный старт автомобиля ГЛ-1 состоялся в сентябре 1938 года на Житомирском шоссе под Киевом, во время 11 Всесоюзных авто-мото-соревнований. Более 200 спортсменов из 30 городов собрались, чтобы соревноваться за звание чемпиона СССР, хотя основной участниками состязаний были мотоциклисты. Ленинградские автогонщики А. Герель, Г. Клещев и Г. Цветков, которые уже имели опыт участия в подобных гонках, приняли участие на своих автомобилях. Установленные ими первые рекорды были внесены в историю. В соревнованиях на гоночном автомобиле из Горького должен был выступить 24-летний технический испытатель КЭО ГАЗ Аркадий Николаев. Обслуживанием машины на соревнованиях занимался механик Михаил Смирнов

Агитов продолжал разрабатывать советский спорткар, и в 1940 году автомобиль был оснащен шестицилиндровым мотором ГАЗ-11 объемом 3485 куб. см.

Двигатель: 6 цилиндров, объем – 3485 куб. см, 2 карбюратора, клапанный механизм – SV, мощность – около 100 л. с. при 3600 об/мин; количество передач – 3; размер шин – 6,50-16 дюймов; масса в рабочем состоянии – около 1100 кг; база – 2845 мм; максимальная скорость – 162 км/ч; время разгона с 0 до 1000 м – 35,5 сек.

В это же время в Европе, а именно в Германии, также проводились работы по созданию самого быстрого гоночного автомобиля в мире. Инженер Фердинанд Порше был занят разработкой «Серебряных стрел», которые соревновались с автомобилями Mercedes.

В то же время, в то время как на ГАЗе стремились преодолеть скорость в 147 км/ч, в Германии проходили гонки Autounion и Mercedes рядом с Нюрбургрингом.

Аркадий Николаев был заводским испытателем ГАЗ. Во время первого заезда в Киеве в 1938 году он смог разогнать машину до скорости 143 км/ч, а в Москве достиг показателя в 147 км/ч.

Во время Второй мировой войны судьба гоночных автомобилей была неоднозначной. Несколько экземпляров экспериментальных ГАЗ ГЛ-1, созданных в 1938-40 годах, были уничтожены во время войны в зависимости от обстоятельств. По одной версии, они были разрезаны на заводе, вместе с другими автомобилями, не вошедшими в серийное производство. По другой версии, они были уничтожены во время бомбардировки завода ГАЗ. Автомобиль не добрался до серийного производства из-за необходимости довести его до нужного уровня.

После окончания военных действий Аркадий Николаев выбрал путь научного исследователя. Он принял активное участие во многих секретных проектах, самый известный из которых – успешная экспедиция к полюсу недоступности Антарктиды.

Евгению Агитову выпала совсем несчастливая судьба. Проекты, над которыми он работал, были остановлены во время войны, и конструктор, погрузившись в отчаяние, решил покончить с собой.

В 70-х годах художник Александр Захаров восстанавливает на картине ГЛ-1 исходя из имеющихся фотографий. В свою очередь, в 2006 году мастерская Александра Бушуева решает воссоздать этот автомобиль в реальной жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: