Урал 375д грузовой автомобиль

«Урал-375»: идеальная боевая техника

Один из эскизов будущего полноприводного автомобиля НАМИ был создан в декабре 1956 года. Это был НАМИ-020 с трехосным полноприводным шасси, являющийся предком будущих «Уралов». Поставленная перед НАМИ задача была выполнена очень быстро: всего за менее чем три года был прототип собран. Для отечественной промышленности тех времен это было выдающимся достижением, так как большинство техники разрабатывалось в два или три раза дольше. Стоит отметить, что грузовик был разработан с использованием некоторых узлов и агрегатов, заимствованных у других автомобилей. Например, КПП была взята у МАЗ-200, раздаточная коробка — у МАЗ-502, а опытный восьмицилиндровый двигатель мощностью 180 л.с. предоставили специалисты из ЗИЛ. Кабина была спроектирована в ГАЗ. Сразу бросается в глаза, что разработчики из Горького не придалывали дизайну особого значения и, по сути, просто взяли кабину у ГАЗ-51 и увеличили ее размеры.

Среди инноваций, которые будут представлены в будущей модели «Урал», особое внимание следует обратить на передний мост. Этот мост заслуживает сравнения с ЗИЛ-157 и его сложной пятикарданной трансмиссией, заимствованной у американской модели Studebaker, полученной по программе ленд-лиза. Важно отметить, что серийное производство модели «Захар» начнется только в 1958 году, то есть на два года позже, чем прототип НАМИ-020.

Среди других характерных особенностей будущего «Урала», которые являются чисто военными, следует отметить наличие централизованной системы для накачивания шин, герметичные барабанные тормоза и наличие люка в крыше кабины для стрелка. В ходе испытаний была подтверждена высокая проходимость данного автомобиля, а также умеренный расход топлива, даже по сравнению с младшими моделями ГАЗ-63 и ЗИС-151.

Модель НАМИ-020 могла выглядеть иным образом

НАМИ-020 – предтеча группы автомобилей «Урал», принадлежащих к категории грузовиков.

Уральский автомобильный завод взял на себя задачу по производству машины НАМИ-020 несмотря на то, что у него были и другие конкуренты. Сначала рассматривали возможность сотрудничества с московским ЗИЛом, но те уже планировали выпускать другие модели грузовиков и не могли справиться с таким заданием в ближайшее время. Затем рассматривали вариант работы с паровозостроительным заводом в Улан-Удэ, но и он не подошел из-за удаленности от рынка сбыта и смежных предприятий. Однако, в этот момент, предприятие в Миассе появилось как настоящий спаситель. Администрация завода в Миассе согласилась провести предварительную реконструкцию для производства сложной модели грузовика НАМИ-020. Как результат, в 1958 году коллектив института был награжден дипломом второй степени Всесоюзной промышленной выставки за создание автомобиля высокой проходимости.

Была представлена также еще одна модификация полноприводного автомобиля НАМИ с формулой 6х6, она была обозначена индексом 021. Этот грузовик практически повторял НАМИ-020, но отличался наличием длинной деревянной грузовой платформы, которая была тесно примыкающей к кабине. Для этого пришлось разместить запасное колесо вместе с системой подъема под полом, который находится выше кузова.

Транспортное средство «Урал» будущего, известное как НАМИ-021, было разработано в Миассе с помощью специального конструкторского бюро. Во главе этого проекта стоял инженер Анатолий Иванович Титков, который приступил к работе в марте 1957 года. Около двадцати разработчиков будущего «Урала» переехали в Миасс из НАМИ, чтобы поделиться опытом и ускорить внедрение модели в производство. Казалось бы, все было готово для запуска производства, но тогда в дело вмешалось ГАБТУ Министерства обороны, и были изменены планы на создание машины.

Золотой медалист

Первую совместную разработку с специалистами НАМИ в Миассе представляет грузовик под названием «УралЗИС-НАМИ-375», который был создан в 1958 году. Заметим, что в этом названии уже присутствует будущий индекс легендарного грузовика и старое название Уральского автомобильного завода. Кстати, отметим, что машина была переработана в соответствии с требованиями военных.

На первом этапе была проведена унификация переднего и заднего мостов, что потребовало поднятия мотора и, как следствие, изменения передней части кабины. Теперь все картеры главных передач выстроены в одну линию, что положительно сказывается на проходимости грузовика. Кроме того, было принято решение убрать газовскую кабину и создать гибридную кабину из ЗИЛ-131 с знаменитым панорамным стеклом (несколько деталей были разделены) и передка собственной разработки. Помимо этого, были внесены изменения в рулевое управление по сравнению с моделью НАМИ-020, усилена передняя подвеска, рама укреплена и разработаны новые колеса.

После корректировок автомобиль с буквенным обозначением «УралЗИС-НАМИ-375» отправили на испытания, которые показали его низкую надежность и непригодность для использования. В книге Евгения Кочнева «Автомобили Советской Армии 1946-1991 гг.» указывается, что после прохождения цикла испытаний сохранились только трансмиссия и система для накачки шин. В результате автомобиль пришлось доработать и привести в соответствие с новыми требованиями главного заказчика.

«Урал-375»: идеал боевой колесницы

Стоит отметить, что первый настоящий «Урал-375» с индексом 375Т появился после серьезной переделки в 1959 году. Интересно, что теперь кабина имела матерчатый верх и откидные стекла, но это не делалось для того, чтобы грузовик мог быть перевезен на самолете. Главная цель такого новшества заключалась в укреплении противоатомной стойкости машин, закапываемых в землю по линии окон. Кроме того, все узлы трансмиссии и рамы были укреплены, а двигатель был модернизирован.

По сути, «Урал-375Т» был прототипом в «транспортной» модификации, то есть с удлиненной деревянной кабиной, а «Урал-375» был артиллерийским тягачом, который пошел в серию 31 января 1961 года. Тягач был предназначен для буксировки 5-тонных прицепов по бездорожью и 10-тонных по твердым дорогам.

Серийные грузовики заимствовали некоторые узлы от МАЗ-200: однодисковое сцепление, КПП, передняя подвеска, буксирный узел, пневмоаппаратура тормозной системы, валы привода среднего моста, рулевой механизм и промежуточный кардан. Даже легковая машина «Москвич-407» поделилась с «Уралом» крестовиной карданного вала, которую грузовик использовал в рулевом валу. ШРУСы также имели конструкцию «цельностянутыми», как у лесовоза МАЗ-501. Зиловцы передали «Уралу» отдельные узлы системы подкачки шин, так как они почти единственные в мире, умевшие их производить. Двигатель также был московского производства — ЗИЛ-375 с мощностью 175 лошадиных сил.

Первые серийные «Уралы-375» ждали армииной. Машина получила десятки страниц замечаний после государственных испытаний, но завод в Миассе не останавливался и планировал выпускать 300 машин на 1960 год. Нужда армии в таком артиллерийском тягаче была очень высока, и поэтому ГАБТУ решил исправлять недостатки уже в процессе производства. Хотя этот процесс затянулся на несколько лет, он увенчался успехом в 1969 году: «Урал-375Д» получил золотую медаль на выставке в Лейпциге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: