Урал автомобиль

Путь от «Захара» до «Урала»: история тяжеловесных автомобилей из Миасса

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

22 июня 1941 года было дано начало Великой Отечественной войне. В октябре компания испытывала необходимость в эвакуации своего завода, названного в честь Сталина, из Ульяновска в Урал, и поэтому 30 ноября Государственный комитет обороны принял решение о перебазировании рабочих литейных, штамповочно-механических и моторных цехов в город Миасс, где с 1939 года уже строился военный завод № 316. Поэтому можно сказать, что именно с этого момента начинается история Уральского автозавода.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

Несмотря на холода, утомительный труд, сложности быта, круглосуточная занятость и отсутствие крова над головой, люди не останавливались ни на минуту и продолжали монтировать оборудование. Весной 1942 года на Миасском автомоторном заводе начался выпуск продукции. Помимо двигателей, завод приступил к производству коробок передач и задних мостов. В марте того же года начала функционировать линия по обработке поршневых колец, через месяц была изготовлена первая коробка передач, а к концу апреля был собран первый двигатель. К концу 1942 года на Миасском автомоторном заводе было произведено более 9 тыс. двигателей и 15 тыс. коробок передач.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

В свете острой необходимости автомобилей в нашей стране, ГКО принял решение в 1943 году переделать Миасский автомоторный завод в автомобильный. Было начато строительство новых цехов, и в 1944 году введены в эксплуатацию цеха шасси, литейные и деревообрабатывающие. 8 июля 1944 года Уральский автомобильный завод выпустил свой первый автомобиль «трехтонку» УралЗИС-5. Через несколько дней партия этих автомобилей отправилась на фронт.

Несмотря на то, что у «трехтонок» был задний привод, они обладали отличной проходимостью. Они могли работать на любом виде бензина, включая самый низкосортный, и даже на керосине в жаркое время года. Они были известны своей прочностью, надежностью и стойкостью. Если случалась какая-либо поломка, ее можно было быстро исправить без сложных инструментов.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

Отличительной особенностью автомобилей ЗИС-5В и УралЗИС-5, предназначенных для использования на фронтах войны, является их упрощенный вариант. Они оснащались деревянной кабиной, дверьми и подножками, крышей из дерматина, задними тормозами и, в большинстве случаев, только одной левой фарой. Боковые борта кузовов этих автомобилей не откидывались.

После окончания Великой Отечественной войны автомобили УралЗИС-5 применялись в восстановлении хозяйства. В 1947 году на Уральском автозаводе имени Сталина началось производство самосвалов УралЗИС-351, у которых кузов оснащен цилиндром и промежуточными тягами для подъема. Также на шасси УралЗИС-5 начали выпускать мусоровозы, поливочно-моечные и пожарные машины, а также автокраны.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

В период с 1947 по 1950 год УралЗИС-5 прошел через ряд модификаций и улучшений. Он был оснащен кузовом с тремя бортами, которые можно было открывать, гидроприводными тормозами, новым глушителем, усиленным задним редуктором. В 1950 году, после внесения ряда изменений в электрооборудование, трансмиссию и добавления откидывающегося держателя для запасного колеса, автомобиль был назван УралЗИС-5М. Впоследствии двигатель этого автомобиля был модернизирован, что привело к увеличению мощности с 73 до 85 лошадиных сил.

В эти же годы в Центральном научно-исследовательском институте механизации и энергетики лесной промышленности СССР (ЦНИИМЭ) были разработаны опытные экземпляры древесно-угольных газогенераторных установок, предназначенных для этих автомобилей. С одной стороны, использование твердого топлива стало альтернативой бензину, но с другой стороны мощность двигателя, работавшего на твердом топливе, значительно снижалась. Газогенераторная установка оказалась довольно громоздкой, и для ее работы требовался большой запас дров, что в свою очередь сказывалось на грузоподъемности.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

В 1952 году на Уральский автомобильный завод прибыл Андрей Липгарт, который был отстранен от должности главного конструктора ГАЗа по ошибочному обвинению. В Миассе Липгарт принял участие в последующих улучшениях автомобиля УралЗИС-5М.

В конце 1955 — начале 1956 годов были внесены изменения в продукцию. В частности, автомобили стали оснащены новым рулевым управлением, большим топливным баком и гнутыми передними крыльями. Обновленная модель получила название УралЗИС-355.

Модель Урал-ЗИС-355 была доработана в дальнейшем, что привело к увеличению колесной базы и грузовой платформы. Также была улучшена мощность двигателя, а автомобиль оснащали рычажными амортизаторами и обтекаемой цельнометаллической кабиной. Улучшенная версия получила название УралЗИС-355М, или «эмка». В культовом фильме «Джентельмены удачи» можно вспомнить, как троица зеков купалась в цистерне с цементом, чтобы представить себя владельцами такого автомобиля.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

Начиная с освоения трехосных машин повышенной проходимости, Уральский автозавод вступил в новый этап своей истории. В 1953 году Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) получил задание на разработку полноприводного грузового автомобиля многоцелевого назначения, способного перевозить от 4 до 5 тонн груза. Ведущую роль в этом проекте исполнил Николай Коротоношко, заведующий лабораторией автомобилей высокой проходимости и новым отделом. Конце 1956 года на заводе опытных конструкций НАМИ уже были изготовлены первые образцы грузовых автомобилей НАМИ-020 с колесной формулой 6х6 и грузоподъемностью 5 тонн. В ходе испытаний НАМИ-020 показал ряд впечатляющих результатов: способность подниматься на уклоны до 32, преодоление бродов глубиной до 1,2 метра и успешное передвижение в бездорожье с прицепом весом 5 тонн.

Уральский автозавод получил задание по серийному производству данных автомобилей. Это привело к началу коренной реконструкции предприятия, и с 1961 года параллельно с выпуском двухосных грузовых машин было запущено производство полноприводных трехосных моделей под названием «Урал-375». За разработку автомобиля НАМИ-020 Коротоношко и его команду была присуждена Государственная премия. Производство двухосных автомобилей «Урал-355М» было прекращено в 1965 году, за три года до переименования Уральского автомобильного завода им. Сталина в УралАЗ. Автомобили «Урал-375» использовались Вооруженными Силами, в строительстве и сельском хозяйстве. Высокая проходимость была обеспечена не только полным приводом, но и большим дорожным просветом и системой регулирования давления в шинах. На базе «Урал-375» выпускались седельные тягачи и шасси для специального оборудования. В 1964 году появилась модель «Урал-377» с колесной формулой 6х4. В 1967 году Уральский автомобильный завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени за свои достижения в создании и производстве высокопроходимых автомобилей.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

В 1969 году в НАМИ начались работы по созданию грузовых вездеходов НАМИ-0157БК и НАМИ-0157М для нужд нефтегазовой промышленности. Эти вездеходы состояли из двух гусеничных платформ, соединенных опорно-поворотным устройством. В 1974 году НАМИ-0157М был рекомендован для доводки и массового производства на Уральском автомобильном заводе, где началось производство таких вездеходов под названием «Урал-5920».

В следующем разработкой УралАЗа стал автомобиль сельскохозяйственного назначения «Урал-5557», начавший свое мелкосерийное производство в 1983 году (различные кузова и спецоборудование могли быть установлены на шасси). А в 1989 году был создан четырехосный автомобиль «Урал-5323» с унифицированной кабиной КАМАЗ.

В течение 1990-х годов, предприятие столкнулось с трудной экономической ситуацией. Выпуск автомобилей значительно снизился: если в 1991 году было выпущено 31 371 машин, то в 1998-м уже всего 2489. Из-за этого заводу пришлось начать производство другой продукции, которая не связана со специализацией предприятия. Однако, после реконструкции и технического обновления в конце 90-х годов, положение начало улучшаться. Было увеличено число выпускаемых автомобилей, а также была разработана новая линейка грузовиков, которые отличались новой компоновкой без капота и способностью перевозить 6 и 10 тонн. В 2010 году началось производство полноприводных автомобилей «Урал-32552» и «Урал-3011-59», которые имели 4х4 привод.

В 2015 году был выпущен новый автомобиль — «Урал Next», который позволил увеличить долю «Урала» на рынке грузовиков тяжелого класса. Этот модель оснащена инновационным кабинным модулем, который установлен на модернизированном шасси. Через год компания объявила о старте производства «Урал Next 6х4» — автомобилей из дорожного сегмента.

От «Захара» до «Урала»: история грузовиков из Миасса

На данный момент предприятие «Урал» является одним из крупнейших производителей грузовых автомобилей в России. В ассортименте компании представлены грузовики с полным приводом, самосвалы, седельные тягачи, шасси с колесной формулой 4х4, 6х6, 8х8, а также самосвалы и седельные тягачи с неполноприводной трансмиссией, а также шасси для монтажа специализированного оборудования. Продукция с изображением квадрата на логотипе поставляется в 40 стран мира. Как и другие предприятия Уральского федерального округа, которое названо «опорой России», завод «Урал» вносит значительный вклад в экономику страны.

Вы можете подписаться на рассылку материалов Автопарка

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: