В чем отличие между вариатором и автоматической коробкой передач

Автоматическая трансмиссия или вариатор: какой вариант выбрать и какие преимущества и недостатки у каждого из них?

Издревле неопределенность существует, я бы даже добавил, для многих она неразрешима. Я сам несколько раз искал информацию, но не смог найти определенного ответа на вопрос, что лучше — вариатор (CVT) или автомат (АКПП), поскольку оба автоматические трансмиссии. Однако одна из них пользуется покупательским спросом и популярностью, я говорю о АКПП, в то время как другая, CVT, не находит такого внимания! Но почему? Ведь если рассмотреть вариаторную коробку передач, то здесь есть лучшая динамика разгона, отсутствие рывков при переключении передач (или они присутствуют в очень незначительной степени), а также более низкий расход топлива! Тем не менее, какие различия между ними, какая из них надежнее, имеет больший ресурс и легче поддается ремонту? Итак, начнем …

Прежде чем приступить к статье, хочу отметить, что проведены исследования покупательской активности, и автоматическую коробку покупают почти в два раза чаще, чем вариатор. Приблизительные цифры следующие:

Около половины всех продаж автомобилей приходится на автоматическую коробку передач (АКПП). Еще 27% автомобилей оснащены вариативной передачей (CVT), а 23% — роботизированными трансмиссиями. Заметим, что в последнее время все больше покупателей предпочитают автомобили с роботизированной коробкой передач. Например, наши модели ЛАДА ВЕСТА и ПРИОРА оснащены именно такими трансмиссиями. Но сейчас мы сосредоточимся не на статистике, а на характеристиках, надежности, динамике разгона, КПД и расходе топлива. В этой статье мы начнем с подробного рассмотрения автоматической коробки передач – первой, которую начали широко использовать в автомобильном производстве.

История автоматической трансмиссии интересна и долга. Она началась в судостроении еще в 1903 году, когда немецкий профессор Феттингер предложил гидродинамическую передачу, которая позволяла развязать винт и двигатель корабля. Так появилась гидромуфта, основной элемент любого автомата.

Через много лет, в 1940 году, американцы установили первые автоматические коробки передач Hydramatic в автомобилях Oldsmobile. И за все это время конструкция автоматической трансмиссии практически не изменилась.

Автоматическая трансмиссия состоит из двух основных элементов: гидротрансформатора и редуктора. Гидротрансформатор заменяет сцепление и позволяет плавно переключать передачи без рывков. Редуктор содержит все пары шестерен, что делает механизм компактным и многоступенчатым.

Изначально автомобили были заднеприводными, поэтому автоматические коробки имели всего три передачи. Однако с появлением переднего привода количество передач увеличилось, и сейчас можно найти 4, 5 и 6 скоростных вариантов автоматических коробок передач.

Техническая часть автоматической коробки передач (АКПП)

Не удивительно, что эта трансмиссия была усовершенствована на протяжении многих лет. Хотя еще не все идеально, но многие недостатки устранены. К тому же, сама техническая часть АКПП очень прочная.

В данной системе крутящий момент от двигателя передается с помощью гидротрансформатора, который, как я уже упоминал, не имеет жесткого соединения, а работает на основе давления масла. Отсутствие жесткого соединения также означает, что меньше есть риска поломок. Однако внутри присутствуют валы с планетарной передачей и стальные диски с фрикционами.
Фрикционы заменяют сцепление и, когда они сжимаются или разжимаются, включают нужные муфты, отвечающие за передачи.

Также важными компонентами являются насос высокого давления и гидроблок. Конечно, это упрощенное описание, но я попытался перечислить основные элементы.

На что следует обратить внимание при возможных поломках АКПП?

Все поломки автомата, так же как и столкновения с оппонентами, происходят из-за неправильного обслуживания (всем советую прочитать статью-как правильно менять масло в автомате). Зачастую многие не меняют масло даже после большого пробега (в 100 000 км), что приводит к забиванию гидроблока, радиатора автомата, фильтра/а – вследствие чего маслянный насос не может создавать необходимое рабочее давление, из-за этого фрикционы начинают скользить по металлическим дискам (то есть, аналогично пробуксовке диска сцепления), передачи не включаются должным образом, проявляется дерганье между передачами и так далее.

Поэтому, при покупке автомобиля рекомендуется проверять запах масла АКПП, так как наличие запаха горелой ATF жидкости может указывать на износ и пригорание фрикционов! Если такой запах присутствует в коробке передач, я не рекомендовал бы покупать такое авто!
Конечно, если АКПП находится в запущенном состоянии, то возможны дополнительные поломки, такие как износ планетарных шестерен и износ фрикционной накладки гидротрансформатора, а также другие нюансы, которые могут варьироваться в зависимости от производителя.

При должном обслуживании, ресурс АКПП может быть очень большим! Я лично встречал случаи, когда при замене масла через 40 000 километров, АКПП прослужила 900 000 км, и это была самая обычная 4-ступенчатая АКПП (на Subaru Forester SG5). Кстати, я считаю, что старые версии АКПП с 4 передачами, особенно у японских производителей, наиболее надежны.

Чтобы продлить срок службы своей трансмиссии, следует соблюдать несколько правил:

Нужно придерживаться регламентированного срока замены масла — 50000 км. Однако можно сделать это даже раньше, например, через 30000 км. Кроме того, стоит помнить, что автоматических коробок передач, которые не требуют обслуживания, не существует!
Вместе с маслом следует заменить масляный фильтр, это значительно увеличит срок службы. Также рекомендуется снять и продуть радиатор АКПП (с помощью масла)
Автоматическую коробку передач следует очистить от металлической стружки, сажи и других загрязнений, а также необходимо очистить магниты.
Соблюдение этих простых правил поможет значительно увеличить ресурс и думаю, что вы сможете проехать около 1000.000.000 километров. Именно благодаря такой надежности многие выбирают именно автоматическую трансмиссию.

Теперь я хочу перечислить преимущества и недостатки автоматической коробки передач.

1) Управление автомобилем становится легким (не нужно думать о том, как тронуться и какую скорость включить, АКПП все сделает за вас)

2) Одна из главных преимуществ данного типа трансмиссии — его надежность. Правильный уход сможет обеспечить ему более чем 1 000 000 000 километров пробега, что является значительно большим показателем по сравнению с конкурентами.

3) Еще одним плюсом является возможность ремонта данной трансмиссии. Поставщики из Японии предоставляют контракты, и это означает, что даже сторонние организации смогут легко восстановить его работоспособность. Существует множество мастеров, способных выполнить подобные работы.

4) Для работы автоматической коробки передач требуется специальное масло — это факт. Тем не менее, требования к данному маслу гораздо ниже, чем у конкурентов. Кроме того, оно стоит дешевле.

5) Малое количество электроники — еще одно преимущество. Хотя автоматы сопряжены с электронным блоком управления, доля электронных компонентов в них составляет всего около 20-30%. Основной принцип работы основывается на механике.

6) Важным моментом является плавность переключений и отсутствие рывков. Текущие модели оборудованы 6-ступенчатыми вариантами (некоторые даже имеют 8-12 передач), которые имеют более высокую максимальную скорость. В отличие от конкурентов, такие автоматы работают практически бесшумно и обеспечивают более комфортные переключения передач.

1) Автоматическая трансмиссия не обладает такой же динамикой, как, например, вариаторная или механическая трансмиссия.

2) У автоматической трансмиссии ниже КПД. Что это означает? В отличие от жесткого соединения между двигателем и трансмиссией, автоматическая трансмиссия работает с помощью гидротрансформатора, используя давление масла. Поэтому часть КПД тратится на передачу силы.

3) При переключении скоростей возникают толчки, которых нет у других видов трансмиссий.

4) Объем трансмиссионного масла в автоматической трансмиссии больше, чем у других типов трансмиссий, составляя около 8-10 литров. Например, вариатор требует 5-8 литров масла, а механическая коробка — 2-3 литра.

5) Автоматическая трансмиссия потребляет больше топлива. Это связано с меньшим КПД по сравнению с вариатором.

Подводя итог по автоматической коробке передач, можно сделать вывод, что ее надежность превосходит многие ее недостатки, такие как низкая эффективность, толчки при переключении (хотя сейчас они становятся все менее заметными), больший расход топлива и ухудшенная динамика. Однако, если правильно заменять жидкость ATF, вы можете быть уверены в ее исправности даже после 100 000 километров, чего нельзя сказать о конкуренте.

Взглянем на историческую справку. Постоянно изменяемая трансмиссия (ПИТ) многим кажется более поздним изобретением (было бы логичным сравнить соперников), однако это не так. Принцип ступенчатой трансмиссии был придуман еще Леонардо да Винчи в 1490 году, хотя он так и не смог его воплотить на практике из-за отсутствия двигателя внутреннего сгорания, каким обладают современные автомобили. Однако именно да Винчи предложил использовать принцип двух конусов, сужающихся в противоположных направлениях и связанных ремнем. Подобные конструкции были применены на мельницах и представляли собой простейший вариатор. Позднее было некоторое время забвено о такой системе, и только в начале XIX века принцип стал применяться в промышленности на станках, но до автомобильного варианта было еще далеко. Первым, кто задумался об использовании этого изобретения в автомобиле, был голландский инженер Хуберт ван Дорн, создавший бесступенчатую трансмиссию Variomatic. В 1958 году эта трансмиссия была установлена на автомобили производства фирмы DAF, которые оснащались двигателем объемом 0,59 литра. Успех был поразительным, и после этого многие производители задумались о внедрении бесступенчатой трансмиссии на свои модели. Таким образом, это был небольшой экскурс в историю. А теперь перейдем к принципу работы.

Техническая часть вариатора

Таким образом, бесступенчатый вариатор, это один из видов автоматической коробки передач. В отличие от противника, он совсем не имеет отдельных скоростей. В составе есть два шкива, один из которых ведущий, а другой ведомый, они расположены напротив друг друга и связаны металлическим трапециевидным ремнем. Конические части вариатора, в отличие от традиционных, имеют подвижные половинки. Когда ведущий шкив раздвинут, ремень оборачивается вокруг его меньшего диаметра, при этом грани ремня соприкасаются с его поверхностью, создавая своеобразную пятую-шестую передачу. А если шкив сдвинут, а ремень вращается вокруг его большего диаметра, получается максимальное передаточное отношение, соответствующее первой передаче.

За счет смещения шкива можно постепенно уменьшать передаточное отношение, то есть плавно переключать скорости (хотя на самом деле их нет), но соотношения передач соответствуют скоростям в обычной автоматической коробке передач. Преоразователь вариаторного типа (CVT) играет очень важную роль, беря на себя передачу крутящего момента от двигателя к колесам. Здесь передается максимальная эффективность, поскольку передача от двигателя до трансмиссии и от трансмиссии до колес осуществляется путем механических усилий, а не масляным давлением.

Что может ломаться

Вариатор требует тщательного обслуживания. Рекомендуется менять масло раз в 30-50 000 километров, в соответствии с рекомендациями некоторых производителей. Это следует делать всегда! Поскольку если вы не замените масло, могут возникнуть серьезные проблемы, которые будут далеко не «детскими».

Также возникают проблемы с гидроблоком, и масляный насос не может обеспечивать необходимое давление.
Из-за этого валы не могут правильно натянуть или разжать ремень, и он начинает скользить.
Когда ремень скользит, он сильно изнашивается. При высокой степени износа он может порваться, что приведет к серьезным проблемам в коробке передач!

Также возникают проблемы с истираемостью валов, что также отрицательно сказывается на ремне.
Вариатор также плох тем, что в нем содержится много электроники, которая управляет им на 50%!
Надежность вариатора

Здесь также, как и с автоматической коробкой передач, важно помнить о замене масла. Если это не делается, то вариатор может не прослужить и 100 000 километров!

Однако, даже если вы все правильно делаете, то при пробеге 120–150 000 километров желательно заменить ремень, иначе он может порваться, что является серьезной проблемой!

Таким образом, вариатор – это трансмиссия, которая требует более аккуратного обращения, и на ней нельзя проехать 300 000 километров просто меняя масло.

Ее преимущества включают:

  1. Динамичный разгон (быстрее, чем на АКПП)
  2. Уменьшенный расход топлива (намного меньше, чем на АКПП)
  3. Отсутствие передач, что обеспечивает плавное и динамичное движение
  4. Высокий КПД. Приблизительно на 5–10% выше, чем у конкурентов.
  5. Легкое управление автомобилем (новичкам не нужно изучать основы управления автомобилем, такие как трогание и переключение передач на механике).

1) Процесс ремонта достаточно сложен и требует специальных знаний, поэтому восстановление автомобиля полностью возлагается на официальных дилеров, что сопряжено с высокими затратами. Кроме того, поиск мастеров, специализирующихся на ремонте CVT, является нетривиальной задачей, особенно в небольших городах.

2) При замене ремня между шкивами, когда автомобиль проезжает 100-150 тыс. километров, стоимость и доступность услуг также не являются преимуществом: не все станции предлагают данную услугу и она не является дешевой.

3) Использование сложной электроники в автомобиле может повлечь выход из строя и, в результате, привести к посещению официального сервисного центра и еще большим финансовым затратам.

4) Для обеспечения правильной работы компонентов требуется специальное и дорогостоящее масло, приобретение которого может быть не таким простым. Необходимо учитывать определенного производителя и следовать его рекомендациям, поскольку в случае ошибки это может привести к поломке автомобиля.

Подведем итог. Что же предпочтительнее? С точки зрения технических характеристик, вариатор опережает автомат, обеспечивая лучшую динамику разгона, меньший расход топлива и плавное переключение передач без рывков. Однако ремонт вариатора является очень дорогостоящим и не каждый автосервис специализируется на его обслуживании, так что найти квалифицированных специалистов может быть сложно. Кроме того, вариатор подвержен износу ремня, который рекомендуется заменить уже через 100-120 000 км пробега, а также требователен к качеству масла. В то же время автоматическая коробка передач в этом плане более выигрышная — она более изучена и может быть отремонтирована быстрее и дешевле, в том числе на неофициальных станциях обслуживания, которые ремонтируют автоматы уже давно. Если вы покупаете новое авто с заводской гарантией, то вариатор может быть предпочтительнее, так как в случае проблем гарантия все исправит. Но если вы приобретаете машину уже после истечения гарантийного срока и с пробегом в 100 000 км, то имеет смысл обратить внимание на автоматическую коробку передач, так как ее починить проще и дешевле, к тому же она обычно обеспечивает более длительную эксплуатацию (как минимум в два раза).

Выводы: В случае, когда автомобиль планируется использовать в течение продолжительного времени, наилучшим вариантом будет 100% автоматическая коробка передач. Однако, если срок использования автомобиля не превышает трех лет, то можно рассмотреть вариант с постоянно изменяемой передачей.

Более подробную информацию Вы можете узнать на данном сайте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: