Вариатор и автомат: в чем отличия?

Вариатор или автомат: что предпочтительнее?

Мало кто из водителей осведомлен о различиях между вариатором и автоматической коробкой передач. Но эти различия довольно значительны. Рассказываем, как они функционируют и в чем заключается отличие между вариатором и автоматом.

Вариатор или автомат

Вариатор или автоматическая коробка передач?

Автоматическая коробка передач

Давайте сначала рассмотрим классическую автоматическую коробку передач. Она практически не отличается от роботизированной или механической («ручной») коробки передач. Они работают по одному и тому же принципу.

В каждой коробке передач есть шестеренки, которые соединяются попарно, и каждая пара представляет собой одну передачу. Крутящий момент от двигателя поступает на одну шестеренку в паре, которая передает его на другую и так далее. Передаточное число каждой передачи зависит от соотношения количества зубьев у шестеренок. Вместе с передаточным числом изменяется и крутящий момент, который передается на колеса и определяет «тягу» автомобиля.

Для того чтобы осуществить плавное переключение передачи и избежать излишнего износа деталей коробки передач, необходимо прервать связь между двигателем и коробкой передач. В случае механической трансмиссии это делается водителем с помощью сцепления, а в случае роботизированной трансмиссии — электроникой.

В случае автомобиля с автоматической коробкой передач все устроено иначе. Отсутствует механическое сцепление, зато присутствует гидротрансформатор. Внутри гидротрансформатора находятся насос, специальная жидкость и турбина. Насос приводится в действие двигателем, создавая давление в жидкости, а жидкость передает это давление на турбину, которая начинает вращаться. Чтобы понять принцип работы гидротрансформатора, можно представить два обычных бытовых вентилятора, расположенных напротив друг друга. Когда один из них включается, воздух от него направляется на второй вентилятор, и тот начинает вращаться. В данном случае принцип работы аналогичен, только передача силы осуществляется через жидкость вместо воздуха.

На самом деле это довольно упрощенная схема. В реальности между насосом и турбиной гидротрансформатора есть еще одна составляющая, которая называется статор. Статор позволяет в определенных пределах изменять режим работы и передаваемый трансформатором крутящий момент. Таким образом, тяга автомобиля на одной и той же передаче может немного изменяться.

Связь между двигателем и коробкой передач здесь не «жесткая» через контактирующие детали сцепления, а «мягкая» через жидкость, и все работает очень плавно. Именно наличие гидротрансформатора позволяет автомобилю с автоматической коробкой передач стоять на месте с включенной передачей и нажатой педалью тормоза.

Традиционная автоматическая коробка передач является довольно надежной и неприхотливой. Вам просто нужно периодически менять жидкость в ней, и даже это не так часто. Это особенно важно при покупке подержанного автомобиля.

Преимущества и недостатки автоматической коробки передач

Вот, что хорошего можно сказать о автоматической коробке передач.

  • Работает плавно, без рывков при переключении передач, в отличие от робота.
  • Позволяет использовать крутящий момент на одной и той же передаче, что может быть полезно, например, при бездорожье или разгоне.
  • Автомат надежен и не требует сложного обслуживания.

У автоматической коробки передач нет явных недостатков, но можно отметить некоторые небольшие проблемы.

  • Все же имеются рывки при переключении (в отличие от вариатора).
  • По сравнению с современными роботами переключения передач могут занимать немного больше времени (это имеет значение только при спортивной езде).

Вариатор или бесступенчатая коробка передач

Давайте рассмотрим, что такое вариатор. Справедливо говорить, что вариатор — это не коробка, так как в нем нет никаких передач и шестеренок. Он устроен совсем иначе.

В вариаторе передача силы от двигателя осуществляется не через шестерни, а через ремень или цепь. Чтобы понять принцип его работы, представьте себе два цилиндра (шкива), которые соединены между собой овальным ремнем. Простейшая аналогия — два карандаша и натянутая между ними резинка. Если вращать первый карандаш, то второй будет вращаться с той же скоростью. А если использовать конусы вместо цилиндров, то, двигая ремнем по ним, можно изменять скорость вращения второго конуса. Например, если ремень будет находиться на самой узкой части первого конуса, а на самой широкой второго, то получится понижающая передача.

Таким образом, в вариаторе отсутствуют фиксированные передачи. Ремень или цепь могут плавно перемещаться по шкивам, что позволяет плавно изменять передаточное соотношение. В результате вариатор позволяет свободно распоряжаться крутящим моментом, передаваемым на колеса. Например, при быстром разгоне двигатель может работать на оптимальных оборотах, а тяга автомобиля все равно будет изменяться. Кроме того, в вариаторах нет толчков при разгоне, так как отсутствуют переключения передач.

Современные вариаторы позволяют водителю вручную выбирать «виртуальные» передачи, то есть определенные передаточные числа. Это может быть полезно, например, для использования двигателя в качестве тормоза при спуске с горы.

Можно подумать, что вариатор — это самый современный тип трансмиссии, который превосходит традиционный автомат. Однако у него есть свои недостатки.

Вариаторы не могут работать в тяжелых условиях и с мощными двигателями. Поэтому они никогда не устанавливаются на внедорожники, спорткары, а также на любые мощные и тяжелые премиальные автомобили. Еще недавно многие автолюбители относились к вариаторам очень скептически, считая их ненадежными и капризными. Обслуживание вариатора стоит довольно дорого, а ремонт их — сложный.

Преимущества и недостатки вариатора

Давайте подведем итоги. Среди преимуществ вариатора:

  • очень гибкое управление крутящим моментом;
  • отсутствие толчков и рывков при разгоне.

Недостатки этого типа трансмиссии можно назвать следующие:
непригодность к тяжелым условиям;

  • более дорогое обслуживание;
  • сложный ремонт.

Так что же лучше – вариатор или автоматическая коробка передач? Однозначного ответа на этот вопрос нет. В конце концов, если бы одна трансмиссия имела явное преимущество над другой, то все производители выпускали бы только автомобили с ней. Поэтому каждый автомобилист должен сделать выбор сам, исходя из своих личных предпочтений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: