Выбор между вариатором и автоматом

Выбор между вариатором и автоматом: что лучше и более надежно?

Фото: Toyota

На автомобилях зачастую используют разные типы автоматических трансмиссий, но их принято называть общим термином «автомат». Однако, по принципу работы и конструкции они сильно отличаются друг от друга.

На данный момент существует много видов автоматических трансмиссий, но на легковых автомобилях чаще всего используются три типа: классические гидромеханические автоматические трансмиссии, роботизированные коробки передач и бесступенчатые вариаторы, которые сокращенно называют CVT.

Все эти трансмиссии отличаются как конструктивно, так и имеют свои преимущества и недостатки. Однако, классические автоматы получили широкое распространение впервые и уже более 70 лет применяются на легковых автомобилях.

Фото: Shutterstock

Фото: Michael Hartmann / imagebroker.com / Global Look Press

Затем широко начали применять роботизированные трансмиссии, которые в течение длительного времени вызывали недоверие у владельцев автомобилей из-за не очень надежного устройства. Однако со временем они стали совершенствоваться, и кризис недоверия к роботизированным коробкам передач был успешно преодолен.

А сейчас все большую популярность на современных автомобилях получают бесступенчатые вариаторы, которые следуют по пути, который ранее был пройден «роботами». Поэтому давайте разберемся, что представляет собой вариатор, как он работает, какие у него преимущества и недостатки, а также насколько он более надежен и лучше по сравнению с классической автоматической коробкой передач.

Что такое вариатор и как он работает?

Вариатор – это разновидность автоматической коробки передач, которая передает крутящий момент с двигателя на колеса и может плавно изменять передаточное отношение в определенном диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения может производиться автоматически, в соответствии с программой или вручную. В автомобилестроении этот тип трансмиссии также называют CVT (Continuously Variable Transmission).

Фото: Олег Лозовой / РБК

Фото: Олег Лозовой / РБК

Неожиданно, но удивительный факт: вариатор был изобретен еще задолго до обычных «автоматических» переключателей, однако его применяли не на автомобилях. Патент на вариатор был выдан уже в конце XIX века и изначально он использовался для регулирования скорости вращения валов на станках.

Первый автомобиль с вариатором появился лишь в 1950-х годах. Сначала вариатор начали массово устанавливать на автомобили марки DAF, которая к тому времени производила не только грузовики, но и легковые автомобили. Позже они начали использовать на некоторых моделях Volvo, а в конце 1990-х и начале 2000-х вариатор с брендом Tiptronic стали устанавливать на младшие седаны Audi. Однако настоящую популярность вариаторы получили только сейчас.

Существуют несколько типов вариаторов: клиноременные с шкивами переменного диаметра, цепные и тороидальные. Наиболее распространенным является первый тип. Поэтому давайте рассмотрим, как он устроен и работает.

Автомобиль, который оснащен такой трансмиссией, на первый взгляд ничем не отличается от машин с обычным автоматом — у него всего две педали и рычаг переключения режимов трансмиссии с положениями P, R, N, D, который похож на рычаги машин с традиционной АКП. Однако вариатор работает совершенно иначе, поскольку у него отсутствуют фиксированные передачи. Изменения передаточного отношения происходят плавно и незаметно, благодаря ремню или цепи, которые вращаются в разных положениях в специальных конических шкивах.

Чтобы изменить передаточное отношение и скорость вращения, а также крутящий момент выходного вала и передать тягу на приводы и колеса, необходимо учитывать диаметр шкивов в месте вращения ремня или цепи. Вариатор обеспечивает плавный старт без рывков и отсутствие переключений передач.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: