Выбор между вариатором и автоматом: что лучше и более надежно?
На автомобилях зачастую используют разные типы автоматических трансмиссий, но их принято называть общим термином «автомат». Однако, по принципу работы и конструкции они сильно отличаются друг от друга.
На данный момент существует много видов автоматических трансмиссий, но на легковых автомобилях чаще всего используются три типа: классические гидромеханические автоматические трансмиссии, роботизированные коробки передач и бесступенчатые вариаторы, которые сокращенно называют CVT.
Все эти трансмиссии отличаются как конструктивно, так и имеют свои преимущества и недостатки. Однако, классические автоматы получили широкое распространение впервые и уже более 70 лет применяются на легковых автомобилях.
Затем широко начали применять роботизированные трансмиссии, которые в течение длительного времени вызывали недоверие у владельцев автомобилей из-за не очень надежного устройства. Однако со временем они стали совершенствоваться, и кризис недоверия к роботизированным коробкам передач был успешно преодолен.
А сейчас все большую популярность на современных автомобилях получают бесступенчатые вариаторы, которые следуют по пути, который ранее был пройден «роботами». Поэтому давайте разберемся, что представляет собой вариатор, как он работает, какие у него преимущества и недостатки, а также насколько он более надежен и лучше по сравнению с классической автоматической коробкой передач.
Что такое вариатор и как он работает?
Вариатор – это разновидность автоматической коробки передач, которая передает крутящий момент с двигателя на колеса и может плавно изменять передаточное отношение в определенном диапазоне регулирования. Изменение передаточного отношения может производиться автоматически, в соответствии с программой или вручную. В автомобилестроении этот тип трансмиссии также называют CVT (Continuously Variable Transmission).
Фото: Олег Лозовой / РБК
Неожиданно, но удивительный факт: вариатор был изобретен еще задолго до обычных «автоматических» переключателей, однако его применяли не на автомобилях. Патент на вариатор был выдан уже в конце XIX века и изначально он использовался для регулирования скорости вращения валов на станках.
Первый автомобиль с вариатором появился лишь в 1950-х годах. Сначала вариатор начали массово устанавливать на автомобили марки DAF, которая к тому времени производила не только грузовики, но и легковые автомобили. Позже они начали использовать на некоторых моделях Volvo, а в конце 1990-х и начале 2000-х вариатор с брендом Tiptronic стали устанавливать на младшие седаны Audi. Однако настоящую популярность вариаторы получили только сейчас.
Существуют несколько типов вариаторов: клиноременные с шкивами переменного диаметра, цепные и тороидальные. Наиболее распространенным является первый тип. Поэтому давайте рассмотрим, как он устроен и работает.
Автомобиль, который оснащен такой трансмиссией, на первый взгляд ничем не отличается от машин с обычным автоматом — у него всего две педали и рычаг переключения режимов трансмиссии с положениями P, R, N, D, который похож на рычаги машин с традиционной АКП. Однако вариатор работает совершенно иначе, поскольку у него отсутствуют фиксированные передачи. Изменения передаточного отношения происходят плавно и незаметно, благодаря ремню или цепи, которые вращаются в разных положениях в специальных конических шкивах.
Чтобы изменить передаточное отношение и скорость вращения, а также крутящий момент выходного вала и передать тягу на приводы и колеса, необходимо учитывать диаметр шкивов в месте вращения ремня или цепи. Вариатор обеспечивает плавный старт без рывков и отсутствие переключений передач.