Зил 131 грузовой автомобиль

Родословная ЗИЛ-131: лучший военный грузовик советской армии

Это история известного полноприводного грузовика ЗИЛ-131, который был создан советскими инженерами с учетом некоторых американских стандартов, особенно стандартов машины M34. Эта история тесно связана с развитием других автомобилей Московского автозавода третьего поколения.

ЗИЛ-131 был первым отечественным грузовиком среднего класса, оснащенным тремя осями и с односкатными колесами. У этого грузовика была грузоподъемность 3,5 тонны в условиях бездорожья, и на твердых дорогах он мог перевозить грузы весом до пяти тонн. ЗИЛ-131 был выпускался в течение 34 лет и стал основным грузовиком Советской армии, а также базой для создания различной специальной военной техники.

Предшественники ЗИЛ-131 (1956-1966 гг.)

В 1956 году появились опытные грузовики ЗИЛ-131, которые затем были доработаны и запущены в производство через десять лет. Основной проблемой был новый двигатель V8, поэтому первая модель ЗИЛ-131А была оснащена 135-сильным мотором V6 и компонентами от машин ЗИС-151, ЗИЛ-157К и пробного гражданского образца ЗИЛ-130.

В результате этих сочетаний была создана новая модель грузовика — ЗИЛ-165, весом 2,5 тонны, оснащенная гибридной системой. Она оснащена шестицилиндровым двигателем мощностью 125 лошадиных сил. В 1959 году был представлен третий экземпляр грузовика ЗИЛ-131, в котором был установлен экспериментальный восьмицилиндровый двигатель мощностью 148 лошадиных сил. Этот грузовик стал основой для разработки серийной модели.

Серийные автомобили ЗИЛ-131 (1966-1990 гг.)​

Процесс создания ЗИЛа-131 занял много времени и был завершен в декабре 1966 года, но серийное производство началось только через год. Этот автомобиль был оснащен современным для его времени двигателем V8 мощностью 150 лошадиных сил, защищенной электрооборудованием, передним приводом с шарнирными шарнирами, рулевым механизмом с гидроусилителем, регулировкой давления воздуха в шинах и кабиной из полностью металла с большим лобовым стеклом. Некоторые из этих автомобилей были также оборудованы пятитонной лебедкой, установленной спереди.

В ходе массового производства ЗИЛ-131 неуклонно совершенствовался и оборудовался новыми узлами и деталями, однако внешний вид практически не менялся. В апреле 1974 года всей линейке был присвоен почетный государственный Знак качества.

Одной из моделей, развивающей базовый дизайн, был седельный тягач ЗИЛ-131В с укороченной рамой и полуавтоматической сцепкой, предназначенный для перевозки полуприцепов с полной массой до 12 тонн на шоссе и 7,5 тонн в условиях бездорожья.

В конце 70-х годов была сделана единственная попытка принять новый военный автомобиль, но она оказалась неудачной. Это были экспериментальные модели ЗИЛ-131М, оснащенные многотопливным двигателем V8 мощностью 170 лошадиных сил. Они отличались удлиненным капотом и разными вариантами облицовки передней части.

В 1986 году с конвейера сошел экономичный основной автомобиль ЗИЛ-131Н с полезной нагрузкой 3,75 тонны и модернизированным 150-сильным двигателем. Внешне, он отличался блоками фар, объединенными с подфарниками, а также указателями поворотов, установленными на передних крыльях, и тентом от КамАЗа. Эти машины 131-й серии были очень популярны в СССР и использовались как в армии социалистических стран, так и в соседних государствах.

Улучшенный грузовой автомобиль ЗИЛ-131НВ с повышенной нагрузкой на сцепное устройство, передней лебёдкой и двумя дополнительными контейнерами над кабиной, коммерческих сборок достигал скорости 75 км/ч.

Производство всех модификаций 131-го ЗИЛа на Московском автозаводе завершилось в 1990 году.

Военные варианты и оборудование на шасси ЗИЛ-131

В Советской Армии и армиях зарубежных стран грузовики ЗИЛ-131 использовались для перевозки от 18 до 24 человек на продольных или поперечных скамьях в кузове, установки военных надстроек и буксировки прицепов и артиллерийских систем среднего и небольшого калибра.

В армиях грузовики были модернизированы с помощью светомаскировочных фар, держателей для индивидуального оружия, приборов ночного видения, ящиков для военных карт и, в некоторых странах, ферменных рам для демонстрации ракетного вооружения.

В эпоху 1980-х годов работники военного завода № 38 разработали опытный прототип серийного автомобиля ЗИЛ-131Н, предназначенного для перевозки военнослужащих в условиях холодного времени года. Они оснастили его автономной отопительно-вентиляционной системой, которая была снабжена дымоходом и была установлена между кабиной и утепленным кузовом.

Традиционно, вооруженные седельные тягачи серии 131В использовались вместе с оригинальными одно- и двухосными полуприцепами, специально разработанными по заказу Министерства Обороны, для перевозки крупногабаритных грузов, мостовых секций и оборудования для строительства мостов.

Типовые кузова-фургоны​

Изначально на грузовике ЗИЛ-131 устанавливались типовые армейские кузова КУНГ-1М в нескольких вариантах. В конце 60-х годов, когда началась стандартизация военных фургонов, специально для него было запущено производство герметизированных бескаркасных моделей К-131 и каркасно-металлических моделей КМ-131, которые отличались характерными плоскими скосами крыши, смотровыми окнами и системами жизнеобеспечения. В этих фургонах в течение длительного времени могли находиться члены экипажа, работающие при экстремальных температурах, высокой влажности и в условиях радиоактивного загрязнения.

Радиотехнические средства связи и управления​

Главным образом, новые кузовы, которые использовали экранированные шасси ЗИЛ-131, были легкими, прочными и безопасными. Они использовались для размещения многочисленных систем связи, радиолокации, разведки и управления войсками. Всего было несколько сотен таких систем.

В данной сфере стала приоритетной автономная радиорелейная станция, которая создавала последовательные участки армейской линии связи протяженностью до 300 километров. Такие станции оснащались различными типами антенн высотой до 20 метров, комплектами кабельных катушек и собственными бензоэлектрическими агрегатами.

В период 60–70-х годов наблюдался активный рост и развитие отечественных мобильных радиолокационных систем, которые представляли собой разнообразные по мощности и назначению устройства. Одним из ключевых представителей был аэродромный радиолокатор РСП-7Т, который имел дальность действия до 180 км и рассчитывался на установку на автомобили ЗИЛ-157, а позже был перенесен на ЗИЛ-131. Его основными функциями были контроль перемещений самолетов в районе аэродромов и обеспечение безопасной посадки даже в сложных метеорологических условиях.

В середине 70-х годов, на основе предыдущей системы П-15М, была разработана радиолокационная двухкоординатная станция П-19 «Дунай», установленная на двух грузовиках ЗИЛ-131. Станция оснащена аппаратурой управления, складным поворотным антенным устройством и агрегатами электропитания. Основными задачами станции являются разведка и обнаружение воздушных целей на различных высотах и дальности до 160 километров, определение их координат, опознавание и передача информации на командные пункты или зенитные комплексы.

На обзорной станции дальнего обнаружения 1Л117, которая располагается на расстоянии до 350 километров, используются два грузовика ЗИЛ-131 с специальными кузовами. В этих кузовах установлено оборудование приемо-передающей станции и кабина для первичной и вторичной обработки полученной информации.

В 70-80-е годы прошлого века использовалась автономная радиолокационная станция кругового обзора П-37 «Меч», которая выполняла задачи по обнаружению воздушных объектов и обеспечению управления воздушным движением. Станция состояла из машины на базе ЗИЛ-131, в кузове КУНГ-1М которой находилась аппаратура управления режимом работы локатора, а также из двухосных прицепов с антеннами и электростанциями. Благодаря этой системе удалось достичь дальности обзора в радиусе 350 километров, а точность определения координат составляла 500 метров.

Набор войсковых аппаратных на грузовых автомобилях ЗИЛ-131 с кузовами К-131 и КУНГ-1М был менее обширным, чем для ГАЗ-66. В этот набор входили различные варианты телеграфных аппаратных и машин уплотнения связи для ракетных комплексов.

Для управления дивизионом оперативно-тактического ракетного комплекса 9К72 использовался подвижный пункт ПУ-1, который состоял из двух автомобилей с типовыми фургонами. Внутри фургонов размещались рабочие столы, первая советская электронно-вычислительная машина для расчета полетного задания, телеграфное печатающее устройство и коммутатор, а также бензиновый электроагрегат.

Комплекс высочайшего класса мобильных командно-штабных машин имел своим основанием ЗИЛ-131 с цельнометаллическим корпусом КМ-131. В этом благополучном устройстве были специальные площадки для руководителей и операторов, ряды стеллажей и шкафов для важных документов, снабженных системами для поддержания жизнедеятельности, электроэнергии, воздуха и тепла. В прицепе ПШ-1 контролировалось место отдыха команд, имелись санитарные условия и контейнеры для дополнительного оборудования.

На фоне 1960-х годов, в отрасли машин обеспечения работоспособности средств дальней связи, появились инновационные и удобные в использовании опорные конструкции под названием ФЛ-95 «Сосна». Они были оснащены уникальными телескопическими стрелами высотой до 35 метров, которые использовались для механизированного подъема и установки приемо-передающих устройств на станциях радиорелейной и тропосферной связи.

Эти устройства были созданы на базе грузовиков ЗИЛ-131/131Н с откидными опорами и раздвижными телескопическими секциями, длиной до шести метров. Их привод осуществлялся от гидравлического насоса, работавшего от коробки отбора мощности автомобиля. Для обеспечения большей стабильности использовались тросовые растяжки, которые помогали стрелам оставаться вертикальными даже при скорости ветра до 30 метров в секунду.

На фотографии показан главный грузовик средней грузоподъемности ЗИЛ-131Н Советской армии, который хранился в коллекции Московского автозавода.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: