Зил 157 грузовик

ЗИЛ-157: «Калашников автомат» среди грузовиков, служащих в армии

Создание первых военных грузовиков после Второй мировой войны происходило под влиянием американской школы конструкторов. В Советском Союзе не было достаточно опыта в этой области, поэтому первые разработки полноприводных вездеходов (ЗИС-36 и ГАЗ-33) не получили должного развития из-за особых обстоятельств. ЗИЛ-151 стал напрямую серийным предшественником ЗИЛ-157 и был создан на основе технических решений американских грузовиков Studebaker US6 и International M-5-6. Однако, хотя 151-я модель немного основывалась на американской, она не была ее копией: в осени 1946 года был создан опытный ЗИС-151-1 с односкатными задними колесами (10,5 – 20), который в значительной степени превосходил будущую серийную модель в внедорожных условиях.

Однако влияние военного опыта эксплуатации «Студебеккеров» преобладало, и чины Советской Армии отдали предпочтение базовому варианту с двумя скатными колесами. Один из доводов в пользу этого выбора была, якобы, большая надежность сдвоенных колес на поле боя. Интересным фактором также оказалось мнение директора завода Ивана Лихачева, который по каким-то причинам неодобрительно относился к односкатным колесам. Евгений Кочнев в своей книге «Автомобили Советской Армии» отмечает, что принятие на вооружение не очень успешного «двухскатного» ЗИС-151 на протяжении десяти лет препятствовало развитию отечественной полноприводной военной техники.

ЗИС-151, который был предшественником ЗИЛа, оказался плохо приспособлен к бездорожью из-за избыточного веса, слабого мотора и двухскатных задних колес.

Заинтересовывает то, что вначале ЗИС-151 имел очень низкую проходимость, и на государственных испытаниях в 1949 году даже на переднюю ось ставили двускатные колеса. Конечно же, это решение только ухудшало проходимость, особенно на песке, снегу и густой грязи. Теперь и липкая грязь, и глина, и снег забивали не только просвет между задними колесами, но и спереди. Кроме того, отсутствие совпадения ширин колеи спереди и сзади серьезно увеличивало сопротивление движению даже на самых безобидных дорогах. В результате серийная модель ЗИС-151 получилась слишком тяжелой, не очень быстросходной (не более 60 км/ч) и неп экономичной, поэтому ее так и прозвали «Утюг».

ЗИЛ-157: «автомат Калашникова» среди армейских грузовиков

Возможно, ЗИС-151 с односкатными колесами мог бы иметь следующие особенности:

Отказ от двухскатных колес, которые вызывают чрезмерные потери в трансмиссии и ходовой части. Также это позволит сэкономить место и уменьшить вес машины, так как не придется возить с собой две запасные шины. Водителям на бездорожье нередко приходится снимать внутренние колеса, чтобы хоть как-то уменьшить сопротивление движению. Внедрение односкатных колес позволит избежать этой меры.

Главным недостатком ЗИС-151 была недостаточная надежность большинства его узлов. Заводчанам пришлось бороться с этой проблемой на протяжении всего жизненного цикла модели. Однако, это не должно останавливать разработку «односкатного» грузовика следующего поколения, так как современные технологии и материалы могут помочь преодолеть эти трудности.

Георгий Жуков спасает ситуацию

Однако Московский автомобильный завод постоянно искал творческие решения на базе ЗИС-151, которые в итоге привели к важным изменениям в проектировании ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131. Примером таких исследований стала серия опытных машин ЗИС-121, которые использовались с 1953 по 1956 год для тестирования более мощных двигателей, усиленных рам и подвески, ожидаемых односкатных колес и блокировки дифференциалов. Однако наиболее значимым нововведением в экспериментальных грузовиках стала система регулировки давления в шинах с внешним подводом воздуха.

ЗИС-485А. Поздняя модификация. Подача воздуха к колесам осуществляется через ступицу.

Фургон БТР-152В

Изначально система накачки колес была разработана для трехосной армейской амфибии ЗИС-485, которая была создана, исходя из американской плавающей машины GMC DUKW-353. Для амфибии заниженное давление в колесах было жизненно необходимо при выходе из водоемов на мягкий берег: это существенно увеличивало площадь контакта протектора с грунтом. Единственным недостатком была внешняя подводка воздуха, шланги и трубы которой могли быть повреждены при прохождении через густой кущарник. Вторым важным преимуществом системы накачки стало значительное увеличение устойчивости шин к прокалыванию, что сыграло решающую роль при установке ее на БТР-152В. Однако, никто серьезно не задумывался о преимуществах установки подобных систем на военные грузовики: казалось, что гигантские затраты на материал никогда не окупятся. Как это часто бывает, случай помог в данной ситуации. В 1952 году группа инженеров отправилась за картошкой в одно из подмосковных хозяйств. Это происходило поздней осенью. Чтобы не замерзла продукция, по-своему они использовали огромную амфибию ЗИС-485 в качестве «термоса». Кузов этого водоплавающего транспорта гораздо лучше защищал от ветра и снега (а также тепло от двигателя хорошо прогревало кузов-лодку), в отличие от ЗИС-151, которые быстро продувались со всех сторон. В группе было два экземпляра ЗИС-151.

Когда грузовик со свежим урожаем картошки двигался обратно, он столкнулся с сильным снежным заносом. В этот момент оказалось, что у ЗИС-485 есть система регулирования давления в шинах, которая позволила ему проехать несколько корпусов впереди других машин. Кроме того, при движении по снегу особо важными были задние односкатные колеса, которых, напомню, не было у ЗИС-151. Для получения более точных результатов испытаний, на грузовик установили ходовую часть от ЗИС-485 и отправили его на замерзшее водохранилище Пирогово. Сразу же стало ясно, что опытный ЗИС-151 имеет в 1,5-2 раза больше тяговых возможностей, чем базовая версия. Видимые преимущества казались очевидными, и систему подкачки шин следовало немедленно устанавливать на новые машины. Однако ЗИЛ-157 пришлось преодолевать множество препятствий на пути к своему внедрению на конвейере.

В 1954 году были проведены испытания различных полноприводных технических средств, предназначенных для армии. К одним из них относился опытный ЗИС-121В (впоследствии известный как ЗИЛ-157), оснащенный системой подкачки колес. В процессе испытаний на болотистой местности этот транспортный средство проиграл только бронетранспортеру ЗИС-152В, также имевшему систему подкачки. На испытаниях присутствовал заместитель министра обороны Георгий Константинович Жуков, который в конечном итоге потребовал от заводчиков обязательно внедрить эту новшество в колесную технику для армии. Завод имени Сталина стал первой компанией в мире, освоившей массовое производство такой сложной техники. В 1957 году удалось избавиться от уязвимой штанги внешнего подвода воздуха благодаря схеме подвода воздуха через цапфу ступицы, разработанной инженерами Г. И. Пралем и В. И. Машатиным, уже работавшими на заводе ЗИЛ.

«Колун», «Захар», «Трумэн» и так далее

В марте 1956 года серийное производство ЗИС-157 было одобрено, но с некоторыми замечаниями. В заключении комиссии было указано, что рулевое управление слишком чувствительное, что может привести к травмам на пересеченной местности. Инженеры рекомендовали установить гидроусилитель рулевого, но были ограничены укороченной сошкой редуктора. Это меньше уменьшило передаваемые удары, но усилие на руле осталось высоким. Вопреки этим проблемам, водителю приходилось всегда сильно крутить рулевое колесо. Почему ГУР так и не появился на машине? Ответа на этот вопрос нет, особенно учитывая, что как на ЗИЛ-130, так и на ЗИЛ-131 был установлен усилитель рулевого управления. ЗИЛ-157 отличался от предшественника не только одноосными колесами на задних мостах, но и большим профилем шины, что положительно сказалось на просвете: у ЗИЛа он составлял 0,31 м, а у ЗИСа — 0,265 м. Машины были оборудованы схожими по конструкции шестицилиндровыми рядными карбюраторными двигателями (110 л.с. на ЗИЛ-157 и 92 л.с. на ЗИС-151), отсюда и характерные длинные клинообразные капоты. Однако только ЗИЛ получил прозвище «Колун» в народе и в армии.

Китайский клон ЗИЛ-157, известный как Jiefang CA-30 (или «Освобождение»), стал эволюционным усовершенствованием неудачной модели ЗИС-151. В отличие от своего предшественника, «Освобождение» приобрело все необходимые характеристики и стало надежным и простым в использовании автомобилем, как и легендарный «автомат Калашникова».
Выпуск «Освобождения» под маркой Jiefang CA-30 происходил в Китае с 1958 по 1986 год и пользовался спросом на развивающихся рынках.
Техника ЗИЛ-157, имеющая свои корни во Второй мировой войне, стала устаревать со временем, и инженеры приложили много усилий для ее модернизации. Но это уже совсем другая история.
Автор: Евгений Федоров
Использованы фотографии: gvtm.ru, diecast-43.livejournal.com, zh.wheelsage.org, carnewschina.com, denisovets.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: