Зил э167 грузовой автомобиль

Уникальный опыт ЗИЛ-Э167

В конце 1950-х годов Специальное конструкторское бюро Завода имени И.А. Лихачева под руководством В.А. Грачева завершило испытания нескольких экспериментальных машин с высокой проходимостью. С помощью ряда экспериментальных вездеходов были изучены особенности работы техники в сложных условиях ландшафта и найдены оптимальные решения для актуальных проблем. Теперь новые проекты создавались с учетом практической эксплуатации техники. Одним из потенциальных вариантов для народного хозяйства и армии был вездеход ЗИЛ-Э167.

Из-за очевидных причин, главным заказчиком машин сверхвысокой проходимости было министерство обороны. В определенный момент времени руководители народного хозяйства также проявили интерес к такой технике. В начале 60-х годов этот интерес привел к появлению нового заказа на разработку особого транспортного средства. 30 ноября 1961 года Совет министров СССР принял решение о том, что СКБ ЗИЛ должно разработать перспективный вездеход для нужд министерства газовой промышленности. 20 декабря Управление автомобильной промышленности Мосгорсовнархоза передало соответствующее задание на Заводу ЗИЛ.

В Военно-техническом музее подмосковья можно увидеть опытный ЗИЛ-Э167. Фото Gvtm.ru

В соответствии с техническим заданием на новый проект, инженеры СКБ ЗИЛ должны были разработать новый многоосный внедорожник, который мог бы перевозить людей и грузы, а также использоваться в качестве платформы для специального оборудования. Машина должна была обладать высокой проходимостью, чтобы соответствовать требованиям труднодоступных районов Сибири и других регионов, где развивалась добывающая промышленность. Опытный образец будущего вездехода должен был быть готов не позднее 1 января 1963 года.

С начала 1950-х годов команда Специального конструкторского бюро ЗИЛ под руководством В.А. Грачева занималась разработкой ряда внедорожников семейства ЗИЛ-135. Этот проект требовал много усилий, поэтому начать разработку нового автомобиля удалось только за несколько недель до окончания отведенного времени. Работы над новым проектом начались только в ноябре 1962 года. Несмотря на такие трудности, инженеры и специалисты с производства смогли подготовить новый проект и построить необходимый экспериментальный образец в установленные сроки.

Фото Gvtm.ru

Однако, им пришлось использовать все доступное время: вездеход-прототип был построен только 31 декабря 1962 года. Кроме того, не удалось подготовить полный набор конструкторской документации за имеющееся время. Некоторые детали проекта также разрабатывались уже в сборочном цеху, «на месте».

Новый проект вездехода для народного хозяйства был обозначен как ЗИЛ-Э167. Буква «Э» указывала на экспериментальный характер проекта. Кроме того, название не содержало никаких намеков на связь с существующими опытными или серийными автомобилями.

В связи с ограниченностью времени, инженеры СКБ ЗИЛ были вынуждены создать новый прототип высокопроходимого автомобиля, используя максимальное количество готовых комплектующих, взятых из других технических устройств. Основным источником узлов и агрегатов стала машина ЗИЛ-135Л, части которой составляли около двух третей нового ЗИЛ-Э167. Оставшаяся треть компонентов либо была заимствована из других проектов, либо разрабатывалась с нуля.

Опытный вездеход ЗИЛ-Э167

Вездеход ЗИЛ-Э167 был создан на основе модифицированной рамы от автомобиля ЗИЛ-135Л. Для увеличения жесткости конструкции были добавлены дополнительные поперечные балки и косынки. Уникальным решением стало размещение агрегатов и полезных объемов. Вместо обычного корпуса под рамой были установлены стальные листы, выполняющие роль днища. На верхней части рамы располагалась кабина экипажа, за которой находился корпус с грузопассажирской кабиной и моторным отсеком.

Силовая установка и трансмиссия базировались на компонентах уже существующего вездехода. В задней части корпуса нового прототипа предлагалось устанавливать пару бензиновых двигателей ЗИЛ-375 с мощностью 180 л.с. Как и в случае с машиной ЗИЛ-135Л, каждый из двигателей был соединен с собственной трансмиссией, которая была связана с колесами одной стороны. Рядом с двигателями, на бортах и на крыше, находились большие радиаторы, которые охлаждались атмосферным воздухом через боковые решетки. Топливная система состояла из шести резервуаров общим объемом 900 литров. Резервуары для топлива находились на бортах рамы между колесами: четыре перед первой осью и два перед второй.

ЗИЛ-Э167 был собран недавно. Фотография с сайта Denisovets.ru

У автомобиля было два отдельных двигателя, каждый из которых передавал мощность на колеса своей стороны. Каждый двигатель был соединен с собственным гидротрансформатором, который позволял согласовать параметры двух потоков мощности. Кроме того, на каждой стороне были отдельные коробки передач, карданные валы и передаточные механизмы. Управление двигателями осуществлялось с помощью двойного набора органов управления.

Раздаточная коробка была объединена с коробкой отбора мощности, которая использовалась для привода лебедки. Эта коробка была заимствована у опытного внедорожника ЗИЛ-134. Она могла развивать силу до 10 тонн и была удобным средством для самовытаскивания.

Ходовая часть нового макетного образца в некоторой степени повторяла конструкцию уже протестированных автомобилей. Колеса центральной оси были закреплены на корпусе жестко, без использования упругих элементов подвески. Первая и третья оси были оснащены независимой подвеской колес на поперечных рычагах. В качестве упругих элементов использовались торсионы. Такая подвеска имела ход в 240 мм. Рулевая система контролировала положение двух передних и двух задних колес. Для этого потребовалось использовать сразу два гидравлических усилителя. Все колеса были оснащены барабанными тормозами. Их работой управляла гидравлическая система, дополненная пневмоусилителями.

На левом борту видно моторный отсек, который пока оснащен только решетками. Фото Denisovets.ru

Специалисты разработали новые колеса специально для опытной машины ЗИЛ-Э167. Инженеры СКБ ЗИЛ вместе с учеными МВТУ им. Баумана создали уникальную конструкцию колесного диска, в которой использовались металлические и стеклопластиковые детали. Распорное кольцо и диск для крепления к ступице были выполнены из стали, а все остальные детали изготовлены из стеклопластика. Особенностью нового колеса была его разъемная конструкция обода. Благодаря использованию новой конструкции колеса удалось существенно снизить его вес. Новое колесо было примерно в 2,5 раза легче аналогичного стального. Ходовая часть машины была оснащена централизованной системой регулировки давления в шинах, которая позволяла менять профиль колеса в зависимости от параметров опорной поверхности.

Для нового колеса была использована штатная покрышка, взятая у тягача МАЗ-529Е. Это изделие имело диаметр 1790 мм и размерность 21.00-28. Конструкция колес также позволяла использовать шины диаметром 1594 мм (18.00-24) или арочные покрышки диаметром 1500 мм и шириной 840 мм. В зависимости от типа шины и давления в ней можно было получить удельное давление на грунт до 0,6 кг/кв.см – такие же характеристики имели гусеничные машины.

Модельный образец успешно преодолевает восхождение. Фото Denisovets.ru

Выше колес, на уровне нижней части корпуса, имелись развитые брызговики. Под водительской кабиной они имели округлую форму и опускались вниз. На этой части брызговиков имелись небольшие ступеньки, облегчающие посадку в кабину. На всей остальной длине брызговики были прямыми. В задней части правого борта в брызговике имелся небольшой промежуток, необходимый для использования двери.

Передняя часть рамы была использована для размещения кабины экипажа, в которой было четыре посадочных места и все необходимые элементы управления. Кабина была сделана из стеклопластиковых панелей и была взята без изменений с вездехода ЗИЛ-135Л. За кабиной экипажа находился дополнительный корпус, который можно было использовать для перевозки людей и груза. Этот корпус также был изготовлен из стеклопластика. На большей части своей длины этот корпус имел прямоугольное поперечное сечение с закругленными углами. Над третьей осью корпус кабины переходил в кожух моторного отсека. Эта часть корпуса отличалась плавно опускающейся изогнутой крышей.

Водительская кабина могла вместить до четырех человек. Наблюдение за дорогой (или бездорожьем) осуществлялось через большие стекла. Для посадки в кабину было две двери. Грузопассажирская кабина имела 14 мест, расположенных вдоль бортов. В бортах было по три прямоугольных окна. В задней части правого борта также была дверь с окном для посадки. Кабины экипажа и пассажиров были связаны проемом с дополнительной дверью. Из-за эксплуатации в сложных условиях кабины были оснащены системами обогрева. Водительская кабина имела стандартный обогреватель, а в грузопассажирской кабине были установлены автономные отопители.

В процессе завершения сборочных работ, рабочие Завода им. Лихачева покрыли макетный образец красочной краской яркого красного цвета. На бортах грузопассажирской кабины, между первой и второй парой окон, появилась эмблема СКБ ЗИЛ — изображение бегущего белого лося. Согласно легенде, такая эмблема символизирует высокую «проходимость» этого животного, способного преодолевать глубокий снег. Некоторое время на дверях водительской кабины был виден белый номер «27».

Новый тип экспериментального вездехода отличался необычайными размерами. Его длина составляла 9,26 метра, ширина – 3,13 метра, а высота – немного более 3 метров. Когда использовались колеса диаметром 1,79 метра, клиренс составлял 852 миллиметра. Колесная база составляла 6,3 метра, а межосевое расстояние – 3,15 метра. Колея составляла 2,5 метра. Вес ЗИЛ-Э167 в снаряженном состоянии составлял 12 тонн. Он мог перевозить полезный груз массой 5 тонн, после чего полный вес достигал 17 тонн. Благодаря двум мощным двигателям и эффективной трансмиссии, этот автомобиль обладал высокими ходовыми характеристиками. Вездеходное шасси обеспечивало высокую проходимость.

Фото Denisovets.ru

Сборка опытного автомобиля ЗИЛ-Э167, способного преодолевать сложные снежные участки, была завершена в конце декабря 1962 года. Вскоре после этого машина была отправлена на заводские испытания. Первые проверки проходили на трассах Московской области и продолжались до конца января 1963 года. В ходе испытаний было обнаружено, что решетки в корпусе не справляются с задачей подачи воздуха к радиаторам. Чтобы улучшить охлаждение двигателей, на бортах и крыше пришлось установить дополнительные воздухозаборники ковшового типа.

Несмотря на это, вездеход продемонстрировал отличные характеристики. На шоссе он мог развивать скорость до 75 км/ч, а запас хода составлял 9020 км. Расход топлива составлял до 100 литров на 100 км пути. Проходимость уникального шасси полностью соответствовала требованиям любых автомобильных дорог.

В феврале того же года опытный автомобиль ЗИЛ-Э167 самостоятельно отправился из Москвы в Пермскую область. Во время путешествия машина несколько раз съезжала с дороги и передвигалась по бездорожью. Несмотря на снежные условия, автомобиль продолжал демонстрировать высокую проходимость и не уступал своим обычным характеристикам. На заснеженной дороге автомобиль мог разгоняться до 8-10 км/ч. Он также мог подниматься на склон с уклоном до 42°. Машина успешно преодолевала броды глубиной до 1,8 метра. В течение нескольких месяцев испытатели оставались в Перми и изучали работу механизмов в сложных условиях.

Движение по болоту. Фото Denisovets.ru

После проведения проверок на неофициальных полигонах Пермской области, опытный внедорожник вернулся в Москву. Летом 1964 года он снова был отправлен на испытания, на этот раз в условиях, приближенных к пустынным. Подмосковные площадки позволили протестировать автомобиль на песках, в болотах и на холмах. Несмотря на все трудности, машина подтверждала свою принадлежность к классу техники с высокой проходимостью и демонстрировала высокие показатели проходимости. Вероятно, летние испытания 1964 года позволили внести доработки в машину перед следующими испытаниями.

Зимой, которая наступит, макетный образец был задействован в работах, связанных с народным хозяйством. В 1964 году, осенью, Завод им. Лихачева начал массовое производство новейших грузовиков ЗИЛ-130, и для этого требовалась определенная технологическая оснастка. Необходимые изделия были изготовлены на Сердобском машиностроительном заводе (г. Сердобск, Пензенская область). Опытный ЗИЛ-Э167 самостоятельно доехал до Сердобска, забрал несколько тонн оснастки и вернулся в Москву. В этот раз вездеход имел возможность продемонстрировать свои возможности не с пустым балластом, а с полноценным грузом.

В середине 2000-х годов был разработан опытный вездеход, который показал отличные результаты. Однако, из-за хранения под открытым небом, его состояние сильно пострадало. На фото, которое можно найти на Wikimedia Commons, это хорошо видно.

В начале 1965 года, сразу после грузового рейса, опытный вездеход был отправлен в Сибирь для работы на строительстве нового газопровода Шаим-Тюмень. Эта стройка проходила в труднодоступных таежных районах и сталкивалась с различными проблемами, связанными с транспортировкой грузов и людей. Именно поэтому был разработан автомобиль сверхвысокой проходимости — ЗИЛ-Э167. Он должен был помочь в строительстве нового трубопровода.

ЗИЛ-Э167 без проблем преодолевал глубокую снежную целину, достигая глубины до 1-1,1 метра, и свободно передвигался по зимним дорогам. Кроме того, он неоднократно выполнял функции тягача, помогая выбираться из снежных заторов другим машинам.

По-видимому, в это время появилась забавная легенда, согласно которой опытный советский внедорожник сильно напугал зарубежную разведку. Рассказывают, что в 1963-65 годах специалисты американского ЦРУ, изучая спутниковые снимки советской территории, регулярно обнаруживали в отдаленных и труднодоступных заснеженных районах свежие следы некоего крупного транспортного средства, свидетельствующие о его высокой проходимости. Наконец, в короткий промежуток времени загадочный ярко-красный внедорожник заметили на нескольких фотографиях из разных регионов страны. Из этого разведчики сделали вывод: русские разработали и построили целую «флотилию» мощных внедорожников. Теперь они смогут атаковать Канаду и США, отправив войска на таких машинах через Арктику или даже через Северный полюс.

В середине 1965 года единственный образец макета ЗИЛ-Э167 вернулся в Москву на завод-изготовитель. Теперь специалисты Специального конструкторского бюро должны были завершить анализ собранных данных и сделать выводы, включая дальнейшее развитие техники сверхвысокой проходимости. По результатам испытаний было высказано мнение, что опытный внедорожник показал максимально возможные характеристики подвижности и проходимости для колесной машины.

Фото Gvtm.ru

Проект ЗИЛ-Э167 вызывал большой интерес в развитии специальной техники. Однако запуск серийного производства такой машины не был запланирован. Согласно известным данным, такое решение было принято еще в 1964 году.

Известно, что отказ от серийного производства вездехода ЗИЛ-Э167 или машины на его базе имел несколько причин. Одной из основных причин был запуск производства многоцелевого гусеничного транспортера ГТ-Т. Эта машина, хоть и уступала колесному вездеходу ЗИЛ по техническим характеристикам, имела свои преимущества. Проблемой колесных автомобилей высокой и сверхвысокой проходимости была сложная в производстве и эксплуатации трансмиссия. Кроме того, такие вездеходы получались очень дорогими.

Министерство обороны проявило интерес к проекту ЗИЛ-Э167 в определенный момент времени. Было решено рассмотреть возможность строительства двух новых макетных образцов, которые предназначались для проведения новых испытаний в интересах военного ведомства. Однако, не было построено новых машин данного типа. К середине 60-х годов армия уже успела получить желаемые вездеходы нескольких моделей, и в таких условиях не было необходимости немедленно разрабатывать новый образец.

Фотография Gvtm.ru показывает вид сбоку-сзади.

Сравнение нескольких новых образцов специальной техники разных классов привело к определенным выводам. Некоторые образцы вездеходов были запущены в серийное производство, в то время как другие так и остались на стадии испытаний. Проект ЗИЛ-Э167 внес огромный вклад в развитие вездеходов, но не получил заказа на серийное производство.

После окончания испытаний в 1965 году единственный ЗИЛ-Э167 вернулся в Москву, на Завод имени Лихачева, где он хранился в течение некоторого времени. Прошло несколько десятилетий бездействия, и уникальная машина превратилась в жалкое зрелище. Однако несколько лет назад ее отремонтировали и восстановили. Сейчас она находится под навесом на открытой площадке Военно-технического музея подмосковного города Ивановское.

В середине 1950-х годов Специальное конструкторское бюро Завода им. Сталина (позже им. Лихачева) начало заниматься разработкой автомобилей с высокой проходимостью для вооруженных сил и промышленности. В течение некоторого времени бюро и завод создавали опытные образцы, чтобы проверить различные смелые идеи. Один из таких образцов — ЗИЛ-Э167 — показал самые высокие характеристики. Параллельно с экспериментальными машинами, СКБ ЗИЛ разрабатывало полноценные машины, годные для практического использования. Опыт, полученный при создании ЗИЛ-Э167, был использован в новых проектах вездеходов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: