ЗИС-110: история создания легкового автомобиля

ЗиС-110: история и особенности

В июле 1945 года на московском Заводе имени Сталина была произведена первая партия роскошных лимузинов ЗИС-110.

Несмотря на все свои преимущества, ЗиС-101, который в предвоенные годы был основным автомобилем для представительства, к концу войны уже морально устарел и нуждался в замене. Сталин сам предложил создать копию автомобиля Паккард-180 в качестве замены.

Длина автомобиля с колёсной базой в 3760 миллиметров составляла точно шесть метров. Ширина составляла 1960 миллиметров, а высота при клиренсе в 200 миллиметров достигала 1730 миллиметров.
На автомобиле был установлен рядный восьмицилиндровый двигатель, который был почти полностью скопирован с Паккарда. Все цилиндры были отлиты из специального чугуна в одном блоке вместе с картером. К картеру был присоединен стальной штампованный поддон. Диаметр цилиндра составлял 88,9 мм (3,5 дюйма), а ход поршня – 116,84 мм (4,6 дюйма). Поршни были изготовлены из алюминиевого сплава. На юбке поршня был сделан сквозной косой разрез.

Впервые в истории советского автомобилестроения двигатель был оснащен гидравлическими толкателями клапанов и приводом распредвала, который работал бесшумно благодаря использованию пластинчатой цепи Морзе. Ранее такой привод устанавливался только на автомобили Русско-Балтийского завода. Двигатель ЗиС-110 работал настолько тихо и плавно, что на приборной панели была установлена контрольная лампа, которая показывала, что зажигание работает, так как по звуку было невозможно определить, заведен ли двигатель или нет. Единственное, что пришлось изменить, это степень сжатия. Проблема заключалась в том, что самым высокооктановым бензином в СССР был бензин Б-70. Начиная с 1945 года на Гурьевском НПЗ начали выпускать бензин А-72, но для достижения степени сжатия в 7,4 требовался бензин А-74. Однако бензин А-74 был освоен на Московском и Рязанском НПЗ только к 1950 году. Поэтому было принято решение снизить степень сжатия до 6,85 единиц. Это решение привело к снижению мощности двигателя с 162 до 140 л.с. при тех же 3600 оборотах в минуту.

Масса данной конструкции составляла около 7,5 тонн, вместо обычных 2500 кг. Чтобы шасси могло выдержать такую нагрузку, пришлось использовать задний мост с полностью разгруженными полуосями от грузовика ЗиС-150. Даже передаточное отношение в главной передаче оставили грузовым – 6,67 вместо 4,36, как у стандартной модели. Однако на этой модификации, которую назвали ЗиС-115, оставили высокую степень сжатия, и вначале такие автомобили заправлялись импортным бензином. Несмотря на увеличенную мощность, скорость «броневика» не превышала 100 км/ч, в то время как стандартная модель с мощностью 140 л.с. разгонялась до 140 км/ч, достигая скорости 100 км/ч за 28 секунд.

Завод Сталина произвел несколько автомобилей ЗИС-110 в модификациях «Такси» и «Скорая помощь» за три года до этого. Внешние отличия «Скорой помощи» от обычной модели заключались в специальной медицинской окраске, которая была бежевой или светло-серой, фонаре с красным крестом на крыше и измененной форме багажника: последний доходил до крыши, чтобы можно было использовать штатные носилки, которыми комплектовался автомобиль.

Завод Сталина произвел несколько автомобилей ЗИС-110 в модификациях «Такси» и «Скорая помощь» за три года до этого. Внешний вид Скорой Помощи отличался от базовой модели благодаря специальной медицинской окраске, которая была бежевой или светло-серой. На крыше был установлен фонарь с красным крестом, а форма багажника была изменена: он доходил до крыши, чтобы можно было использовать штатные носилки, которыми комплектовался автомобиль.

В том же году был представлен новый автомобиль ЗИС-110Б с открытым кузовом типа фаэтон. Фаэтоны ЗИС-110Б стали заменой лошадям, которые использовались командующими парадами и участниками парадов на Красной площади в Москве и на Дворцовой площади в Ленинграде, начиная с 1955 года.

В 1949 году появился полноприводной автомобиль ЗИС-110Ш, который является одним из самых необычных вариантов. Основной особенностью этого автомобиля является полный привод. Для его обеспечения были использованы два ведущих моста от автомобиля «додж WC51», причем передний мост оснащен карданными шарнирами типа «вейс».

В послевоенное время осталось немало старой лендлизовской техники, оставшейся с войны. Чтобы не создавать новые агрегаты, было решено использовать имеющуюся американскую технику. Для соединения с раздаточной коробкой использовались два удлиненных карданных вала от ЗИС-110. Сама раздаточная коробка, которая также принадлежала «доджу» и имела передаточное отношение 1:1, приводилась в движение от коробки передач с помощью специального короткого промежуточного карданного вала. Сердцем нового вездехода стал самый мощный и лучший легковой двигатель от автомобиля «ЗИС-115», который также имел более совершенную систему охлаждения масла и переработанный радиатор.
Этот удачный образец был выпущен всего в 47 экземплярах, ни один из которых, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями в социальных сетях:
Toyota Club
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: